V. Работа по теме урока (К) Работа по учебнику. Предложите ребятам рассмотреть сюжетную картинку. Попросите их описать своими словами, что делает дети во дворе. Что одинакового в их действиях? Что приводит предметы в движение? (К) Беседа «Любите ли вы зимой кататься на санках?» – Вспомните, что заставляет санки двигаться? – Что произойдет, если вы остановитесь? – Легче или труднее везти пустые санки? – Как вы думаете, санки легче везти по ровной дороге, в гору или под гору? Почему? – Какой вывод можно сделать? Вывод. Сами санки не движутся. Они могут двигаться только, когда их тянут или толкают. (Д) Демонстрация учителя. Обратите внимание ребят на два мяча, лежащих на столе. Мячи лежат без движения. Подбросьте один из них или ударьте об пол. – Что заставляет вещи двигаться? Какой вывод можно сделать? (К,И) Работа по учебнику. Предложите работу с текстом в учебнике и проверьте понимание прочитанного. –Когда предметы могут двигаться? –Что называют силой? – Какие существует силы? (Г) Проблемные вопросы. Существует ли такое движение, к которому не применили бы силу? (Гипотезы детей.) Какими бывают силы?(Гипотезы детей.) (П) Игра «Кто сильнее». Сначала предложите детям перетягивать канат командами с одинаковым количеством детей, затем с разным количеством. Далее выберите детей разной комплекции и предложите тоже перетянуть канат. С чьей стороны сила больше? Вывод. Силы могут отличаться по величине. (К,И) Работа по учебнику. Обратите внимание детей на картинки. Попросите своими словами описать движение. Соотнесите картинку и силу движения, сделайте вывод. Порекомендуйте сравнить свой вывод с определением Всезнамуса. (Г) Работа с иллюстрациями. Предоставьте ученикам возможность обсудить в группе, куда направлена сила предметов на картинке, а в Научном дневничке выполнить Задание №1. (К) Динамическая пауза. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (Потянуться.) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка.) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу.) (К,Г) Проблемный вопрос. –Что может сила? (Гипотезы детей.) (Г, Э) Эксперимент «Какая сила двигает стакан?» Повторите план проведения эксперимента, опираясь на стикер в учебнике. Описание эксперимента. Обвяжите пластмассовый стаканчик тремя нитками одинаковой длины. Привяжите к концам ниток предметы одинаковой массы (мешочки с крупой) так, чтобы они свешивались по краям стола. Понаблюдайте, в каком направлении начнет двигаться стаканчик, если: повесишь все три предмета на разные края стола; перевесить два предмета на один край стола. – Какой вывод сделаете? Вывод: на мешочки действует сила притяжения. Если мешочки расположены по трем сторонам, то стаканчик не двигается, т.к. одна сила гасит другую и предмет не двигается. Если два мешочка окажутся на одной стороне стола, то их величины складываются и стаканчик начнет двигаться в их направлении. Данные занесите в Научный дневничок (Задания № 2, 3). (К,Г) Работа с иллюстрациями. Опишите действия детей на картинке . – Что делают дети? Сколько человек в каждой команде? – Покажи стрелками, куда направлены силы в этом соревновании. – Как ты думаешь, какая команда победит? (силы равны) – Если команды перетягивают канат с одинаковой силой, будет ли двигаться канат? (Канат не двигается.) – Что произойдет, если в одну из команд прибавится еще 3 участника? Сделайте вывод, сравните его с определением в учебнике. (Если две одинаковые силы действуют в противоположных направлениях, то одна сила гасит другую и предмет не двигается). (К) Проблемные вопросы. Спросите, запускали ли ребята воздушного змея. Какие силы действуют на полет змея? Акцентируйте внимание на существовании сил природы. Спросите, какие силы природы знают учащиеся. |