СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему не каждому дается грамота?

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

крассификация видов дисграфии, дислексии. Виды работ при различных видах дисграфии.

Просмотр содержимого документа
«Почему не каждому дается грамота?»

 Почему не каждому дается грамота? Учитель- логопед Шарафисламова Юлия Рафиковна

Почему не каждому дается грамота?

Учитель- логопед

Шарафисламова Юлия Рафиковна

Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ , письма – ДИСГРАФИЕЙ  Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Стойкое нарушение

чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ ,

письма – ДИСГРАФИЕЙ

Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

  Дети с дислексией допускают следующие ошибки при чтении: пропускают звуки добавляют ненужные звуки искажают звучание слов меняют буквы местами иногда пропускают начальные слоги слов медленно читают

Дети с дислексией

допускают следующие ошибки

при чтении:

  • пропускают звуки
  • добавляют ненужные звуки
  • искажают звучание слов
  • меняют буквы местами
  • иногда пропускают начальные слоги слов
  • медленно читают
Дисграфия-  специфические расстройства письма, не связанные с незнанием орфографических правил, обусловленные неполноценностью работы  тех анализаторов и психических процессов,  которые обеспечивают письмо в норме. Ошибки носят стойкий характер.

Дисграфия-

специфические расстройства письма,

не связанные с незнанием

орфографических правил,

обусловленные неполноценностью работы

тех анализаторов

и психических процессов,

которые обеспечивают письмо в норме.

Ошибки носят стойкий характер.

Три вида слуха Физический. Музыкальный. Речевой. Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы

Три вида слуха

  • Физический.
  • Музыкальный.
  • Речевой.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы

Для полноценного обучения ребенок должен иметь: удовлетворительное интеллектуальное развитие  речевой слух особое зрение на буквы

Для полноценного обучения ребенок должен иметь:

  • удовлетворительное интеллектуальное развитие
  • речевой слух
  • особое зрение на буквы
Необходимо помнить, что все ошибки, которые можно отнести  к дисграфическим и дислексическим, специфичны типичны носят стойкий характер

Необходимо помнить, что

все ошибки, которые можно отнести

к дисграфическим и дислексическим,

  • специфичны
  • типичны
  • носят стойкий характер
 Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим,  но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.  Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки,

которые можно отнести к специфическим,

но они редки, от случая к случаю

или вообще единичны, то это,

скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

  акустическая дисграфия-  наблюдается неразличение акустически сходных звуков. Например: голова-колова или горова. артикуляторно- акустическая дисграфия-  звуки заменяются в устной речи, замены переносятся на письмо. дисграфия на почве нарушения фонематического анализа и синтеза слов-  ошибки выражаются в пропусках, недописывании букв, слиянии нескольких слов или разделении слов на части. оптическая- взаимозамены графически сходных букв. подвид- зеркальная дисграфия. аграмматическая дисграфия-  наличии аграмматизмов в устной речи. Например: соленая огурец. смешанный вид  дисграфии, при котором у одного ребенка на письме можно встретить ошибки, характеризующие различные виды дисграфий. Выделяют

 

  • акустическая дисграфия- наблюдается неразличение акустически сходных звуков. Например: голова-колова или горова.
  • артикуляторно- акустическая дисграфия- звуки заменяются в устной речи, замены переносятся на письмо.
  • дисграфия на почве нарушения фонематического анализа и синтеза слов- ошибки выражаются в пропусках, недописывании букв, слиянии нескольких слов или разделении слов на части.
  • оптическая- взаимозамены графически сходных букв.
  • подвид- зеркальная дисграфия.
  • аграмматическая дисграфия- наличии аграмматизмов в устной речи. Например: соленая огурец.
  • смешанный вид дисграфии, при котором у одного ребенка на письме можно встретить ошибки, характеризующие различные виды дисграфий.

Выделяют

 Виды работ при различных видах дисграфии:  Акустическая дисграфия  Выделение из предложения слов, содержащих данный звук. Запись слов выборочно с одним из дифференцируемых звуков. Графические диктанты, где слова обозначаются ______ , и над чертой обозначается заданный звук или 2 дифференцируемых звука. Запись в 2 колонки слов с дифференцируемыми звуками. Цифровой диктант- запись номера (места) звука в слове.

Виды работ при различных видах дисграфии: Акустическая дисграфия

  • Выделение из предложения слов,

содержащих данный звук.

  • Запись слов выборочно с одним

из дифференцируемых звуков.

  • Графические диктанты, где слова обозначаются ______ ,

и над чертой обозначается заданный звук или 2 дифференцируемых звука.

  • Запись в 2 колонки слов с дифференцируемыми звуками.
  • Цифровой диктант- запись номера (места) звука в слове.
Артикуляторно- акустическая дисграфия  Используются упражнения, аналогичные тем, которые используются при акустической дисграфии.

Артикуляторно- акустическая дисграфия

Используются упражнения, аналогичные тем, которые используются при акустической дисграфии.

Дисграфия на почве нарушения  фонематического анализа и синтеза слов  Выделить из слова ударный слог. Воспроизвести данный ряд звуков (постепенно увеличивая интервал между заданием  и воспроизведением). Слоговой синтез (возможно использовать дополнительные задания- определить часть речи составленных слов,  составить с ними предложения). Цифровой диктант- записать номер (место) звука в слове. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков. Подобрать слова на каждый звук данного слова, например: Д О М  дыня ослик март

Дисграфия на почве нарушения фонематического анализа и синтеза слов

  • Выделить из слова ударный слог.
  • Воспроизвести данный ряд звуков

(постепенно увеличивая интервал между заданием

и воспроизведением).

  • Слоговой синтез (возможно использовать дополнительные задания- определить часть речи составленных слов,

составить с ними предложения).

  • Цифровой диктант- записать номер (место) звука в слове.
  • Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков.
  • Подобрать слова на каждый звук данного слова,

например: Д О М

дыня ослик март

«Зашифруй текст»   Цель: показать слого - ритмическую структуру слова. Таким образом может быть зашифрован любой текст. Задание: «Графически запишите текст. Безударный слог х , ударный Х »  Текст: Запись в тетрадях: Плетет паучок сети.  хХ ххХ Хх Сплел, притаился.  Х ххХх «Попадет муха большая- наемся».  ххХ Хх хХх хХх Летела мимо птичка- синичка.  хХх Хх Хх хХх Задела сети паучка.  хХх Хх ххХ Паучок думает:  ххХ Ххх «Большая муха попалась».  хХх Хх хХх

«Зашифруй текст»

Цель: показать слого - ритмическую структуру слова.

Таким образом может быть зашифрован любой текст.

Задание: «Графически запишите текст. Безударный слог х , ударный Х »

Текст: Запись в тетрадях:

Плетет паучок сети. хХ ххХ Хх

Сплел, притаился. Х ххХх

«Попадет муха большая- наемся». ххХ Хх хХх хХх

Летела мимо птичка- синичка. хХх Хх Хх хХх

Задела сети паучка. хХх Хх ххХ

Паучок думает: ххХ Ххх

«Большая муха попалась». хХх Хх хХх

Оптическая дисграфия Игра «Путешествие» а 1 б 2 в 3 г 4 д 5 е 6

Оптическая дисграфия

Игра «Путешествие»

а

1

б

2

в

3

г

4

д

5

е

6

 Приемы работы по коррекции оптической дисграфии в основном построены на зрительных образах букв. При смешении на письме Т/П схематично изображаем Т-///, а П-//. При смешении на письме Б/Д схематично изображаем Б- белка, хвостик вверх, Д-дятел, хвостик вниз.

Приемы работы по коррекции оптической дисграфии в основном построены на зрительных образах букв.

  • При смешении на письме Т/П схематично изображаем Т-///, а П-//.
  • При смешении на письме Б/Д схематично изображаем Б- белка, хвостик вверх, Д-дятел, хвостик вниз.
При смешении на письме О/А схематично изображаем А- треугольник, О- овал. Д М, Д М Работа строится на дифференциации этих символов в слогах, словах, предложениях

При смешении на письме О/А схематично изображаем А- треугольник, О- овал.

Д М, Д М

Работа строится на дифференциации этих символов в слогах, словах, предложениях

Аграмматическая дисграфия  «Какой предмет». Цель: учить детей образовывать относительные имена прилагательные . «Чей хвост?» Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные. Составление предложений из слов , данных в неправильном порядке. Составление из получившихся предложений текста .

Аграмматическая дисграфия

«Какой предмет».

Цель: учить детей образовывать относительные имена прилагательные .

«Чей хвост?»

Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

Составление предложений из слов ,

данных в неправильном порядке.

Составление из получившихся предложений текста .

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!