МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов»
Учебник А. А. Плешаков. «Окружающий мир». 1 класс: учебник 2 часть; Москва «Просвещение», 2011г.
рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2011г., презентация, раздаточный материал, цветные карандаши, клей.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент включение учащихся в деятельность | создание благоприятного психологического настроя на работу, заинтересованности в освоении дисциплины | Проверяет готовность к уроку. Прозвенел звонок. Он позвал нас на урок. Дружно встали, потянулись. И друг другу улыбнулись. Тихо сели. Все на доску посмотрели. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. | Дети проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя и выполняют упражнения на концентрацию внимания | Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности |
1 стадия Вызов Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах. | ▪ актуализация имеющихся знаний; ▪ пробуждение интереса к получению новой информации; ▪постановка учеником собственных целей обучения | - Сегодня я хочу познакомить вас с двумя забавными мальчиками. Это Тралик и Валик. Мальчики пошли на рынок и очень были увлечены покупками. Что они покупали, вы сейчас узнаете. - Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? - А сейчас откройте учебник на стр. 54, прочитайте тему урока и сравните со своими предположениями. - Сформулируйте цели и задачи урока. Слайд 2 - Составим план нашей работы (на слайде 3 представлен деформированный план)
Слайд 4 -А теперь в путь за знаниями…
Использование приёма «Корзина идей» - Ребята, а вы как думаете, почему нужно есть много овощей и фруктов? Я предлагаю вам обсудить этот вопрос в парах и через 2 минуты предложить свой ответ на него. От каждой пары принимается по одному ответу. А потом мы ваши идеи отправим в корзину идей. (Учитель записывает все варианты ответов, даже ошибочные, кроме повторяющихся.) | Просмотр видеоролика «Тралик и Валик. Овощи и фрукты» (Обучающий мультфильм, Россия, 2008г.) Учащиеся отвечают на вопросы учителя, определяют тему, задачи урока. Ответы детей: -научимся различать фрукты и овощи; -узнаем о пользе витаминов; - будем учиться заботиться о своём здоровье Ответы детей: 1. Задать вопрос. 2. Выдвинуть версии. 3. Определить пути их решения. 4. Применить новые знания. 5. Оценить свою работу.
Дети работают в парах, вырабатывают коллективный ответ, через 2 мин. Каждая пара даёт свой вариант ответа. | Познавательные: выделять существенную информацию из увиденного Коммуникативные: ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Коммуникативные: работать в парах; формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
2 стадия Осмысление содержания На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально, в парах, группах. | ▪ получение новой информации; ее осмысление; ▪ соотнесение новой информации с собственными знаниями; ▪ поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова | - Спасибо, ребята, за продуктивную работу. Эту корзину мы заполнили и к ней мы чуть позже ещё вернёмся. А сейчас нам предстоит наполнить ещё две корзины. Проводится игра «Овощи и фрукты» - Ребята, вы должны собрать урожай, т.е. взять карточки и наполнить корзины. В первой корзине – овощи, во второй – фрукты. -Вы будете работать в паре. Я даю вам на эту работу 2 минуты. - Давайте проверим, правильно ли вы разложили овощи фрукты. - Ребята, а как вы отличаете, где овощ, а где фрукт? Слайд 8 - Послушайте ответ Тралика на этот вопрос. - Ребята, что вы узнали из разговора Тралика и Валика об овощах и фруктах? - Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Слайд 9 Назовите ваши самые любимые овощи и фрукты. | Учащиеся сортируют карточки в зависимости от категорий. 1 – «Овощи» 2 - «Фрукты» Учащиеся проверяют правильность выполнения задания с помощью слайдов 6, 7. Ответы детей: Фрукты выращивают в саду, овощи – в огороде. Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи нет, хотя сладковатая морковь – овощ. Просмотр видеоролика «Тралик и Валик. Овощи и фрукты» | Личностные: проявлять интерес к новым знаниям Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью Познавательные: анализировать и группировать объекты Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать собеседника; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Физминутка | снятие напряжения и поддержание активности учащихся | Игра «Вершки и корешки» - Я буду называть овощи, если мы едим подземные части (корешки) – надо присесть, если наземные (вершки) – встать во весь рост, вытянув руки вверх. ( морковь, картофель, помидор, перец, свёкла, редис, капуста, репка, кабачок.) | Дети выполняют имитационные движения. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
| | - Какие задачи мы уже выполнили? - Для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? -Что такое витамины? Слово «витамин» иностранное, произошло от латинского слова «ВИТА», что означает жизнь. Витамины заставляют ноги ходить, сердце биться, мозг работать. Поэтому необходимо есть больше фруктов и овощей, потому что в них много витаминов. Слово витамин иностранное, витамины обозначаются тоже иностранными латинскими буквами. Слайд 10 - Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся. - Почему возникло затруднение? - Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? - Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя? (Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.) - Предлагаю вам поработать в группах (предварительно вспомнив правила работы в группе). А потом все вместе мы заполним таблицу, которая называется «Фишбоун» или «Рыбий скелет». - Итак, давайте знакомиться с братьями витаминами. А поможет нам в этом ваш учебник и план, по которому вы будете работать. После подготовки заслушиваются выступления всех групп, результаты учитель записывает на доске в схеме «Фишбоун». ( На косточках сверху записываем названия витаминов и в каких овощах содержатся, а на косточках снизу – чем они полезны). - Посмотрите, ребята, общими усилиями мы заполнили «Рыбий скелет». Но ведь остался ещё хвостик, в котором нужно записать вывод, т.е. ответ на вопрос нашей темы. Скажите, пожалуйста, почему же нужно есть много овощей и фруктов? - Как вы думаете, всегда ли можно получить пользу от фруктов и овощей? | Учащиеся вспоминают задачи урока. Ответы детей: фрукты и овощи полезны, в них содержатся витамины Мы не знаем, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, для чего эти витамины нужны человеку. Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах. Работа в группах. 1 группа – работа по учебнику с.54, прочитать текст о витамине А; рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы: в каких овощах и фруктах содержится витамин А и чем он полезен? Заполнить корзинку овощами и фруктами. 2 группа – работа по учебнику с.55 прочитать текст о витамине В; рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы: в каких овощах и фруктах содержится витамин В и чем он полезен? Заполнить корзинку овощами и фруктами. 3 группа – работа по учебнику с.55, прочитать текст о витамине С; рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы: в каких овощах и фруктах содержится витамин С и чем он полезен? Заполнить корзинку овощами и фруктами. Отчет групп. Вывод: нужно есть много овощей и фруктов, потому что в них много витаминов, необходимых для здоровья. Слайд 11 Фрукты - овощи, друзья, есть немытыми нельзя! | Личностные: проявлять интерес к новым знаниям Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока Познавательные: находить необходимую информацию о витаминах в соответствии с заданием Коммуникативные: принимать участие в работе группы, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях |
Физминутка | профилактика утомления, нарушения осанки | «Собираем урожай» В огород пойдем, Урожай соберем. Мы морковки натаскаем, Мы картошки накопаем, Срежем мы кочан капусты, Круглый, крепкий, очень вкусный! Щавеля нарвем немножко – И вернемся по дорожке! | Учащиеся выполняют физические упражнения. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
3 стадия Рефлексии Размышление, рождение нового знания.
| Помочь учащимся обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему. | Использование приёма «Возвращение к ключевым словам» - Какой вопрос мы задавали в начале урока? - Получили ответ на этот вопрос? - А теперь, ребята, пришло время вернуться к нашей «Корзине идей». Ещё раз прочитайте все ваши предположения и скажите, все ли они были верными? - Какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов? Какое блюдо решили приготовить Тралик и Валик? Использование приёма «Все в твоих руках» (рисунок ладошки, каждый палец, которой разукрашен в определённый цвет). Слайд 12 - На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец — это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала — не красьте. Рекомендации для занятий в семье: Выполнить задание в рабочей тетради с. 38 № 4. (Попросить взрослых научить тебя готовить овощной или фруктовый салат. Нарисовать или наклеить фотографию приготовленного блюда). Ешьте овощи и фрукты! Ешьте овощи и фрукты- Это лучшие продукты. Вас спасут от всех болезней. Нет вкусней их и полезней. Подружитесь с овощами, И с салатами и щами. Витаминов в них не счесть. Значит, нужно это есть! | Исправление неверных предположений, с аргументированием. Ответы детей: овощное рагу Дети раскрашивают ладошку. Большой — для меня тема была важной и интересной — красным. Указательный — узнал много нового — желтым. Средний — мне было трудно — зеленым. Безымянный — мне было комфортно — синим. Мизинец — для меня было недостаточно информации — фиолетовым. | Личностные: осознавать важность процесса получения новых знаний Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать свою работу на уроке |