Подбор игр, направленные на развитие внимания и зрительной памяти, усидчивости.
Спичечный узор
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия.
Возраст 4—5 лет.
Необходимые приспособления: три спички.
Ход игры: спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол. Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички одна на одной? Взрослый предлагает ребенку повторить
образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его — найти брата (сестру) первой фигуре.
После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают.
Комментарий: для ребенка это задание может оказаться слишком сложным, поэтому взрослый может сначала делать все сам, называть вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру.
Мирные и воинственные.
Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; Стимулировать общение; развитие способности различать звуки; высвобождение энергии.
застенчивость/тревожность.
Возраст: 5—б лет.
Необходимые приспособления: музыкальный инструмент для каждого играющего.
Ход игры: все Дети выбирают себе музыкальные инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, относятся к племени мирных, а те, чьи инструменты звучат громко — к племени Воинственных. По легенде, племена спрашивают друг у друга :Какое сейчас время года?, ... .Говори.
‘Какой сегодня день недели?, ... Говори! Какой сейчас месяц?. ... Говори!
‘Сколько дней в неделе?, .Говори!. .Сколько дней в году ? Говори! Какого цвета платье у Маугли ? ... Говори!
.Какого цвета столы в группе? Говори! — и т. д.
Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной. В связи с тем, что импульсивность преобладает в поведении детей-дошкольников, им трудно, поймав мячик, не ответить сразу.
Слушай хлопки
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Возраст: 4—5 лет.
Ход игры: дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.
Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.
Пожалуйста
Цель: развитие произвольности, слухового внимания.
Возраст: 4—5лет.
Ход игры: Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово —
Пожалуйста!.. Ошибающийся выбывает из игры.
Скульпторы
Цель: развитие зрительной памяти, слухового внимания, воображения, снятие тревожности.
Возраст: 5—б лет,
Ход игры: в каждой паре детей один — скульптор, другой — натурщик. Скульпторы становятся
к натурщикам, после чего ведущий дает сигнал
(хлопок), свидетельствующий о том, что натурщик дол
жен принять какую-нибудь позу. Затем дается второй сигнал
(стук), после которого скульптор, поворачивается
и в течение 5 секунд изучает ,скульптуру. Услышав два
хлопка, он должен отвернуться, а натурщик — изменить позу. Ведущий дает сигнал — два стука, после которого скульптор вновь поворачивается к скульптуре и начинает лепить, т. е. пытается вернуть натурщика в то положение, в котором его запомнил.
Комментарий: игра позволяет детям проявить творчество, фантазию. Обычно дошкольникам очень нравятся такие игры, в которых можно принимать различные позы, имитировать чьи-либо движения. Перед началом игры взрослый должен убедиться в том, что дети запомнили значение звуковых сигналов.
Большой глаз
Цель: развитие зрительной памяти.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: 4—5 человек.
Необходимые приспособления: 7—10 предметов картинок).
Ход игры: предметы (картинки) выставляют в ряд и закрывают. Когда дети будут готовы, им показывают предметы в течение 10 секунд, а затем предлагают перечислить все запомненные предметы. После этого предметы снова открывают за 10 секунд дети должны запомнить последовательность расположения предметов. После этого взрослый меняет положение 2—З предметов и вновь показывает их детям в течение 10 секунд. Дети должны сказать, какие предметы поменялись местами . Далее они по памяти должны сказать, какого цвета была каждая игрушка.
Комментарий: как вариант можно предложить убирать какую-либо игрушку, выставлять их на вертикальной стойке (попросить, чтобы назвали порядок расположения игрушек сверху вниз и снизу вверх). Если игрушки стоят на горизонтальной плоскости, можно предложить детям называть их справа налево и наоборот.
Поиск
Цель: развитие зрительной памяти, внимания
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: 5—б человек.
Ход игры: дети в течение 10-15секунд должны внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов одного цвета. Затем взрослый дает задание перечислить все красные предметы, затем все синие и зелёные.