Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 |
Тип урока | Знакомство с новым произведением |
Тема | В.А.Сухомлинский « Почему плачет синичка?» |
Цель | Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой. |
Задачи | 1. Развивать предметные умения: - прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации. - ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании, - определять главную мысль произведения, - этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения, - находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде, - задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, - составлять характеристику персонажа, - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст, - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка), 2. Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты). 3. Формировать УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать качество и уровень усвоения); осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД); - осознанно строить речевое высказывание, ориентироваться в заданиях, находить ответы на вопросы, делать вывод (Познавательные УУД); - Оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД) |
Оборудование | - учебник «Литературное чтение. 2 класс», 2 часть, стр.110-111. Автор: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. - приложения 1, 2, 3, 4 - карточки со словами, предложениями, пословицами - презентация к уроку |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) |
I. Работа с текстом до чтения |
1. Мотивация учебной деятельности (3 мин) | - Наш урок мы начнём со стихотворений о птицах. Читают стихотворения 3 ученика (приложение 1). - О какой птице шла речь в стихотворении? Вывешивает на доске картину синички.  - Что вы узнали о синичке? - Поднимите руки, кто видел синичку. - А вы слышали как она поёт? Послушайте. Включает аудиозапись. - Понравилось, ребята? На самом деле, синица очень красиво щебечет. -Ребята, о ком же мы будем разговаривать на уроке, как думаете? | - О синичке. - Желтогрудая, маленькая, питается крошками, любит... -О синице, о сказке о синицы, о рассказе... | Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения), заданную в явном виде. | |
2. Антиципация (прогнозирование содержания) (3 мин) | - Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать. - Кто автор этого рассказа? -Что вы знаете о Василии Александровиче Сухомлинском? - Посмотрите на иллюстрацию. - Кого вы там видите? - Что они делают? - А почему рассказ называется «Почему плачет синичка?»? Предположите. - А хотите узнать, что на самом деле расстроило синичку? | - Почему плачет синичка? - Василий Александрович Сухомлинский - Сухомлинский – педагог-новатор, ... - Мальчика, девочку, синицу. - Качаются на качелях, смотрят на дупло... - Наверное, синичке грустно. она расстроена, так как думает, что ребята хотят разорить гнездо, птенчики выпадут... - Да. | Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации. | |
3. Постановка цели (2 мин) | - Но для начала, проверим наши предположения. - Давайте уточним, какие предположения нам нужно проверить. Помогает ученикам при затруднении. Записывает на доске схематично. Например: Синичка расстроена Ребята хотят разорить гнездо | - Синичка расстроена. -Ребята хотят разорить гнездо. | | Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). |
II. Работа с текстом во время чтения |
1. Чтение текста с использованием приёма «диалог с автором» (5 мин) | Организует работу с текстом (приложение 2). Текст читает учитель. | Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором». | Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании и чтении про себя. Задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них. | |
2. Обобщающая беседа (3 мин) | - Какие наши предположения оправдались при чтении? -Подтвердилось наше второе предположение? Обращает внимание на карточки на доске. - А вы, ребята, поняли, почему же плачет синичка? На доске вывешивает таблички: сопереживание сочувствие -Объясните значение слов: сопереживание, сочувствие. -В словаре Ожегова так трактуются эти слова. СОПЕРЕЖИВАНИЕ - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние. СОЧУВСТВИЕ 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. 2. Одобрительное, благожелательное отношение. - Кто из детей обладает этими качествами? - Произведение какого жанра мы читали: сказку или рассказ? Докажите. | - Синичка расстроена, она плачет. -Нет. - Она боялась, что ребята обидят ее детенышей. (предположения детей) -Оля. - Рассказ. - Нет сказочных героев, нет троекратных повторов, события описываются как достоверные…. | Участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст. Различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка). | |
III. Работа с текстом после чтения |
1. Концептуальная беседа (7 мин) | -Почему автор назвал этот рассказ «Почему плачет синичка?» - Определить, кто прав, нам поможет следующее задание. Мы с вами поработаем в парах. Прочитайте и обсудите с товарищем смысл пословиц. (Спешите делать добро. Доброта без разума пуста. Сделав худо, не жди добра.) -Как вы думаете, какая пословица раскрывает смысл рассказа? Что же нам автор отел сказать? - Как бы вы поступили на месте ребят? - Как вы думаете, как поступят ребята. Физкультминутка (приложение 3) | -Я считаю, что автор назвал рассказ... (предположения детей) Возможные ответы: - Отвязали верёвку. - Нашли бы другое дерево, без гнёздышек. -Не тревожили бы птенцов. -Перестанут качаться. - Найдут другое дерево. | Определять главную мысль произведения. Участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами. | Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты). |
2. Составление характеристики героя (15 мин) | - В рассказе у нас два основных героя: мальчик и девочка. - Предлагаю вам поработать самостоятельно и составить характеристику героев, используя таблицу, которая у вас на парте (приложение 4). Мальчики составляют характеристику мальчика, а девочки составляют характеристику девочки. Проводит инструктаж по выполнению задания. Организует фронтальную проверку. - Предлагаю оценить свою работу. - Если вы смогли ответить полностью на все 5 вопросов, поставьте отметку «5». Если смогли ответить на 4 вопроса, поставьте отметку «4». Если смогли ответить на 3 вопроса, поставьте отметку «3». - Поднимите руки, кто поставил отметку «5». - Поднимите руки, кто поставил отметку «4». - Эти ученики после урока сдадут свою работу. Если моя отметка совпадёт с вашей, я поставлю её в журнал. | Самостоятельно выполняют задание на листочках (приложение 4) 5 минут. По 2 человека (мальчика и девочки) озвучивают свою работу. По заданным критериям оценивают свою работу, ставят отметку. | Составлять характеристику персонажа. Этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения. Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде. | Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД). Давать оценку (осознавать качество усвоения) (Регулятивные УУД). |
3. Творческое задание (2 мин) | - Дома предлагаю вам пересказать текст от лица одного из героев: - мальчика, - девочки. - Чтобы получить отметку «5», нужно соблюдать следующие требования (приложение 5). | | Рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц. | Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД). |
IV. Рефлексия учебной деятельности (5 мин) |
| - С каким произведением мы сегодня работали на уроке? - Кто автор данного произведения? - Что мы учились делать на уроке? Оцените данные умения, используя таблицу. Объясняет, как выполнять задание. - Поднимите руки, кто сам может определить жанр произведения. - А кому нужна помощь учителя или одноклассников? Аналогично другие умения. -Урок окончен. Спасибо за урок. | - «Почему плачет синичка?» - Василий Александрович Сухомлинский - Дали характеристику героям, работали с пословицами, определяли к какому жанру относится произведение... (Если затрудняются, то могут воспользоваться таблицей (приложение 5). Оценивают перечисленные умения, используя таблицу. | | Давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД). |
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.
- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.
Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.
- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? - удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?
Ей на месте не сидится.
Завертелась, как волчок. (кружатся)
Она присела тири-тень.
1. Пересказ текста должен быть подробным.
2. При пересказе не пропускать основных событий, не нарушать их последовательность.
3. Пересказ текста должен быть от лица одного из героев (мальчик, девочка).