СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По ступенькам финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи.

Просмотр содержимого документа
«По ступенькам финансовой грамотности»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области Пролетарского района


«Утверждаю»

Директор МБОУ лицей №1

Приказ от 31.08.2023 № 283

___________Удодова Е.М.











Рабочая программа


по курсу По ступенькам финансовой грамотности


Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование, 3 «Б» класс


Количество часов 32_


Учитель Януш Олеся Сергеевна











Программа разработана на основе программы «Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальной школы» под редакцией В.Н.Касаткина –М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2000.




2023



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «По ступенькам финансовой грамотности» составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ); областного закона от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей №1 г. Пролетарска на 2023-2024 уч. год; базисного учебного плана лицея на 2023-2024 уч. год; в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «ВИТА-ПРЕСС» 2014 год.

Программа «По ступенькам финансовой грамотности» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок.

Цель курса: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи.

Задачи программы:

  1. Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.

  2. Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.

  3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

  4. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу.

  5. Развивать культуру экономического мышления.

  6. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.


Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы

На изучение учебного курса «По страницам финансовой грамотности» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4 классах начальной школы, в 3 классе 34 часа.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения программы являются следующие умения:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

  • разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные УУД:

  • понимание цели своих действий;

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные УУД:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «По ступенькам финансовой грамотности» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

  • проведение элементарных финансовых расчетов.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Формы организации занятий внеурочной деятельности при реализации программы «По ступенькам финансовой грамотности» основаны на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации занятий по программе внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотсности» используются: рассказы, беседы (в том числе с приглашенными специалистами), экскурсии, просмотр и обсуждение видеосюжетов, моделирование и разбор социально-экономических ситуаций, решение различных простейших задач и с экономическим содержанием. Также широко применяются игры и их модификации, творческие работы (проекты, конкурсы, коллажи), ИКТ-технологии.

3 год обучения

Раздел 1. Откуда в семье деньги? (16ч)

Тема 1. Откуда деньги в семье?

Выявление уже имеющихся знаний у детей, как можно заработать деньги, как ещё деньги могут появиться в семье. Форма организации беседа.

Тема 2. Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

Дополнительным заработком может быть выигрыш в лотерею, нахождение клада или же получение наследства. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение.

Тема 3. Основной источник дохода современного человека.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.

Тема 4. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

Современный человек выбирает себе профессию сам. Работа на постоянной основе или же каждый раз поиск новой работы. От этого зависит и получение заработной платы. Форма организации: беседа, практические занятия.

Тема 5. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия

Тема 6. Пенсия. Стипендия. Пособие.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия

Тема 7. Денежный займ.

При нехватке денег их можно взять взаймы.

Тема 8. Имущество. Аренда.

Дополнительным заработком может являться сдача своего имущества в аренду. Примеры того, что можно сдать в аренду. Форма организации: беседа, диспут.

Тема 9. Проценты по вкладам. Кредиты.

Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия их получения. Форма организации: беседа, игра.

Тема 10. Мошенничество.

Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Виды мошенничества. Просмотр видеосюжета

Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)

Тема 1. Обмен денег на товары и услуги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными.

Тема 2. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

Дать определение понятия Расходы. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Для чего мы расходуем свои средства. Сколько средств тратится на продукты и коммунальные платежи. Просмотр мультимедийной презентации.

Тема 3. Обязательные и необязательные расходы.

Различать планируемые и непредвиденные расходы. Сравнение покупки по степени необходимости. Форма организации: беседа, сюжетно ролевая игра.

Тема 4. Сбережения.

Как появляются сбережения. Для чего нам нужны сбережения. Форма организации: Игра

Тема 5. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Большинство денежных средств тратится на наши любимые хобби и вредные привычки. Поэтому мы берем в долг, занимаем деньги у знакомых. Форма организации: беседа.

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (5 ч)

 

Тема 1. Бюджет – план доходов и расходов.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: практическое занятие.

Тема 2. Учет доходов и расходов.

Причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Форма организации: мультимедийная презентация.

Тема 3. Сравниваем доходы и расходы.

Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать последствия превышения расходов над доходами.Форма организации: просмотр видеосюжета, огбсуждение.

Тема 4. Способы экономии.

Какие способы экономии денежных средств существуют, анализ и сравнение, нахождение более выгодного и доступного способа экономии.

Тема 5. Игра по станциям «Как умно управлять своими деньгами».

Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч)

Тема 1. Превышение доходов над расходами. Сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма организации: мультимедийная презентация, обсуждение.

Тема 2. Копилки.

Накопление денежных средств с помощью копилок. Виды копилок. Форма организации: просмотр видеосюжета.

Тема 3. Банковский вклад. Недвижимость.

Доходы от банковских вкладов. Покупка и продажа недвижимости. Форма организации:беседа.

Тема 4. Ценные бумаги.

Виды ценных бумаг, их применение. Форма организации: викторина.

Тема 5. Акции. Дивиденды.

Что такое акции, как ими пользоваться. Понятие дивиденды. Форма организации: беседа, кроссворд

Тема 6. Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения»






Календарно-тематическое планирование

3 год обучения

п/п

Тема


Дата


Раздел 1. Откуда в семье деньги? ( 16ч)

1 четверть - 8ч

Откуда деньги в семье?


7.09

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.


14.09

Основной источник дохода современного человека.


21.09

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.


28.09

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.


5.10

Пенсия. Стипендия. Пособие.


12.10

Денежный займ.


19.10

Имущество. Аренда.


26.10


2 четверть-8ч

Проценты по вкладам. Кредиты.


9.11

Мошенничество.


16.11


Раздел 2. На что тратятся деньги ( 6ч)

Обмен денег на товары и услуги.


23.11

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.


30.11

Обязательные и необязательные расходы.


7.12

Сбережения.


14.12

Долги. Вредные привычки. Хобби.


21.12


Раздел 3. Как можно управлять своими деньгами ( 5ч)

Бюджет – план доходов и расходов.


28.12


3 четверть- 11ч



Учет доходов и расходов.


11.01

Сравниваем доходы и расходы.


18.01

Способы экономии.


25.01

Игра по станциям «Как можно управлять своими деньгами».


1.02


Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч)

Превышение доходов над расходами. Сбережения.


8.02

Копилки.


15.02

Банковский вклад. Недвижимость.


22.02

Ценные бумаги.


29.02

Акции. Дивиденды.


7.03

Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».


14.03

Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».


21.03


4 четверть-7ч

Расходы и доходы. Расходы на самое необходимое.


4.04

Что такое экономия? Кого называют банкротом?


11.04

Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет».


18.04


Раздел 4. Как делать сбережения? (9 ч)

Что такое сбережения?


25.04

Куда и как откладываются деньги?


2.05

Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия».


16.05

Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи».


23.05



Выполнение программы


Кол-во недель

Часы по плану

I

8

8

II

8

8

III

10

11

IV

8

7

год

33

34













Согласовано


Протокол заседания

Методического совета



МБОУ лицей №1

от _________ №


Серова Т.С.

( подпись рук. МО)



Согласовано


Заместитель директора по УВР


Панова О.Н.

(ФИО)


___________ 2023 года