Подбор программы для учащихся с разными музыкальными данными
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
В.В. Богословский в учебном пособии «Общая психология» утверждает, что при прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствуя комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов.
Если В первые годы обучения определялись лишь ростки будущего художественно-педагогического репертуара, то в 4 классе все больше утверждаются характерные типы фортепианной педагогической литературы ,в которой появляются новые жанры, формы и приемы пианистического изложения.
Для педагога урок начинается задолго до того, как он встретится в классе с учеником. Одна из важных его забот – выбор программы. Дело ответственное. Помимо того, что программа должна отвечать требованиям, принятым в данном учебном заведении, её следует подбирать так, чтобы, исходя из индивидуальных качеств ученика, она максимально способствовала его развитию. Включаемые в неё произведения должны быть ученикам по силам. Вспоминаем ещё один завет Шумана: «Старайся играть хорошо и выразительно лёгкие сочинения; это лучше, чем трудные исполнять посредственно».
Чтобы предлагаемая программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно учесть его желания. Обдумывая репертуар, лучше намечать не одну, а несколько однотипных пьес, оставляя ученику свободу выбора.
Подобрать программу – это ещё полдела, преподавателю надо самому освоить её. Освоить – это значит самому основательно поразмышлять над текстом: над особенностями структуры произведения, его ладогармонического языка, ритмической организации, над средствами исполнительской выразительности. Это значит так же прикинуть, где ученик может встретить трудные места и чем ему можно будет помочь. Итак, педагог должен выбрать учебный материал, проиграть его, проанализировать и отредактировать, то есть: обнаружить возможные опечатки, которые часто встречаются в новых изданиях; уточнить обозначение артикуляции в старых изданиях, дополнить аппликатурную цифровку; упростить звуковую ткань для маленькой руки (убрать один из звуков аккорда).
Исправление в нотах на ходу, во время игры, приучает ученика к небрежному отношению к нотному тексту при первом разборе.
Освоить программу – это значит также уметь самому её играть. Задумаемся в этой связи над выражением «педагогический репертуар». В отличие от концертного, педагогический репертуар – это золотой запас, который музыкант накапливает, чтобы затем использовать его на той специфической концертной площадке. Какой является классный кабинет, перед ответственейшей публикой – своими учениками.
Для особо одаренных и успевающих учащихся возможны отступления от официальной программы. Сознательно включая в их индивидуальный план произведения значительно превышающие уровень трудностей класса, следует однако ,ограниченно вводить сложные в жанрово-стилистическом отношении пьесы, так как дети еще не могут глубоко постичь образно-эмоциональное содержание, что несомненно наносит ущерб развитию их художественной индивидуальности. В основном при подборе репертуара должен преобладать принцип постепенной усложненности художественных и пианистических задач. При этом важнейшим условием является соблюдение 2-х противоположных начал – однохарактерности и контрастности в фактуре подбираемых произведений
Для учащихся, медленно усваивающих сложные исполнительские навыки, необходимо с целью прочного их закрепления подбирать ряд произведений с родственными фактурными приемами ( например в этюде и подвижной пьесе или , скажем, в полифонии и лирической пьесе).
Для детей, воспринимающих музыку недостаточно эмоционально, желательно оживлять программу яркими жанровыми произведениями.
Индивидуальное обучение музыке – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественно творчества, миром прекрасного. Эффективность индивидуального музыкального развития учащихся в основном зависит от правильного руководства обучением, а также от взаимосвязи его с индивидуальными особенностями личности. В построении индивидуализированных программ музыкального развития требуется знание механизмов личностного развития, особенностей имеющегося психоэмоционального опыта ребенка и типологические особенности темперамента.
Общие сенсомоторные особенности организма человека во многом предопределяют его успешность в той или иной специальной (в том числе и музыкальной) деятельности. И наоборот, тот или иной специальный вид деятельности способен активно влиять на развитие сенсомоторных способностей человеческого организма в целом, его типологических свойств темперамента.
Рассмотрим типы темпераментов к которым относятся учащиеся 4 класса Тарасова Карина и Жанибек Акерке.
Карина.2002г.р.(12 лет) Тип темперамента – сангвиник.
Основные свойства нервной системы:
сильный — способен к длительным моторным нагрузкам,
уравновешенный — процессы возбуждения и торможения сбалансированы, т. е. организм имеет врожденный потенциал управления своими реакциями в зависимости от заданных стимулов,
подвижный — легко переключается с одного вида двигательной реактивности на другой.
Плюсы: работоспособность высокая; активно принимается за все новое; легко дисциплинируется; соображает быстро; речь эмоциональная. Минусы: чувства настроение, интересы, стремления , предпочтения изменчивы. Ученица, недостаточно понимает и чувствует ритмическую природу. К примеру работа со счетом вслух не дает должного результата, ошибки в просчете длительностей все же имеются, появляются то в одном, то в другом месте. Есть проблемы с координацией.
Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: склонность к метрической и темповой стабильности, сохранению длительной активности, проявлению легкой адаптивности лишь к сильным воздействиям новых условий деятельности. Энергетическая активность нервных процессов обусловливает: 1)тенденции устойчиво-метрического чувствования временных впечатлений и 2)врожденный потенциал как возможность преодолевать возникающие помехи или сдерживать (тормозить) импульсивные потребности организма (потенциал эмоционально-волевой регуляции). Трудно реагирует на тонкие, слабые, оттеночные воздействия. Испытывает затруднения при нюансировке, детализации эмоциональных реакций — утонченных отклонениях от основных метроритмических параметров движения.
Для сангвиника доминирующими методами развития музыкальных способностей являются: метод интеллектуального воздействия, метод показа, метод сравнительной характеристики, метод художественного сравнения.
Акерке . 2001г.р. (13 лет)Тип темперамента – флегматик.
Основные свойства нервной системы:
сильный – способен к продолжительным моторным нагрузкам,
стабильный – процессы торможения доминируют над процессами возбуждения, это позволяет управлять своими реакциями в стабильных условиях деятельности,
инертный – склонен действовать в привычном темпо – ритмическом режиме; медленно реагирует на новые требования моторной организации действий.
Плюсы: Обладает большой работоспособностью, отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью. Минусы: Мало эмоциональна, мимика и движения бедные.
Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: легко сохраняет моторную активность и упорядоченность движений в стабильных условиях темпо – метрической деятельности. Энергетическая активность нервных клеток характеризуется трудной возбудимостью (инертностью), отсюда склонность к устойчиво – замедленному темпо – ритмическому и эмоциональному самовыражению. Трудно адаптируется в новых условиях деятельности, к новым требованиям моторной регуляции; слабо реагирует на тонкие нюансы эмоций и ритмической детализации временных соотношений.
Для флегматика доминирующими педагогическими методами развития являются – метод эмоционально – волевого воздействия, метод подражания, метод словесной интерпретации музыкального образа.
Рассмотрим основные методы работы, которыми оперирует фортепианная педагогика.
Метод подражания обращается к пассивным способностям ученика: “на слух” и “с рук” педагога учащийся перенимает то, что тот играет и показывает. Этот метод в большей степени применим в работе с начинающими обучаться детьми. Метод подражания может быть использован тогда, когда учащиеся вводятся в новые для них области исполнения и когда нельзя удовольствоваться словесными объяснениями. Если учащийся восприимчив и научился понимать и подмечать требования учителя, путь этот может оказаться очень экономным и давать хорошие результаты. Но не все учащиеся в равной степени восприимчивы. К тому же — и это важно подчеркнуть — ученики большей частью перенимают не сущность, а внешнюю сторону показываемого. При показе игровых движений не следует забывать, что некоторые элементы анатомо-физиологического аппарата могут быть у ученика и педагога различны. В этих случаях подражание может быть и неэффективным.
Метод эмоционально-волевого воздействия можно назвать методом дирижерским. Педагог стремится воздействовать на фантазию ученика, эмоциональность, возбудить в нем то, что называют вдохновением. Он оперирует образами, сравнениями, ассоциациями; обращается к эмоциональным возбуждениям (путем пения и жестов) и, наконец, к иллюстрациям исполнения. Яркие музыкальные представления и повышенная творческая активность обостряют работу психомоторной сферы и помогают разрешать художественные и даже технические задачи, которые казались неразрешимыми. Так работают некоторые дирижеры; талантливые достигают поразительных результатов. Таков обычно и метод педагогической работы больших артистов. Они дают общую характеристику произведения, используют образные сравнения, своим исполнением пытаются заразить ученика. Многие из них считают лишним говорить об исполнительских процессах и о технике исполнения. Рубинштейну приписывают слова: “играйте хоть носом, но чтобы хорошо звучало”.
Такой метод предъявляет большие требования к инициативе ученика и возможен в тех случаях, когда достаточно развиты его исполнительский аппарат и сознание.
Надо, впрочем, отметить, что воспитание под воздействием чужой воли может повлечь за собой развитие творческой пассивности и податливости психики чужому воздействию.
Интеллектуальный метод. Само название объясняет его содержание. Он обращен к сознанию ученика. Он основан на вере, что все, относящееся к исполнительской технике в широком смысле этого определения, опирается на ряд закономерностей; что закономерности эти могут быть проанализированы, сформулированы и преподаны (начиная от элементов и кончая широкими обобщениями). Конечным стремлением интеллектуального метода является научно обоснованная система “объективного обучения”. Такой метод требует от ученика максимальной сознательности, активности и вернее других приводит к самостоятельности.
Каждый из описанных методов имеет право на существование. Они должны взаимодействовать и использоваться в работе в зависимости от типа ученика, стадии его развития и задач обучения в данный момент. Мы должны развивать в ученике его сознание, воображение, вкус и технику движений. Тот путь, который пригоден с одним, оказывается непригодным с другим. Педагог должен быть чутким, гибким, владеющим педагогической техникой.
Сущность индивидуального подхода выражается в том, что задачи развития музыкальных способностей, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества ученика. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Индивидуальный подход требует от преподавателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.
Для раскрытия возможностей ученика при обучении в фортепианном классе ДШИ программы и методы обучения должны быть ориентированы на конкретного учащегося с учетом его типа темперамента, мышления, психоэмоционального опыта.
Необходимо соблюдать ряд правил:
– признавать за ребенком право на индивидуальность, право быть другим;
– не сравнивать ребенка с другими, хвалить за его успехи и достижения;
– изучать индивидуальные особенности детей (с этой целью педагогу необходимо вести индивидуальный план, в котором следует описывать особенности ученика, его развитие и делать краткие выводы результатов наблюдения);
– подбирать педагогический репертуар разный по сложности с учетом музыкальных способностей, технической базы учащегося, его психоэмоционального опыта;
– на занятиях включать разнообразные формы работы: подбор по слуху, чтение с листа, разбор нового материала, проверка домашней работы, проработка учебного материала на уроке;
– стремиться ощущать психологическую атмосферу на уроке;
– уметь наблюдать за детьми;
– воспринимать выражение глаз ребенка, его мимику и т.д.;
– обращать внимание на поведение и на настроение;
– быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение;
– учиться видеть себя со стороны глазами детей;
– быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;
– понимать и уважать ученика.
Занятия музыкальной деятельностью представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только музыкальных способностей, но и внимания, мышления, памяти, эмоциональности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для дальнейшего обучения ученика в школе и полноценного развития личности.
В 4 классе главное внимание уделяется систематической работе над разными видами техники. Это связано с появлением новых видов фортепианной фактуры художественно-педагогического репертуара, усвоение, которых требует соответствующей технической подготовки. В первую очередь это различные типы гаммообразного изложения, затем приемы репетиционной одноголосной игры и игры ломанными интервалами, обеспечивающей пальцевую независимость и гибкость кистевых движений. Для каждой из учениц было выбрано по 3 этюда на разные виды мелкой техники.
Карина Акерке
К. Черни. Этюд. G-Dur К. Черни. Этюд. D-Dur
К. Черни. Этюд. D-Dur А.Гедике. Этюд. Соч.32 №30
Т.Лак. Этюд.С- Dur А.Гедике. Этюд. Соч.47 №8
Произведения малых форм можно условно разделить на кантиленные и подвижные.Если в пьессах подвижного характера основным носителем образного содержания является ясно выраженное в метро-ритмическй сфере моторное начало с его четкой двуплановой фактурой ( мелодия и сопровождение, то в кантиленах- музыкальные средства значительно объемнее в мелодико –интонационном, гармоническом и полофоническом отношениях.Этим обусловлена специфика их творческо-слуховоговосприятия и усвоения.
В мелодике этих произведений обнаруживается большее многоборазие жанровых оттенков , богаче интонационно-образная сфера, ярче выразительность интонционных «узлов», объемнее линия мелодического развития. При исполнении мелодий следует полнее выявлять их ритмическую гибкость, мягкость, лиричность.
Акерке : И. Парфенов «Подснежник». В этой пьесе так же хрошо раскрываются картины природы.
В отличии от кантиленных пьес , характиризующиеся плавностью, пластичностью, в пьесах подвижного характера выступают четкая синтаксическая расчлененность изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов , яркие динамические сопоставления.
Одним из типичных свойств фактуры является органическая связь технических средств с метро-ритмом, влияющая на естественное усвоение как ритма , так и двигательных навыков.Наиболее полно разрабатываются танцевальные жанры. Явное предпочтение отдается вальсу. Общей образной чертой многих вальсов является их кантиленное начало.При всей пластичности исполнения вальсовой мелодии в гармоническом фоне надо раскрыть два контрастных элемента – глубину звучания баса и легкость аккордов на 2-х и 3-х долях тактов.
Карина: И. Брамс «Вальс», И.Штраус «Сказки венского леса»
Акерке: Э.Григ «Вальс»
В ином художественном и пианистическом аспектах выявляется жарновая сфера в «Танце маленьких лебедей» и «Неаполитанской песенке» П.И.Чайковского.В основе этих пьес лежит однотипная пульсация восьмых нот с живыми стаккатными интонациями и элементами мелкой техники.
Самобытной жанровой характерностью отличаются очень доступные детям звукоподражательные миниатюры.Примером такой миниатюры является пьеса А . Живцова «Свирель». Короткие гаммообразные фигура и четкие смены штрихов в правой руке вызывают у детей зрительные ассоциации с игрой на свирели. Удобные пианистические приемы помогают непосредственно овладеть музыкальной тканью произведения.
Карина: П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
Акерке: А.Живцов «Свирель», П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка»
Таким образом , различные пьесы подвижного характера являются той частью педагогического репертуара, которая обогащает музыкальное мышление учащегося ,активно способствует его моторике.
Музыкальное развитие ребенка предполагает воспитание способности слышать и восприниать как отдельные элементы фортепианной ткани ,т. е. горизонталь , так и единное целое- вертикаль.
В этом смысле большое значение придается полифонической музыке . С элементами подголоосочной , контрастной и имитационной полифонии ученик знакомится уже в 1 классе. Эти разновидности полифонической музыки в репертуаре 4 класса не всегда выступает в самостоятельном виде.Мы встречаем в детской литературе сочетание коптрастного голосоведения с подголосочным или имитационным.
Для Карины был выбран «Менуэт» Ф.Э. Баха. Первым делом необходимо понять характер этого произведения.Своей напевностью и мелодичностью менуэт больше похож на песню,,чем на танец.Лирическое и несколько задумчивое настроение пьесы диктует и соответствующий характер исполнения- певучий, плавный, мягкий, в спокойном ровном движении.
Акерке была предложена «Алеманда» из сюиты G Dur Г.Генделя. В данной пьесе медленное , спокойное и плавное движение восьмых в басовом голосе контрастирует оживленной теме , которая проходит в правой руке.
Произведения крупной формы. В программных требованиях не случайно рекомендуют на данном этапе обучения изучать сонатное аллегро, являющегося как бы начальной подготовкой к последующему усвоению сонатного цикла в целом. Классическая сонатная форма основана на контрастном сопоставлении двух (иногда и более) музыкальных тем и складывается из следующих трех этапов: экспозиции, разработки и репризы.
Трудности сонатного аллегро ,обусловленные сменой образного строя ,тем ( их мелодики, ритмики, гармонии, фактуры), как бы компенсируются жанровой конкретностью музыкального языка , свойственной популярным сонатинам из программы данного периода обучения. Простым примером может быть такое произведение , как «Сонатина» Т. Хаслингера.В экспозиции данной сонатины отсутствует побочная партия. Тема главной партии прозрачная, легкая. В данной сонатите разработка развертывается как бы «на коротком дыхании» и не достигает значительных размеров. После проведения репризы, точно повторяющей 1-ую часть ,сонатина заканчивается кодой.
Изучение таких сонатин должно выработать , у учащегося чувство больших ритмических группировок.