Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Азнакаевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
По страницам басен
И.А. Крылова
Автор работы
Бадртдинова Лейля Айратовна
Педагог- библиотекарь
Внеклассное мероприятие «По страницам басен И.А. Крылова»
Цели:
развитие речи (обогащение словарного запаса при изучении новых понятий), развитие памяти, развитие внимания, умения выделять главное, умения применять знания одного предмета при изучении другого;
содействие воспитанию нравственных качеств обучающихся;
выработка организованности, доброжелательности, общительности, самостоятельности, взаимопомощи;
создание ситуации успеха, повышение мотивации обучения
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с творчеством писателя;
Добиваться осознанного, выразительного чтения;
Определять главную мысль произведения
Развивающие:
формирование познавательного интереса, творческой активности обучающихся;
развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выбор.
Расширять представление обучающихся о баснях И.А.Крылова
Воспитательные:
Воспитание положительных качеств на примерах героев, привитие интереса к чтению.
Вызвать интерес к чтению, умение работать в коллективе
Воспитывать чувство справедливости, взаимопомощи.
Оборудование и дидактический материал:
Компьютер, экран, проектор
книги с баснями для выставки,
рисунки учащихся
инвентарь для инсценировки басни
презентация
Ведущий: - Ребята, вы уже знакомы с выдающимся русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие «По страницам басен И.А. Крылова».
Родился будущий знаменитый писатель в семье армейского офицера.Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Маленького Ваню воспитывала мама, она была умной и доброй женщиной.
С 10 лет Иван вынужден работать, он красиво пишет, поэтому его берут канцелярию переписывать бумаги.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
Попав однажды в театр, Ваня Крылов решил написать пьесу. И написал в стихах комическую оперу «Кофейница». Было ему всего 14 лет. Опера имела успех, но не принесла семье денег. Удачливого дебютанта стали приглашать в дома богатых помещиков, но он производил неблагоприятное впечатление — слишком прост, плохо одет, явно беден.
Иван Андреевич Крылов человек разнообразных талантов и дарований пробовал себя как автор пьес, писатель прозаик и как журналист, но всем он больше известен как сочинитель стихотворных басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. И.А.Крылов написал более 200 басен. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.
Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
Иван Андреевич Крылов русский писатель и баснописец почти 30 лет работал библиотекарем. Он служил в Публичной библиотеке, а за составление каталога русских книг получил орден Святого Владимира 4-й степени.
В Санкт- Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Это памятник Ивану Андреевичу Крылову- великому русскому баснописцу. А животные- это герои его произведений.
Ведущий: Что такое басня? Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. Герои басен - это животные, вещи, растения. Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные. В баснях Крылов обвиняет богатых, живущих за счёт простых людей, несправедливый суд, решающий все дела в пользу богатых.
Имя Крылова было широко известно не только в России, но и далеко за её пределами. Басни издавались на трёх языках - русском, французском и на итальянском.
А теперь давайте вспомним басни Крылова? Конкурс называется «Назови басни»
Басни о лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);
басни о волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне»,«Лев и волк», «Волк и мышонок», «Волк и Пастухи», «Волк и Журавль»);
басни о медведе (Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);
басни о б обезьяне (Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяна», «Квартет»).
Вот и вспомнили басни, а теперь будем отгадывать. Викторина по басням Крылова. Первый вопрос, слушайте внимательно.
1. Кого просила Стрекоза «накормить и обогреть» ее?
а) Слона; б) Таракана; в) Муравья
Ведущий: Учащиеся начальных классов покажут нам басню «Стрекоза и Муравей».
2. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками?
а) Профессор; б) Вол; в); Мартышка г) Моська
3. Как звали собаку, которая лаяла на слона?
а) Тоська; б) Моська; в) Доська;
4. Какие персонажи брались везти поклажу в одной из басен И. А. Крылова?
а) Ворона и Лисица; б) Ворона и Курица; в) Лебедь, Рак и Щука; г) Лягушка и Вол
Ведущий: Ученики 7 класс покажут инсценировку на басню «Лебедь, Рак и Щука».
5. Из какой басни этот отрывок?
«Спой, светик, не стыдись!
Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица...»?
а) «Ворона и Лисица»; б) «Свинья под дубом»; в) «Квартет»
6. У кого предлагал поучиться пению Осел в басне «Осел и Соловей»?
а) у канарейки; б) у попугая; в) у вороны; г) у петуха
7. Кто из зверей не является героем басни «Квартет»?
а) Мартышка; б) Лев; в) Осел; г) Козел
Ведущий: Учащиеся 5 класс покажут инсценировку на басню «Квартет».
Остановка ПОИГРАЕМ
Вам нужно отгадать, кто же из этих персонажей лишний? И как называется басня? (стрекоза, муравей, обезьяна)
- Ворона, муравей, лиса
- лебедь, лиса, щука, рак
Закончите фразу: Кукушка хвалит петуха:
- За красоту его хвоста
- За громкий голос
-За то, что хвалит он кукушку
Ведущий: Давай-те посмотрим инсценировку на басню «Петух и Кукушка» в исполнении учеников 6 класса.
А сейчас будем угадывать басню по иллюстрации. Слайд 30
1. Кот и повар
2. Свинья под дубом
3. Волк и ягненок
4. Зеркало и обезьяна
Ведущий: 8 класс покажут инсценировку на басню «Зеркало и обезьяна»
5. Музыканты
6. Лисица и виноград
7. Волк на псарне
8. Щука и кот
«Крылатые слова»
Многие фразы из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои И.А. Крылова.
Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки:
«Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
«У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»)
«Сильнее кошки зверя нет» («Мышь и Крыса»)
«А ларчик просто открывался» («Ларчик»)
«А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)
Вот и закончилось наше путешествие по басням Ивана Андреевича Крылова
А сейчас посмотрим Замечательный советский мультфильм 1947 г. выпуска по басне И.А.Крылова `Квартет
Мораль басни «Квартет» очень легко определить, она заключается в том, что без таланта и специального умения невозможно получить признания. Только упорный труд и долгое обучение помогут достичь успеха.