СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По страницам романа А.С. Пушкина "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«По страницам романа А.С. Пушкина "Дубровский"»


Конспект урока по литературе в 6 классе

Учитель : Капашова С.И

Тема: По страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели и задачи:

познавательные: формировать у учащихся понимание «открытого» финала; продолжать работу по формированию умения работать с текстом; проверить знание художественного произведения; обобщить изученный материал;

развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; «воспитание чувств»: любви, долга, милосердия, благородства

Форма урока: фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений.

Оборудование: презентация, видео-фрагмент.

Опережающее домашнее задание:

1) подготовка инсценирования эпизодов романа;

2) иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Дубровский» (оформление выставки).

Оформление: Иллюстративный стенд; эпиграф:

«Удались от зла и сотвори благо…» А.С. Пушкин.

Оборудование: Карточки, жетоны для оценивания работы учащихся на уроке, мультимедиа оборудование для демонстрации презентации.

План урока.

1.Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

3. Повторение терминов, составляющих композицию романа.

4. Работа с текстом.

5. Физминутка.

6. Инсценирование фрагментов романа.

7. Знакомство с новым термином .

8.Обобщение знаний.

9.Домашнее задание.

10. Выставление оценок.

Ход урока.

Этап урока

Содержание урока

№ слайда

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Прошу садиться.

Сегодняшний урок будет посвящен заключительным главам романа А.С. Пушкина «Дубровский». Это произведение не было завершено А.С. Пушкиным при жизни. Лишь после смерти А.С. Пушкина издатели выпустили роман в свет и дали название по фамилии главного героя-Дубровский.

Сегодня, работая на уроке, вы будете получать жетоны, по количеству которых в конце урока будет выставлена оценка. (красный- полный ответ, зеленый-неполный ответ).

Я вам всем желаю успехов!

Запишите дату и тему урока, а так же эпиграф к уроку:

«Удались от зла

и сотвори благо…»

А.С. Пушкин.


1

  1. Актуализация знаний.

Но прежде чем мы дойдем до финала, я обращаю ваше внимание на доску, на которой графически изображены все стадии сюжета.

-Все пункты перепутаны, нужно восстановить.

Мы сегодня в течение всего урока пройдем все стадии сюжета.

-А еще предлагаю вам на этом же графике выстроить «График эмоций» главного героя-Дубровского

(стикеры)

№2

  1. Усвоение знаний.




























Работа с текстом.
















Физминутка.

Начинаем свое путешествие по главам романа.

-С чего всё начиналось? Экспозиция романа?

(История дружбы Троекурова и Дубровского)

- А сейчас предлагаю посмотреть небольшой сюжет одноименного фильма по произведению.

-О чем отрывок?

(Когда в суде отбирают имущество отца Дубровского)

-Какой это элемент композиции?

ЗАВЯЗКА

(Ссора друзей: Троекурова и отца Дубровского- Андрея Гавриловича)

В это время мы знакомимся с главным героем-Владимиром Дубровским, который приезжает к отцу по просьбе няньки


ЭМОЦИИ

приезд в отчий дом-радость, любовь к отцу

сильно огорчен состоянием здоровья отца, узнает о несправедливости, о том, что имение хотят незаконно отобрать. Решается мстить

вот она ЗАВЯЗКА


-Как развиваются события дальше?

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Обращаю ваше внимание на «Неслучайные детали» - медведь(одна из любимых забав Троекурова).

-Как начинает действовать Владимир, чтобы отомстить Троекурову?

(Становится французом-учителем Дефоржем)

-Как он оказался у Троекурова?

(глава 11 , стр.106)

-Что ответил француз, когда Дубровский у него спрсил: «Куда изволите вы ехать?»

( стр.107)

- Что предложил Дубровский французу?

( стр.108)

-Что напоследок сказал французу?

( стр.109)

ЭМОЦИИ

Злость

Благородство, честность

-А сейчас предлагаю небольшую физминутку. Заодно и проверим: насколько хорошо вы знаете героев произведения.

Положительный герой-хлопок над головой.

Отрицательный герой- приседание.

Положительные герои

Отрицательные герои

1.Андрей Гаврилович Дубровский

2.Егоровна(няня)

3.Володя Дубровский

4.Митя(рыжий мальчик 13 лет)

5.Мария Кириловна Троекурова

1.Кирила Петрович Троекуров

2. Князь Верейский

3.Шабашкин(служащий суда)

4.Антон Пафнутьич

5.разбойник Дубровский



Видео- фрагмент
























№3































-Еще одна «Неслучайная деталь»- красная шкатулка

КУЛЬМИНАЦИЯ

-Какое отношение шкатулка имеет к кульминации?

№ 4

Сценка «Первое свидание»





Сценка «Разговор с папенькой»



























Запись в тетрадь






«Горячий стул»









Домашнее задание

-Почему Марья Кириловна согласилась?

ЭМОЦИИ

-Что происходит после встречи с Дубровским?

(Отец желает выдать свою дочь за князя Верейского)


- Почему Маша не хочет выходить замуж за князя, а отец, наоборот, желает выдать свою дочь именно за него?-(это было ваше ДЗ)


Последняя «Неслучайная деталь»- кольцо

ЭМОЦИИ

Знакомство с термином «открытый финал»

- Какова дальнейшая судьба Владимира Дубровского?

(О нем больше не было слышно. Некоторые люди приписывали происходящие разбои Дубровскому, но кто-то утверждал, что Дубровский скрылся за границу).

- Знает ли читатель точно, что произошло с главным героем романа?

(Нет)

- Для чего, по вашему мнению, автор оставляет дальнейшую судьбу своего героя нерешенной?

(Автор предоставляет читателю право самому предположить, «домыслить» концовку произведения).

- Таким образом, какой элемент композиции произведения в романе отсутствует? (Развязка)

- Это своеобразный авторский прием, который носит в литературоведении название «открытый финал». Запишем в тетрадь определение этого термина.

Открытый финалотсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, "домыслить" тот или иной вариант завершения сюжета.


-Задайте вопросы главному герою? Может быть о том, как его жизнь сложится в дальнейшем.

Каковы основные качества характера В.Дубровского, которые вы могли бы у него перенять? (благородство, смелость, справедливость)


Обращение к эпиграфу.



- Какой, по-вашему, будет дальнейшая судьба Владимира Дубровского? А Маши?




№5






№6




№ 7































№ 8










№ 9