Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме
«Обобщение по теме «Сказки Пушкина»
Тип урока: урок построения системы знаний.
Цели: систематизация и обобщение изученного материала по сказкам А.С. Пушкина; формирование умения систематизировать и обобщать изученное, развивать речь, мышление, творческие способности.
Планируемые результаты: научится систематизировать и обобщать изученный материал, подбирать книги на выставку, соотносить иллюстрацию с содержанием текста, проверять себя и оценивать свои достижения.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя, рисунки, карточки с заданиями, презентация, мультимедийный проектор
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Загадка.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится. (улыбка)
- Давайте, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2. Постановка проблемного вопроса.
Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из песни «Спор Маши и Вити ». Слушайте внимательно. Потом скажете, о чём спорили дети? (Звучит отрывок из песни).
- Не бывает в наши дни чудес на свете
Для тех, кто не верит в них сам.
- Нет Кощея - это знают даже дети!
- А сказки живут тут и там.
- Лукоморья нет на карте –
Значит в сказку нет пути!
- Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди.
- О чём спорили Маша и Витя? (Маша говорит, что чудеса есть на свете. А Витя не верит.)
- Так если сказка – это фантазия и вымысел, то почему же мы любим сказки, с удовольствием читаем их и почему учимся у них? В чём сила сказок?
(Сказки – это чудеса. Сказки учат добру. Добро всегда побеждает зло.)
- Какое крылатое выражение есть у Пушкина про сказки?
(Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)
- Из какой сказки эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке»)
- Я предлагаю вам сейчас поработать со сказками Пушкина и доказать мудрость этих слов. Вы будете работать по группам.
3. Работа по теме урока
1) Биография А.С. Пушкина (доклад-презентация ученика) (слайды 1-22)
3) Викторина:
1 - Мозаика:
- Собери и назови сказки. (разрезанные картинки из сказок Пушкина)
__________________________________________________________
2 – Словарная работа:
Соедини слова и их значения:
У лукоморья | На сиденье для кучера |
Сидит на облучке | Сошла с ума, обезумела |
Невод | Неумный человек, разиня |
Простофиля | Чуб, хохол |
Тесовые ворота | Пряник с отпечатанными рисунками, буквами |
Столбовая дворянка | Большая рыболовная сеть |
Чупрун | У морского залива |
Белены объелась | Находиться в полном подчинении у кого-нибудь |
Пряник печатный | Дворянка старинного рода |
Быть на посылках | Ворота, сделанные из тонких досок |
3. Конкурс “Слова – архаизмы”
(Под музыку еле-еле входит Баба Яга, тащит за собой метлу)
Баба Яга:
Помогите, добры молодцы!
Помогите, красны девицы!
Не метёт метла,
Не летит она.
Не могу я перевести слова заклятия для метлы
С устаревшего языка на современный.
Ведущий:
Придется помочь Бабе Яге, иначе придётся ей ходить пешком. А она уже старенькая.
(Команды получают конверты)
Задание:
Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика:
вороты | лоб |
очи | глаза |
перст | палец |
чело | ворота |
воитель | губы |
рыбарь | воин |
рать | рыбак |
уста | войско |
старче | старик |
Шифровки.
Ведущий:
Из кармана Бабы Яги выпали два конверта. Посмотрим, что же в них. А в них новое задание. Здесь зашифрованы названия животных из сказок Пушкина.
Задание:
GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).
JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).
WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).
JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).
4 - «Узнай героя и назови произведение»
1) Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2) В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар - муха - шмель.)
3) Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (З раза)
4) Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз - тину, 2-й раз - морскую траву.)
5) Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер)
6) За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка)
Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу.
_________________________________________________________
5 - Узнай сказку по следующим словам: (слайды 31-34)
1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке)
_____________________________________________________________
4) Разминка для глаз (слайд 35).
5) Уважаемые гости, объявляется конкурс болельщиков. Первый правильный ответ будет оцениваться в пять баллов и засчитываться той команде, за которую болеет правильно ответивший участник. К сожалению не все герои сказок могут быть с нами сегодня. Но они прислали нам телеграммы, где объясняют, почему они не могут этого сделать. Внимание! Нужно узнать, от кого пришли телеграммы, назвать героя и сказку.
• «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна». (Вторая сестрица. «Сказка о царе Салтане...»)
• «Ждите, ждите, очень спешим, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна». (Корабельщики. «Сказка о царе Салтане...»)
• «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!» (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
• «Очень жаль, приехать не могу. Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!» (Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке».)
• «Приехать никак не могу. Пуще прежнего старуха вздурилась». (Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
• «Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать, не будет мне обидно!» (Молодая царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Подсчёт
Метод "Шесть шляп"
4. Рефлексия
- Продолжи строки: (слайды 36-37)
-Какой был прекрасный сегодня… (урок)
И много в душе родилось у нас… (строк).
И ум наш в порядке, и есть у нас… (знанья)
Теперь не страшны нам любые… (заданья)!
5. Домашнее задание
- Выразительное чтение «Сказки о медведихе»;
- кроссворд по сказкам А.С. Пушкина.