СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка к уроку по теме "Почва"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

план- конспект по географии на тему "Почва. Виды почв"

Просмотр содержимого документа
«Разработка к уроку по теме "Почва"»

План-конспект урока «Образование почв и их разнообразие»


Тип урока: урок формирования знаний.


Цель урока: Формирование знаний о почвах – их происхождении, условиях образования, строении и составе.


Задачи урока:

Определить термин почва и выявить факторы почвообразования.

Выявить главное свойство почвы.

Разобрать состав, структуру и строение почвы.


Опорные знания и умения: Компоненты природы, влияющие на образование почв. Умение работать в группах, с текстом учебника, выделять главное, устанавливать причинно -следственные связи.


Оборудование: Карты– почвенная и физическая, схемы, таблица «Почва», иллюстрации учебника, почвенные образцы, лупы.


Термины и понятия по теме: Почва, перегной (гумус), почвообразующие факторы, почвы- глинистые, суглинистые, супесчаные, песчаные; почвенные горизонты- гумусовый, вымывания, вмывания, материнская порода; структура почвы, плодородие.


Методы и формы работы: Рассказ о роли почвы в жизни всего живого на Земле, в том числе и человека; о возникновении специальной науки почвоведения. Работа с опорной схемой, анализ текста учебника.


Имена: В.В.Докучаев, В.И. Вернадский (портреты на доске).


Эпиграф (на доске)

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша.

А.П.Чехов

Ход урока:

I. Организационный этап (1 мин.)

II. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации (3 мин.)


Весной был посажен картофель на два разных поля, осенью было отмечено, что на одном поле картофель крупный, урожай другого мелкий. Почему при одинаковом уходе и посадочном материале мы получили разный урожай?

Ответ учащихся - Это почва!

-Правильно.Это и будет тема нашего урока (на доске написать тему) [Слайд 1]


III. Открываем тетради, записываем число и тему урока. (35 мин.)

-Что мы можем узнать по этой теме?

-Какие вопросы нам надо задать, чтобы изучить все о почвах? (ребята высказывают предпо-ложения; определяют план изучения темы).
План урока (на доске) [Слайд 2]


  • Почва и ее состав.

  • Вклад В.В.Докучаева и В.И.Вернадского в развитие почвоведения.

  • Почвообразующие факторы.

  • Строение почв.

  • Разнообразие почв страны.


Вводное слово учителя.


Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Выбитая на камне надпись гласит: «Это сооружение построено в 1421 г. в эпоху династии Мин». Он представлял собой приподнятую на возвышении квадратную площадку длиной 6 м, состоящую из насыпанных почв различного цвета и происхождения.
В центре – желтый круг из лесса – породы, характерной для обширных территорий Китая. Именно ему обязана своим цветом Желтая река – Хуанхэ. В середине находится желтая почва, в восточной стороне голубая (заболоченные почвы рисовых полей), на западе белая (светлые пустынные почвы северо-западного Китая), на юге красная (краснозем) и на севере черная почва (чернозем). Все эти земли различных цветов принадлежат императору.


Что должен означать этот памятник? (Ребята высказывают предположения)
- Несомненно, величие императорской власти, выраженное в обширности, природном богат-стве.
О чём он может рассказать нам современным людям? (Ответы уч-ся)
-
Символ плодородия.
- Как природное тело, в географическом распространении которого есть определенные зако-номерности.
- Как объект с весьма разнообразными свойствами, связанными с разнообразием природных условий районов их распространения.
- Кроме того, он просто красив.
Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому, что он по ней ходит.
Что такое почва? (высказывания учащихся)
Учитель поправляет и дает определение под запись в тетрадь. Стр.92 учебника [Слайд 3]


Почва – это тонкий рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием , это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.


Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся, если нет – называет учитель) – Плодородие! [Слайд 4]


По своему свойству почву делят на:


Плодородные почвы Неплодородные


Благодаря плодородию, почвы являются важнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять. Во время Великой Отечественной войны фашисты увозили на Запад не только драгоценности, шедевры мирового искусства, но и плодородные почвы

(черноземы) с полей Украины и России.
Примерно 10 тыс. лет назад, человек вынужден был заняться земледелием и скотоводством. И тут он впервые встретился с почвой как с объектом своего прямого жизненного интереса. В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приемы обработки земли. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия. Таков путь становления агрономии – отрасли науки, имеющей дело с наиболее жизненно-важным свойством – плодородием.
Основоположником науки о почвах стал В.В. Докучаев, а продолжил его дело – ученик В.И.Вернадский.
В 1873 и 1875 гг. черноземная полоса России подвергалась сильной засухе. Неурожаи, голод среди крестьян и резкое сокращение экспорта российской пшеницы, способствовали широкому развертыванию работ по изучению черноземов. Руководителем этих исследований был назначен В.В.Докучаев. Доклад про В.В.Докучаева (см. Приложение 1) [Слайд 5]


Как же образуется почва? Послушаем легенду образования почв.

Тысячи лет назад знаменитый древнегреческий ученый Платон высказал мысль о том, что четыре «основных элемента» - земля, вода, огонь и воздух – превращаются друг в друга.

В середине ХVII в. древняя идея о превращаемости воды в землю стала предметом ожесточённейшего спора, который знаменитый английский ученый Роберт Бойль предложил решить опытным путем. С этой целью он подверг воду многократной перегонке, при которой Бойль обнаружил в воде мутный землистый осадок. Ему удалось вырастить в сосуде с водой огурцы, тыкву и даже мяту. «Из этих опытов наглядно видно, что вода может быть превращена во все прочие элементы» - таким был вывод учёного.

Опыты Бойля повторяют многие крупнейшие химики – и у всех при длительном кипячении в закрытых сосудах в воде появляется землистый осадок.

Химик ван Гельмонт поставил более длительный и более, на его взгляд, обоснованный опыт. Он чрезвычайно тщательно высушил, прокатил 200 фунтов земли и посадил в нее отросток ивы. А затем в течение пяти лет ежедневно поливал свою иву дождевой или дистиллированной водой. Вес земли фактически не изменился, а вот вес ивы увеличился на 164 фунта. Откуда же они взялись? Они произошли из чистейшей воды, делает вывод ван Гельмонт.

Идея Платона как будто бы подтверждена – вода превращается в землю или растительное вещество. Но вот в 1768 г. за проверку этого утверждения берется тогда еще молодой и малоизвестный французский ученый Антуан Лавуазье.

Пустой сосуд для перегонки был тщательно взвешен, затем заполнен дистиллированной водой, герметически закупорен и вновь тщательно взвешен на точных весах его собственного изготовления. После этого сосуд с водой был помешен в коробку с песком, непрерывно нагреваемую масляной лампой. Вода перегонялась 101 день. На 25-й день после начала опыта в воде стали заметны «пластинки или листочки сероватой земли». Когда их скопилось достаточно много, Лавуазье погасил лампу. Затем он взвесил сосуд, заполненный водой. Его вес оказался таким же, как и 100 дней назад, перед началом опыта. Затем колба была взвешена без воды: ее вес уменьшился на 1г. Потом вода была выпарена, вес полученного при этом «землистого» осадка оказался равен также 1г.

В итоге Лавуазье записывает: «…земля, которую Бойль, Эллер и Маркграф получили из воды, представляла собой не что иное, как стекло, выделившееся обратно при выпаривании; таким образом, опыты, на которых основывались эти физики, будучи далеки от того, чтобы доказать возможность превращения воды в землю, заставляют скорее думать, что она остается неизменной».

Так был положен конец долгим спорам о возможности превращения воды в землю и перевёрнута еще одна страница в истории изучения природы.


Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования? Работа с рис.51учебника на стр. 93 [Слайд 6, 7, 8, 9, 10]

Ответы: Горные породы, климат, растительность, животный мир, грунтовые воды, дея-тельность человека, время.

Начало образования почвы- это процесс выветривания (разрушения) горных пород, на которых поселяются мхи и лишайники. Из-за их отмирания образуется первый гумусовый слой. Это уже юная почва.

В тетради запись: Гумус – это органическая масса, полученная из остатков растений и животных.
Почвы образуются в результате длительного взаимодействия горных пород с растительным и животным миром при достаточном количестве тепла и увлажнения.
Растительность, опадая и попадая в почву, при оптимальных климатических условиях преобразуется в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темный цвет. Плодородию способствуют: солнечное тепло, поглощенное поверхностью; годовое количество осадков; режим и виды осадков; увлажнение местности; продолжительность летнего периода.

Животные разрыхляют, удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Это способствует проникновению воздуха, влаги, лучшему нагреванию. Червь перерабатывает в течение года 0,5 га почвы, количество их на площади 1 га составляет 75 тыс. Осуществляется биологический круговорот.

Из рисунка 1 мы можем найти ответ -из каких основных частей состоит почва [Слайд 11]:


Почва



Твердая часть Жидкая часть Газообразная часть

(почвенный раствор) (O2, CO2)


Минеральная часть Органическая часть

(80-90%) (гумус)


песок глина

Минеральная часть состоит из песка и глины. В разных почвах она различна. Соотношение различных по размеру минеральных частиц песка и глины называется – механический состав почв.


Физкультминутка (1,5 мин.)


Учитель: — Почвы такой большой и разнообразной по природным условиям территории как наша страна, чрезвычайно многообразны. Учащимся предлагается самостоятельно изучить различия почв по механическому составу, структуре, а также разобрать строение почвенного профиля. [Слайд 12]:

Работа в группах . Каждая группа самостоятельно изучает свой раздел текста учебника, дополнительного материала, рассматривает раздаточный материал, и заполняет предложенную схему (см. ниже лист-модуль для работы в тетради, распечатана на каждую парту. Затем каждая группа отчитывается перед классом (все продолжают оформлять в тетради опорную схему).


Механический состав (анализ рис.53 стр.95)


глинистые суглинистые песчаные супесчаные



тяжёлые лёгкие

1 группа- Механический состав. Лист-модуль для работы в тетради по данному образцу.) [Слайд 13]

Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде? (Из увлажненной почвы скатать жгут и сделать из него кольцо. Если кольцо развалилось, то почва легкая – песчаная. Если в кольце глубокие трещины – почва супесчаная. Если трещины неглубокие по внешнему краю – почва суглинистая. А если трещин нет – то почва глинистая).


2 группа — Строение почвы (структура). Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это есть структура почвы. Только структурная (рыхлая) почва может быть плодородной. По структуре почвы бывают:

Структурные Бесструктурные

-Хорошо разрыхлены корнями растений -Недостаточно разрыхлены;

и животными-землероями;

-Имеют комковатую структуру; -Состоят из мелких пылеватых частиц;

-В порах таких почв имеется в достатке -Впитывая воду, образуют вязкую массу, которая

вода и воздух, поэтому они плодородны. препятствует проникновению влаги и воздуха,

поэтому они не плодородны.


В почвах очень важна их структура, т.е. строение. Хорошо разрыхленная корнями растений и различными животными-землероями почва имеет комковатую или зернистую структуру. Такие почвы называются структурными. Структурные почвы плодородны, т.е. способны производить хорошие урожаи растений. В порах в достатке вода и воздух.

Почвы, состоящие из мелких пылеватых частиц размером от 0,001 до 0,005 мм в диаметре, относят к бесструктурным почвам. Впитывая воду, такие почвы образуют сплошную вязкую, липкую массу. Это препятствует проникновению воздуха и влаги и задерживает рост растений. Такие почвы не плодородны [Слайд 14,15]


  • Как можно улучшить структуру почвы? (рыхление)

  • Какие почвы будут бесструктурными? (песчаные)

  • Почему рыхление называют сухим поливом? (по капиллярам поднимается вода из нижних горизонтов вверх)


3 группа — Ребята! Кроме верхнего слоя, который обычно виден на свежевспаханном поле, почва состоит из многих более глубоких слоёв, т.е. в процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Анализ почвенного разреза по рис.54 на стр.96 учебника.


А1 А1


А2 А2


ВВ В


С С С



Перед вами почвенные горизонты:


1. Верхний горизонт – гумусовый (А1), он густо пронизан корнями, здесь много микроорганизмов, червей, личинок. Здесь происходит накопление органического вещества и образование гумуса, цвет темный, мощность от несколько см до 1 м, чем больше мощность, тем плодороднее почва. Такие горизонты есть во всех типах почв, но они отличаются по мощности.

2. Следующий горизонт – вымывания (А2). При выпадении осадков из гумусового горизонта влага выносит часть органических и минеральных соединений, которые и образуют горизонт вымывания. По цвету, он напоминает золу, в нем почти нет боковых корней растений. Особенно он хорошо виден в подзолистых, дерново-подзолистых, серых лесных почвах.

3. Ниже лежит горизонт вмывания (В), здесь тоже сравнительно мало корней, но зато много мельчайших минеральных частиц, в нем могут накапливаться оксиды железа, алюминия, карбонаты или гипс, этот горизонт – своеобразный фильтр.

4. Ниже – материнская погода (С), на которой образуется почва. Нет гумуса, нет корней. Между горизонтами происходит обмен веществ, благодаря почвенному раствору [Слайд 16, 17]


- Послушайте стихотворение.

Солнце жаркое печет,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода старается –

Трещин прибавляется.

И заплакала Гора:

- Ох, стара я, ох стара!

Пожалел Лишайник Гору:

Поселился, лезет в гору.

Трещины прикрыла Почва,

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

- Вновь я стала молода.


- Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой? (Ответы уч-ся)


Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните почему? (Ответы уч-ся)


Откройте карты атласа, найдите почвенную карту России, взглянув на нее, вы убедитесь, что на территории нашей страны большое разнообразие почв, и отмечены они на карте цвето-вой окраской [Слайд 18]


-Можно ли создать искусственную почву? (да – гидропоника)


Практическая работа парами. Инструкция к практической работе.

1. Поместите камни, песок и глину в лоток. Перемешайте.

2. Добавьте в лоток немного воды. Перемешайте.


Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой? (Ответы уч-ся)


- Сравните почвенную смесь с настоящей почвой (учитель показывает образцы почв), сделайте вывод.

- Как вы уже отметили, почва образуется из измельченной горной породы, живых и отмерших организмов. В ней находятся бактерии, грибы, корни растений, черви, насекомые и другие животные. Все составляющие компоненты почвы должны взаимодействовать на протяжении длительного периода. Помимо почвообразующих пород и деятельности живых организмов на образование почвы оказывает влияние рельеф: горы, холмы, равнины, низины; климат; время и деятельность человека.


- Какие факторы в образовании почвы в условиях помещения класса нельзя воссоздать? (Климат, рельеф, время.) Мы с вами убедились, что почву создать искусственно нельзя!


-Тогда за какое время она образуется в природе? (Предположения уч-ся.)

Учитель дополняет (1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, а 20 см – за 5-6 тысяч лет. Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, - всего за 15 лет.)

- О чем говорят эти расчеты ученых? (Нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.)


IV. Рефлексия и самооценка (5мин.) [Слайд 19]

Учитель: Ребята, давайте подведем итог.

- Что я узнал на уроке?

-Чему научился?

-Где мне пригодятся эти умения и знания?

- Что вас больше всего заинтересовало на уроке? (ответы уч-ся)


Совместно с учащимися определён степень участия каждого в реализации урока и фиксированы полученные отметки в дневниках.


Мы с вами подробно познакомились с образованием почв и их строением. Будем продолжать разговор и на следующих уроках. И я надеюсь, что вы поняли главное, что почва – это бесценный дар природы человеку, который надо беречь. Земля является матерью, кормилицей, и чем больше мы будем знать о ней, тем бережнее будем относиться, а она нам отплатит щедрыми урожаями. Может быть, кто-то из вас станет продолжать дело В. В. Докучаева, кто-то станет агрономом или трактористом, кем бы вы ни стали, относитесь к земле с почтением, посадите дерево, на клумбе – цветы, уберите мусор, и земля станет краше. А. П. Чехов сказал: Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша.

V. Домашнее задание: пар. 15 стр. 93-97. (1мин.)


Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!