Человек совершил много великих дел. Он построил фабрики и заводы, стоэтажные дома, запустил ракеты в космос, и даже побывал на Луне. И только время человек не может остановить. Время движется вперед так, как ему заблагорассудится. Оно не зависит от человека и идет в определенном ритме – ни минутой быстрее, ни минутой медленнее. Как люди научились определять время? Работа по учебнику. Порекомендуйте детям прочитать статью в учебнике. Какие первые единицы времени открыли для себя древние люди? (День-ночь, времена года.) –Что помогало им определять промежутки времени? (Солнце и Луна.) Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно, почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечении времени, стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево (по часовой стрелке). Именно поэтому и происходит на Земле смена дня и ночи, а также смена времён года (рекомендуется показать визуально, с помощью глобуса и фонарика). Если вообразить линию от Северного полюса к Южному, то мы получим основание, собственно на котором и держится Земля – это земная ось. Она наклонена к плоскости орбиты Земли под углом и направлена всегда на Полярную звезду. Оттого, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа. В связи с этим, на Земле и существует 4 времени года. жыл мезгілдері – времена года – seasons. Демонстрация фильма о смене времен года. Давайте их назовём, отгадывая загадки. Обернулась в лёд вода Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зима) Я раскрываю почки В зелёные листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю. (Весна) Я соткано из зноя Несу тепло с собою Я реки согреваю, “Купайтесь!” - приглашаю. (Лето) Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. (Осень) Если летом Северное полушарие повёрнуто к Солнцу, лучи падают прямо, мы оказываемся на хорошо освещенной поверхности Земли, соответственно с длинным днём и короткой ночью. В этот период начинается активный рост и размножение растительного мира. А зимой Северное полушарие, проходя по орбите, отворачивается от Солнца, солнечные лучи слегка касаются Земли, соответственно день короткий, а ночь длинная. Происходит затишье, природа спит. Когда лучи Солнца освещают Северное и Южное полушарие равномерно, там наступает осень и весна. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов. Вывод. Земля вращается вокруг себя, подставляя Солнцу то одну сторону, то другую – происходит смена дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца по часовой стрелке – происходит смена времен года. Земля делает полный оборот вокруг Солнца за год. С давних пор люди используют для счета времени Луну. Еще древний человек заметил, что Луна меняет свою форму от тонкого серпа до полного круга. Древние отмечали 4 вида луны, которые сменялись через 7 дней. Так появились мерки времени – месяц и неделя. Начало месяца определяли по появлению на небе узенького месяца. Так появилось выражение «МЕСЯЦ НАРОДИЛСЯ». Работа в дневнике. Стр. 10 № 1. Год – это время, за которое Земля делает оборот вокруг Солнца. Месяц - это время, за которое Луна делает оборот вокруг Земли. Сутки – время, за которое Земля делает оборот вокруг своей оси. Работа по учебнику Стр.57 №5. Мы знаем, что в году 4 времени года, в каждом по три месяца. Откуда взялись названия месяцев? (Гипотезы детей.) Считают, что названия месяцев придумали древние римляне. Вначале их называли просто по номерам: первый месяц, второй, третий… Позднее месяцы стали называть в честь героев, богов, праздников. Например, январь – в честь бога Я́нуса, покровителя путешественников и моряков, март – в честь бога войны Марса, июль – в честь полководца и императора Юлия Цезаря. А вот сентябрь по-латыни означает «седьмой», потому что древние римляне считали месяцы не с января, а с марта. Декабрь по-латыни означает «десятый». Работа в дневнике стр. 10 № 2. Рассмотри «подсказку», как определить количество дней в месяце. Игра в парах «Восстанови год». Предложите каждой группе быстро разложить карточки с названиями месяцев по порядку так, как они идут в году. Работа в учебнике стр. 57 № 6. Обратите внимание ребят на разновидности календарей и информацию Всезнамуса. Работа в дневнике стр. 11 № 3. Работа в дневнике стр. 11 № 4. |