МКОУ «солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области
Занятие внеурочной деятельности «Почемучка»
«Почему корабль в воде не тонет?»

Подготовила учитель начальных классов
Шварева Валентина Владимировна
п. Солнцево
2018 г.
Задачи: Закрепить знания детей о водном транспорте, свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, высказывать свои предположения, аргументировать свои высказывания, познавательную активность.
Материалы: иллюстрации различных моделей кораблей и пароходов; прозрачная ёмкость с водой; металлические предметы: скрепки, магнит, ножницы, чайная ложка, ключ, две баночки из-под леденцов, одна из которых с парусом; поднос.
Ход занятия
Оргмомент
Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывёт далеко.
Урок у нас сегодня важный,
Добыть ведь знания нелегко!
Актуализация знаний
1. Ребус
- Отгадайте ребус… (корабль)
2. Продолжите пословицу:
Большому кораблю … (большое плавание)
3. Загадка
Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде?
(Корабли, пароходы)
4. Викторина на морскую и речную тему
-Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о транспорте, а именно о кораблях. Но вначале проведём небольшую викторину.
Cтoп-кpaн y кopaбля?(якорь)
Кухня на судне?(камбуз)
Герметически закрывающееся — обычно круглое — окно на корабле?
(иллюминатор)
Гидротехническое причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и предназначенное для швартовки судов с двух сторон?(пирс)
Время, в течении которого по климатическим условиям возможно судоходство?(навигация)
На корабле у офицеров — каюта, а у матросов?(кубрик)
Искусственный портовый бассейн для стоянки судов в районах больших приливов. (док)
Ceтчатый мeшoк для лoвa pыбы?(трал)
Koжypy кaкoгo плoдa иcпoльзyют в Индии для cмaзки cтaпeлeй в дoкe?
(банан)
Прибор для измерения глубины воды с судна?(лот)
Большая многовесельная корабельная шлюпка?(баркас)
Крупное соединение военных кораблей,(эскадра)
Первое, младшее воинское звание военнослужащих в ВМС?(матрос)
Отклонение судна от курса, его непроизвольное перемещение при спущенных парусах или неработающем двигателе под воздействием ветра, течения?(дрейф)
Небольшая одномачтовая парусная спортивная яхта?(тендер)
Ha cyдax кaкoгo типa Koлyмб дoплыл дo Aмepики?(каравелла)
Приспособление, служащее для подъема затонувших судов. (понтон).
III. Работа по теме
- Посмотрите внимательно на доску. Что изображено на всех иллюстрациях, вывешенных на доске? (корабль, пароход, парусник, лодка, катер)
-Как одним словом можно назвать всё это? (водный транспорт)
-Почему все они относятся к водному транспорту? (все они передвигаются по воде)
-Для чего нужен водный транспорт? (перевозить грузы, пассажиров, путешествовать)
-Вспомните, из чего раньше строили корабли и лодки? (из дерева)
-Из чего строят корабли теперь? (из металла)
-Как вы думаете, почему?(Дети высказывают свои предположения)
-Ребята, посмотрите. Здесь на подносе у меня лежат какие-то предметы (на подносе скрепки, магнит, ножницы, чайную ложку, металлическую баночку из-под леденцов и предлагает детям назвать их).
-Ребята, как вы думаете, какое отношение все эти предметы имеют к кораблям? Что между ними общего? (все они также как и корабли сделаны из металла)
-Чем отличаются эти предметы между собой?
-Какими свойствами обладает металл? (он твёрдый, тяжёлый, тонет в воде).
-Если мы опустим эти предметы в воду, они поплывут? (нет) Почему? (они тяжёлые)
-А давайте попробуем.
(Поочередно опускают предметы с подноса в воду и наблюдают за тем, что с ними происходит)
Эксперимент 1
-Что с ними произошло? (они утонули, пошли ко дну)
-Значит, мы можем сделать вывод, что металлические предметы не обладают плавучестью, тонут. Но посмотрите на наши иллюстрации с кораблями. Они тоже построены из металла, и гораздо больше по размеру, однако плавают. Как такое возможно? Почему корабли, построенные из металла, не тонут? (его волны держат, они большие, и т. д.)
(Педагог показывает детям металлическую баночку из-под «звёздочки»)
-Это наш с вами кораблик. Он, как и настоящие корабли, сделан из металла. Как вы думаете, он поплывёт? (нет) Почему?
(Педагог опускает банку в воду)
-Почему она не тонет?(Дети высказывают свои предположения, аргументируя их
-Ребята, что находится внутри нашего кораблика (банки)? (Воздух)
-А внутри больших кораблей воздух есть? Где он находится? Влияет ли воздух на их плавучесть? Как?
-В кораблях тоже есть воздух, который держит их на плаву. Мы, конечно знаем, что воздух гораздо легче, чем вода. А внутри корабля, то есть его корпуса, находится пространство, которое заполняется воздухом. Этот воздух и не позволяет кораблю утонуть и удерживает его на поверхности воды, поэтому даже большегрузные корабли преспокойно бороздят морские глади.
Именно благодаря воздуху, который как бы выталкивает корабль из воды, он не тонет, таковы законы увлекательнейшей науки – физики.
А почему тогда утонули другие металлические предметы? (в них нет воздуха)
-Почему воздух держит корабли на плаву? (он легче воды)
-И всё же, иногда случаются кораблекрушения, и корабли тонут, идут ко дну. Как вы думаете, почему это происходит?
-Как вы думаете, влияет ли на это погода? Как влияет? (сильный ветер и волны)
«….Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
-Когда погода портится, на море начинается шторм, буря. А что такое шторм? Буря? (сильный ветер, гроза, большие волны)
-Как влияет сильный ветер на то, что корабли тонут? (рвёт паруса)
Как влияет вода на то, что корабли идут ко дну? (волны заливают корабль)
- Но мы же с вами выяснили, что корабли не тонут потому, что их держит на плаву воздух. Почему же тогда во время шторма происходит с кораблями, что они могут пойти ко дну? (Дети выдвигают свои предположения)
-Давайте мы посмотрим, как влияет сильный ветер на плавучесть кораблей.
Педагог предлагает детям взять веера и начать сильно махать на «кораблик» и понаблюдать, что при этом происходит.
-Что происходит с кораблём при сильном ветре? (начинается шторм, буря и «кораблик терпит кораблекрушение)
-Как вы думаете, а что сильнее влияет на то, что корабли терпят кораблекрушение: вода или ветер? Почему? (они равны по силе)
- Ребята, ещё есть один секрет, почему корабль не тонет – СИЛА ВЫТАЛКИВАНИЯ. Если погрузить тело в воду, оно вытеснит некоторое количество воды. Тело занимает место, где раньше была вода, и уровень воды поднимается.
Если верить легенде, древнегреческий ученый Архимед (287 — 212 до н.э.), находясь в ванне, догадался, что погруженное тело вытесняет равный объем воды. Сила, с которой вода выталкивает погруженное в нее тело, называется силой выталкивания.
Закон Архимеда гласит, что сила выталкивания равна весу жидкости, вытесненной погруженным в неё телом. Если сила выталкивания меньше веса тела, то оно тонет, если она равна весу тела, оно плавает.
Научные факт: Архимед: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила.
Закон Архимеда - чем больше тело своим объемом вытесняет воды, тем большая сила, равная весу вытесненной воды, выталкивает это тело.
Та часть корабля, которая находится под водой надёжно закупорена от любого проникновения воды. А тот воздушный объем, который находится в полостях корабля выталкивает его с силой наружу, при этом сама масса корабля всеми силами тянет его вниз-вот и получается тот самый нужный баланс, который позволяет нам любоваться величаво идущим по воде кораблям. Поэтому же принципу подводные лодки, наоборот погружаются в воду.
Строение корабля
У каждого корабля своё предназначение, но у любого судна есть основные части: корпус корабля, нос, корма. Корабль имеет продолговатую форму, чем-то напоминающую глубокую тарелку. Палубы на корабле закрывают его как крышки. Папа рассказал мне, что на корабль наносится специальная линия (ватерлиния – контрольная отметка, до которой можно загружать судно). Если она видна над поверхностью воды, то беспокоиться не стоит. Если линия скрылась под водой - вероятность его затопления возрастает.
Эксперимент 2 «Удивительное яйцо»
Возьмём пустой стакан и положим туда яйцо. Нальём в стакан воды. (Яйцо осталось лежать на дне)
Возьмём другой стакан и проделаем то же самое, но в него добавим соль. (Яйцо всплыло).
Вывод: выталкивающая сила солёной воды больше, чем пресной.
МУЛЬТФИЛЬМ «Почему корабль не тонет»
IV Итог
-Какой серьёзный вопрос мы сегодня выясняли на нашем занятии? (почему не тонут корабли)
-И почему же они не тонут? (в полостях корабля содержится воздух. Он легче воды, поэтому держит корабль на плаву, действует выталкивающая сила – закон Архимеда
Интернет-ресурс:
http://www.maam.ru/detskijsad/pochemu-ne-tonut-korabli.html