Подборка дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры
по формированию грамматической стороны речи
«Опиши картинку»
Дидактическая задача: Упражнять детей в употреблении прилагательных.
«Три рейки»
Дидактическая задача: определение рода имени существительного.
«Дом – домик – домишко – домище»
Дидактическая задача: упражнение в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.
«Волшебные превращения»
Дидактическая задача: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам.
«Кто больше скажет о профессии»
Дидактическая задача: соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель–строит, учитель–учит и т. д.).
«Три линейки»
Дидактическая задача: формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.
«Кто больше назовет действий»
Дидактическая задача: учить детей подбирать глаголы.
«А что у тебя?»
Дидактическая задача: учить детей находить слова с противоположным значением.
«Где что можно делать»
Дидактическая задача: формировать умение использовать в речи глаголы.
«Найди другое слово»
Дидактическая задача: формировать умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.
Дидактические игры
по формированию способов словообразования
«Кто больше скажет о профессии»
Дидактическая задача: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель–строит, учитель–учит и т. д.).
«Кто он такой»
Дидактическая задача: учить детей образовывать существительное от глагола.
«И я тоже»
Дидактическая задача: упражнять в образовании с помощью суффиксов существительных женского рода.
«Мишка-музыкант»
Дидактическая задача: формировать умение соотносить наименования музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей.
«Киоск открыток»
Дидактическая задача: формировать умение соотносить наименования действий с названиями спортивных специальностей.
«Волшебные превращения»
Дидактическая задача: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам.
«Фантастический зверь»
Дидактическая задача: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
«Назови какой дом?»
Дидактическая задача: учить образовывать прилагательное от имени существительного.
«Сосчитай этажи»
Дидактическая задача: учить образовывать сложные прилагательные.
«Отгадай кличку»
Дидактическая задача: формировать умение подбирать слова для характеристики игрушечных персонажей.
Дидактические игры
по воспитанию звуковой культуры речи
«Найди место звука в слове»
Дидактическая задача: формирование умения находить место звука в слове.
«Кто в домике живет?»
Дидактическая задача: формирование умения подбирать слово с определенным звуком.
«Замени звук»
Дидактическая задача: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
«Какого звука не хватает?»
Дидактическая задача: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
«Измени слово»
Дидактическая задача: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
«Третий лишний»
Дидактическая задача: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
«Чудесный художник»
Дидактическая задача: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
«Кто больше?»
Дидактическая задача: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
«Услышишь — хлопни»
Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
«Ловушка»
Дидактическая задача: Развивать умения услышать в слове определённый звук.