СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почвы - их виды.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Почвы - их виды.»


Дата-------------------

География 6 класс

Тема-Почвы.

Цели:Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования

Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.

Оборудование : стакан , вода,почва,таблицы,презентация,книга,тетрадь,лупы.


План урока

1.Орг. Момент.

2. Мотивация к учебной деятельности

I. Стих

1. Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом -
Что вы скажете о нём?

Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка

Среди слоев коры земной.
Он так зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)


О чем мы сегодня будем говорить на уроке?  (о почве)1, 2 слайд.


2. Поиграем

Игра « Да-нет»

-Знаете ли вы, что такое почва?

 - Знаете ли вы, как образуется почва?

- Знаете ли вы, куда нужно сажать растения?

- Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?

- Знаете ли вы, какие почвы в нашей области?

- Знаете ли вы кто такой Докучаев?


  1. Что бы вы хотели узнать и выяснить сегодня на уроке?

  1. слайд.

  1. Что же такое почва?

4 слайд

  1. Исследование: состав почвы и свойства почвы: Опыты по определению состава почв:5 слайд

Опыт №1

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят ____________________..

Вывод: в почве есть _____________.


Опыт №2

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке о. 

Вывод: в почве есть вода.


Опыт №3

1.     Возьмите посуду с почвой.

2.     Рассмотрите почву через лупу

3.     Что вы увидели?

4.     Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели_________,___________,__________, ____________, _______________.

Составление схемы « Состав почвы» 6 слайд

- Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)

-Правильно. Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.

Значит главное свойство почвы – плодородие!

7 слайд

Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Как улучшить плодородие почвы. ?Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве  хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью


Как образуются почвы? Что на это влияет?

Чертят схему…. 8 слайд

«Сказка о мечте старого камня» 9 слайд

Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.

И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, корешки к подземной речке потянулись и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ. Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.

Построение схемы « Почвообразующие факторы» 10 слайд, 11 слайд

3.Физкультминутка


Почему почву называют  «большим многонаселённым домом»? 12 слайд

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

13 слайд

А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев.

И назвал он свою книжку “Русский чернозем” .


Все ли почвы одинаковы? 14 слайд

 -Рассмотрите образцы почв.

- Что вы заметили?  (Они по цвету разные)

- Правильно. Как вы считаете, одинаковы ли они и одинаково ли эти почвы будут называться? Почему они разные?

15 слайд Сравнить почвы.

16 слайд Значение почвы

  1. Путешествие по Ивановской области


  1. Что мы можем узнать по почвенной карте нашей области?

  2. Какая почва будет самой плодородной? В каких районах находятся?

  3. Плодородные ли почвы в нашей области?


- Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер.  Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их  берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.

4.17 слайд - Рефлексия

Тест

Обобщение и закрепление полученных знаний..

  1. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

1=водой и кислородом

2=питательными веществами

3=питательными веществами, водой и кислородом


  1. Плодородие почв зависит от

1=содержания гумуса и влажности

2=механического состава и структуры

3=содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности


  1. Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования

1=продуктов жизнедеятельности животных

2=частей растений, попадающих в почву

3=почвенных минералов


  1. Наиболее плодородные почвы нашего края –…

1= черноземные

2=каштановые

3= серые лесные


  1. Черноземы в основном используют под

1=пашню

2=строительство промышленных объектов

3=сенокосы и пастбища

  1. На черноземных почвах в основном выращивают…

1=рожь, лен–долгунец и хлопок

2=пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу

3=чай и цитрусовые культуры

Ключ: 3, 3, 2, 1, 1, 2.

5.18 слайд - Домашнее задание- читать параграф ₰


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!