Урок биологии 6 КЛАСС
Тема: Почвенное питание растений.
Цель: расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.
Задачи:
- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;
- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;
- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.
Оборудование: учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний и мотивация учащихся.
Формирование знаний, умений, навыков:
Почвенное питание растений.
Роль корня в почвенном питании растений.
Роль удобрений в росте и развитии растений.
Закрепление знаний, умений, навыков.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы «Питание» и целью нашего урока является расширение представления о процессе питания на примере растений. Урок будет построен таким образом:
посмотрим анимационный видеоролик о питании растений,
вспомним, что такое питание и для чего оно необходимо живым организмам
узнаем, что такое почвенное питание,
роль корня в нём,
роль удобрений в росте и развитии растений,
закрепим полученные знания входе выполнения исследовательской работы.
А сейчас сядьте правильно, выпрямите ваши спинки – вашему вниманию видеоролик.
(видеоролик)
Актуализация знаний и мотивация учащихся.
Сущность процесса питания. ( слайд 1)
- А что такое питание?
- Для чего организмам нужны питательные вещества?
- Энергия?
- Что является источником энергии для растений?
(Слайд 2) Питание — процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах — световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя — в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.
Особенности питания растений.
- Каковы же особенности питания растений? (слайд 3)
- В каких питательных веществах нуждается растение?
- Откуда растение берет неорганические вещества?
-А органические вещества?
-Почему у растений два способа питания?
Чтобы ответить на эти вопросы хотелось бы для начала вспомнить басню И. А. Крылова «Листы и корни»:
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Чтоб было в нем без нас?
Ну, право, хвалить себя мы можем без греха!»
Вот что корни листьям отвечали:
Мы те, которые здесь, роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас,
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится –
Не станет дерева, ни вас.
Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.
Формирование знаний, умений, навыков:
Почвенное питание растений.
У вас на столах вы видите опорные конспекты. Здесь записан ряд вопросов, на которые нам с вами сегодня необходимо ответить.
Вначале запишем тему урока: Корневое питание растений.
А теперь сформулируем понятие питание растений .(слайд 4)
Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.
Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)
(слайд 5) Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.
Для начала ответим на некоторые вопросы:
Что является органом почвенного питания?
- корень
Роль корня в почвенном питании растений.
(слайд 6) Каковы основные функции корня?
- удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами
Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?
- зона всасывания
Каковы особенности ее строения?
- наличие корневых волосков
Что собой представляют корневые волоски? (слайд 7)
- это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно
прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней
минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных
веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько
дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на
границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.
Какой в этом смысл?
- зона всасывания использует для питания новые участки почвы
Что произойдет если повредить корневые волоски?
- растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду
Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?
- пересаживать растения с комочком почвы
Как дальше другие органы растения получат поглощенные корнем воду и минеральные вещества? (учебник стр. 82)
- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения
Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.
Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением. (слайд 8)
Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.
(слайд 9) Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.
(слайд 11) Корневое (почвенное) питание – это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ. Записывают определение.
Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень? (слайд 11)
Воду и минеральные соли. записывают в конспект.
Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ. (слайд 12)
У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы: Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.
Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.
Значение этих элементов указано на листочке № 5
Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.
Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий. (слайд 14, 15, 16)
Роль удобрений в росте и развитии растений.
Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. (слайд 17) Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?
Первый ряд определят количество вынесенного кальция пшеницей, второй – свеклой, третий – капустой.
Работают с диаграммой. Ищут выход из проблемной ситуации. (Вносить удобрения в почву).
Конечно же, вносить удобрения. Но какие? Давайте познакомимся с классификацией удобрений. листочек № 6 ( слайд 18)
Читают текст и заполняют схему. Один ученик озвучивает схему.
Существует две группы удобрений Органические и минеральные. К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д. Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе. Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.
Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные(аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов). (слайд 19)
Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.
Закрепление. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение. Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.
А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?
Отвечают на вопрос?
Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения? (слайд 20)
Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице. (Приложение 2,3)
Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования.
Итоги исследования:
Домашнее задание. Дальнейшую стажировку вы продолжите дома. (слайд 21)
Обязательный уровень - прочитать в учебнике стр. 29-31, 38, 62 и выучить опорный конспект.
Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.
На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.
У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?
Рефлексия. Наш урок подходит к завершению. Сегодня вы познакомились с почвенным питанием и с различными видами удобрений. Узнали о науке агрохимии и все немного стали агрохимиками. На отлично прошли стажировку……………………………….. (слайд 22) У вас на столах есть цветы. Оцените урок, закрасив серединку цветка.
Красный – цель урока достигнута, узнал много интересного.
Жёлтый - цель урока достигнута, узнал много, но хотел бы узнать больше.
Белый – цель урока не достигнута, ничего интересного для себя я не узнал.
- Поднимают закрашенные цветы. - Учитель спрашивает несколько учеников. Почему они выбрали красный цвет? Что нового они узнали на уроке? Жёлтый цвет, о чём ещё хотели бы узнать по теме почвенное питание? - Ученики обосновывают свой выбор цвета. - Учитель подводит итог рефлексии.
(слайд 23) На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!