СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почва - важнейшая часть экосистемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 – Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

 – Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.

Просмотр содержимого документа
«Почва - важнейшая часть экосистемы»

Окружающий мир (3-й класс)


Урок 12.

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Почва – важнейшая часть экосистемы

Цели:

– Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

– Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.

Ход урока

1.Орг. Момент.

Чтоб урок начался в срок,

Каждый должен быть готов!

Не болтаем, не зеваем,

А урок мы начинаем!

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– Ребята, давайте вспомним, организмы каких «профессий» входят в состав экосистемы? (Производители, потребители, разрушители.)


– Какие роли они выполняют в экосистеме? (Производители производят органические вещества, потребители получают вещества, поедая растения или животных, а возвращают растениям углекислый газ. Разрушители превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.)

– Где живут производители, потребители, разрушители? (Живые организмы живут на пересечении трёх сред. А если точно, то растения – производители в почве, разрушители в почве, потребители на почве. )

Диалог Лены и Миши.

Что же такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой Земли. Как он выглядит этот верхний плодородный слой Земли?)

- Сегодня, ребята, я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию. Чем занимаются учёные в лаборатории?

В 19 веке в России возникла наука - ПОЧВОВЕДЕНИЕ, основоположником которой стал Василий Васильевич Докучаев. За 200 лет учёные сделали немало открытий. И многое о почве уже известно.


- Тогда может и не надо её изучать, многое почве учёным известно? Может тогда НАМ не надо её изучать?

- Какова цель нашего исследования?


Давайте составим план урока.

  • "Что такое почва?"

  • “Образование почвы.”

  • "Свойства почвы.”

- Каким образом мы это можем узнать? Какими методами МЫ можем узнать что-то о почве? Давайте ещё раз повторим.

  • Прочитать книги о том, что исследуешь.

  • Спросить у других людей, у специалистов.

  • Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.

  • Найти информацию в глобальных компьютерных сетях.

  • Провести опыт


3. Совместное открытие знаний.

Приступим к работе, следуя составленному плану.
Почва - это

– Так, что же такое почва?

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Сделайте вывод.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.



Образование почвы

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

– Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов. 


Следующим этап нашей работы – свойство почвы. Свойство почвы мы будем изучать с помощью ОПЫТОВ.

- Давайте подготовимся, мы похожи на научных сотрудников лаборатории, может нам чего-то не хватает? Давайте тогда оденемся, потому что в лаборатории люди надевают специальную одежду. Нужно спрятать волосы и надеть специальные перчатки.

Работать будете в паре. О чем нужно помнить, работая в паре?

На столе у вас стоят: стаканы с почвой и водой, салфетки, ложечка.

- Вы видели, ребята, когда размножают растения отростки ставят в воду. А почему,  они не растут в воде?  (нет питательных веществ, нет воздуха)

- Давайте сейчас узнаем, какие силы почвы дают жизнь маленьким растениям. Для этого мы проведём первый опыт:

Опыт №1:

- Возьмите стакан с водой. Добавьте туда почвы. Размешайте ложечкой. Подождите немного, и посмотри на дно. Что вы наблюдаете?  (пену, пузырьки)                  

- Значит, в почве есть воздух.

В листах, которые лежат перед вами, запишите вывод. Ведь учёные ВСЕГДА записывают выводы.

Опыт №2:

У вас на салфетках лежит горсть почвы. Возьмите вторую салфетку, положите её сверху  и придавите. Что вы наблюдаете?  (появилось тёмное пятно)

- Почему салфетка потемнела?  (от воды)

- Какой вывод можно сделать? (в почве есть вода)

Мы ведь научные сотрудники, нам срочно нужно записать вывод. В некоторых лабораториях выводы, записывают на диктофон.

Физминутка


Опыт № 3 (проводит учитель):

У меня на столе стоит стакан с почвой, в которой заранее была налита вода. Я беру несколько капель этой воды, и помещаю в фарфоровое блюдце, теперь начну нагревать блюдце, пока вода не испариться. Что наблюдаем на дне блюдца после испарения воды?Что вы наблюдаете?   (вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты)

- Значит, в почве есть соли или минеральные вещества, которые могут растворяться в воде.

Что должны сделать? (записать)

Опыт № 4

Давайте вернёмся к опыту № 1, когда мы добавляли почву в воду.

Что видим на дне? Песок.

А что медленно осело? Глина.

А что плавает на поверхности воды? Остатки растений – органические вещества (травинки палочки)

Запишите вывод.

- Присмотритесь внимательно, что вы видите?  (травинки, палочки)

- Какой вывод можно сделать? (в почве есть мёртвые организмы)

- А что с ними будет происходить в почве?  (высыхать, загнивать)

- И образуется в почве перегной.


- Ребята, наши предположения подтвердилась, почва состоит из различных веществ.


Итог урока

 В.В.Докучаев назвал почву – мёртвый живой организм. Хотите узнать почему?

- Для этого давайте воспользуемся ещё одним методом исследования.  И посмотрим мультфильм.

- За что аплодировали червячку Кузе?   (он совершает круговорот веществ в почве)

–Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.

4. Самостоятельное применение знаний.

Работа в учебнике.

– Работа с рисунком на с. 45 и текстом: определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.)

– На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.)


– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог. 
– Перед вами кроссворд. 

  1. Основное свойство почвы. (Плодородие.)

  2. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

  3. Наиболее плодородная почва, богатая перегноем и имеющая темную окраску. (Чернозем.)

  4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

  5. Живые организмы, перерабатывающие остатки организмов в минеральные вещества.(Разрушители.)

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА. – Давайте вернемся к нашей проблеме урока. Проблема нашего урока: Какова роль почвы в экосистеме? Итак, какую роль играет почва в экосистеме?

( Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. В почве завершается круговорот веществ. Значит почва -важнейшая часть экосистемы.)


(– Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же количество перегноя. (Рассматривают коллекции. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах). ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ…


Рефлексия.




 Домашнее задание

1. с 44-45 читать, с 45 ответить на вопросы.

2. Сочинить синквейн «Почва» и нарисовать рисунок «Почва и всё, что в ней есть»

3. Практическая работа «Как я добьюсь богатого урожая на своём огороде».\