СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка игр и упражнений по логопедии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка  игр  и упражнений для  логопеда.

Просмотр содержимого документа
«Подборка игр и упражнений по логопедии»

Подборка игр и упражнений по формированию

речевого дыхания.

«Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Чья птичка дальше улетит?»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.

«Бабочка – лети»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

«Чей кубик поднимется выше?»
Цель: развивать диафрагмальное дыхание.


Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.

«Змейка»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

«Звуки вокруг нас»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.

- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Весёлое путешествие»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.

Предложите малышам подвижную игру.

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»

Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

«Сдуй шарик»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

Песня ветра

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Бульки

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.


Расти, пена!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.



Подборка игр и упражнений по формированию

интонационной стороны речи.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2. Тембр речи (низкий-высокий):

Изображение голосом реплик сказочных героев: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:
      У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ
      О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ...
      Или шагает на месте, скандируя:
      НЕТ.-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ
      ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ...
      Или плавно дирижирует одной или двумя руками:
      И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ
      ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ...
      Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре, и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.

4. Сила голоса (тихо-громко):

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.

Рассказывание и чтение сказок с передачей интонацией состояний главных героев: «Как рассердился Михайло Иваныч?», «Как огорчилась Аленушка?», «Как обрадовался волк?».

7.Речевое дыхание:(дыхательные упражнения)



Варежка
Я на варежку подую.
Все снежинки с неё сдую.





Бабочка
С цветка на цветок,
Я порхаю весь денёк.


8. Мимика и жесты:

Сопровождать подходящей по смыслу мимикой стихотворения, сказки.

Подбирать жесты по смыслу фразы, стихотворения, сказки.

Театрализованная деятельность.

  1. МЕЛОДИКА
Упражнение 1.1.1. «Дирижеры»

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

Упражнение 1.1.2. «Лесенка»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки – по количеству детей.

Описание Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

Упражнение 1.1.3. «Волшебная линия»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант.

Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант.

Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

Упражнение 1.1.4. «Вопрос-ответ»

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.)

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово.

Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».



Упражнение 1.1.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики

повествовательных предложений.

Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и т.д.).

Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно.

Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.).

Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.



Упражнение 1.1.6. «Диктант»

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением повышением и переломом основного тона голоса.

Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.



Пример текста: «Лиса и собаки».

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

(Л.Толстой)



Упражнение 1.1.7. «»

Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).



Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!



Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.



Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.



Упражнение 1.1.8. «»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.
Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь.
Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.

(Д. Кожевников)



Игра 1.2.1. «Помоги Маше одеться»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи вопросительной и повествовательной интонации.

Материал. Карточки с изображением девочки и осенней (зимней) одежды.

Описание. Ребенку предлагается ответить на вопросы:

Какую одежду наденет Маша?

Что Маша наденет на руки?

Какой головной убор наденет Маша?

Зачем Маша наденет шарф на шею?

Какую одежду ты надеваешь осенью?



Игра 1.2.2. «Собираемся на прогулку»

Описание. Ребенку предлагается прослушать вопросительные предложения с разным местоположением интонационного центра и ответить на вопросы, выделяя логический центр предложения интонационно:

Например: Ты наденешь куртку?

Ты носишь перчатки?

Ты наденешь шарфик? И т.п.

Ребенок повторяет вопросы, а затем сам придумывает и задает их взрослому.



Важно. Чтобы правильно передать интонацию вопроса, нужно резко повышать высоту голоса в интонационном центре высказывания.

Шапка? Твоя шапка? Ты наденешь шапку?



Игра 1.2.3. «Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

Материал. Любые предметы быта: ключ, лейка, тарелка и др.

Описание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением.

Например: Суп едят из тарелки.

Цветы поливают из лейки.



Игра 1.2.4. «Назови ласково»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

Описание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые».

Например: У лисы пушистый хвост. – У лисички пушистый хвостик.

или У лисички пушистенький хвостик.



Игра 1.2.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.

Ребенку предлагается прослушать рассказ «Новогодний праздник».

Наконец-то в детский сад пришел Дед Мороз! Он поздравил детей и взрослых с Новым годом. Вместе с детьми Дед Мороз водил хоровод, пел веселые песни. Ребята рассказали ему много стихов. Наступила очередь подарков. В мешке Деда Мороза были замечательные подарки для каждого из ребят.

Для Маши он приготовил красивую куклу.

- Ах! - громко воскликнула Маша. – Какая красивая кукла!

Для Вани у Деда Мороза была припасена пожарная машина.

- Ах! Вот это подарок! Какая большая машина! – обрадовался Ваня.

А для Паши Дед Мороз приготовил детский набор инструментов.

- Ой! Это мне? Я всегда мечтал о таком! – воскликнул удивленный Паша.

- Спасибо, Дед Мороз! – поблагодарили ребята.

    • Какое настроение было у ребят на празднике в детском саду? Почему?

    • Какие подарки приготовил детям Дед Мороз?

    • Почему обрадовались Маша и Ваня?

    • Почему удивился Паша?



Игра «Похвали подарок»

Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился.

Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!

Ах! Какая машина! Большая пожарная машина!

Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!



Игра 1.2.6. «Почемучки»

Цель. Развитие умения использовать вопросительную интонацию при оформлении высказываний с вопросительным словом.

Описание. Ребенку предлагается повторить вопрос.

А. Отработка навыка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов:

Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая?

Б. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в начале предложения:



Кто пришел? Как его зовут? Что он принес?



В. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в середине, в конце высказывания:



У почтальона какая сумка? Это что?


В завершение игры взрослый просит ребенка придумать по картинке как можно больше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произнесение специальных вопросов сопровождается движением руки вверх в интонационном центре.



Игра 1.2.7. «Просьба»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспресивной речи.

Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т.д.



Игра 1.2.8. «Качели»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).



2.ТЕМП

Упражнение 2.1.1. «»

Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.

Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

Что, болит? Что болит?

Ну, что споём? Ну что, споём?



Упражнение 2.1.2. «Муха-Цокотуха»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Послушай стихи и вспомни из какого произведения эти строки.



Но жуки-червяки (в среднем темпе)

Испугалися, (в среднем темпе)

По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)

Тараканы (в быстром темпе)

Под диваны, (в быстром темпе)

А козявочки (в быстром темпе)

Под лавочки, (в быстром темпе)

А букашки под кровать – (в быстром темпе)

Не желают воевать! (в среднем темпе)

И никто даже с места (в медленном темпе)

Не сдвинется… (в медленном темпе)

(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)



  • Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся?

  • О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких - медленно? Как ты думаешь почему?



Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события: быстро или медленно совершаются действия в рассказе или стихотворении.



Упражнение 2.1.3. «На крыше»

Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.



Серый кот залез на крышу.

Ну а там сидели мыши.


«Пробегают пальцами от коленок до макушки.

Как увидели кота,

Разбежались кто куда.

Быстро «пробегают пальцами вниз от макушки до колен.

Упражнение 2.1.4. «Курочка и цыплята»

Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «Курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро – «цыплята клюют зернышки».

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

(медленный темп)

А за ней ребята –

Желтые цыплята

(быстрый темп).



Упражнение 2.1.5. «Поехали, поехали»

Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

Описание. Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки:

«Поехали, поехали за грибами, за орехами»,

затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе:

«Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».



Упражнение 2.1.6. «Барабанщик»

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал. «Барабанчики» - осязательные «коврики» размером 18х25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.



Игра 2.2.1. «Осенние листочки»

Цель. Формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»).

Материал. Красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.

Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.



Игра 2.2.2. «Карусели»

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма «Лошадки» (муз. М.Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле-еле, еле-еле (в медленном темпе)

Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (в умеренном темпе)

Все бегом, бегом, бегом! (в быстром темпе)

Все быстрей, быстрей, бегом, (бег)
Карусель кругом, кругом! (бег)
Тише, тише, не спешите, (в умеренном темпе)

Карусель остановите, (в умеренном темпе)

Раз, два, раз, два – (в медленном темпе)
Вот и кончилась игра! (в очень медленном темпе)



Игра 2.2.3. «Из-за леса, из-за гор»

Цель. Учить соотносить темп речи и движений.

Из-за леса, из-за гор (средний темп)
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, (медленно)
Жена на коровке, (средне)
Детки на телятках, (быстро)
Внуки на козлятках. (очень быстро)



Упражнение 2.2.4. «Еду-еду к бабе, к деду» (2-3 года)

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Воспитатель: Каляда-калядка,

Ехала лошадка –

С вороною холкой,

Золотою челкой,



Такая благородная,

Но очень уж голодная!

Так и бьют копыта:

Приятного аппетита!

(Ю.Кушак)

Покажем, как лошадка скакала.



Еду-еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,


Дети ходят шагом, высоко поднимая колени.

По ровной дорожке

На одной ножке,


Прыгают на одной ножке.

В рваном лапоточке

По рытвинам, по кочкам,


Ходят топающим шагом.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму!


Прямой галоп.

Бух!..

Приседают.

Русская народная потешка.



Игра 2.2.5. «Санки»

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи со смыслом высказывания.

Описание. Воспитатель: У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

(З.Александрова)

Садитесь, дети, на санки, поедем к этой елочке.



Наши детки в санки сели,

Громко песенку запели, (медленно)


Дети встают парами. Один стоит спиной к другому, протягивает руки назад, а другой сзади берет его за руки.


Покатились далеко,

Не догонит их никто. (умеренно)

Дети парами бегут по залу.

(умеренный темп)


За веревочку взялись

И помчались с горки вниз. (быстро)


Продолжают бег парами.


Вдруг салазки на бок – хлоп! –

Все попадали в сугроб.

Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

Все попадали в сугроб.


На слове «хлоп» падают.

Ну, вставай, вставай, дружок,

И отряхивай снежок.

Снова в саночки садись,

С горки весело катись.

Встают, «отряхивают снежок» и меняются ролями.



Игра 2.2.6. «Угадай»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Описание. Учитель читает на “коровьем языке” известное детское стихотворение А. Барто, например, “Наша Таня”. Дети должны угадать, какое?



3.РИТМ

Упражнение 3.1.1. «Кегли и мячи»

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. «Кегли» и «мячи», вырезанные из картона, фанеры или пластика.

Описание.

1-й вариант. Объяснив детям, что «кегли» (К) обозначают сильные удары, а «мячи» (м) – слабые, педагог на доске пишет (прикрепляет) определенную последовательность, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер),

или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер).

Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.



Усложнение. Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмичного рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. Сначала проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.



2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с определенным ритмом, например: Та-та-Та-та-Та-та… или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают «мячи и «кегли» в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.



Упражнение 3.1.2. «Осенний дождь»

Цель. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Описание. Поздней осенью часто идет дождь. Дождь стучит по крышам. Послушай, как стучат капли дождя, и попробуй повторить.

Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и:

А. назвать количество ударов.

Б. «Прохлопать» предложенный ритм.

Например: / / / / / ; / / / / ; / / / / / / .



Упражнение 3.1.3. «Узоры»

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.

Описание.

1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.



Упражнение 3.1.4. «Постучи в дверь»

Цель. Развитие чувства ритма.

Материал. Домик с окошком, карточки или мягкие игрушки животные.

Описание. Логопед отхлопывает ритм, произнося «тук», ребенок повторяет (каждому ребенку свой ритм). Открывается окошко, в домике мышки (игрушки, картинки).



Упражнение 3.1.5. «Язычки-дразнилки»

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слого, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та… Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Вместо «язычка» детям можно дать свистки, дудочки или бубны.



2-й вариант. «Передай снежок»

Дети стоят по кругу и на акцент музыки передают снежок соседу.



Упражнение 3.1.6. «Аты-баты»

Цель. Развитие общей моторики и чувства ритма.

Аты-баты, Дети маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».
Аты-баты, Маршируют.
На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».
Аты-баты, Маршируют.
Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками».
Аты-баты, Маршируют.
Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в

стороны - «я самовар».

Аты-баты, Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед –

вопросительная интонация.
Аты-баты, Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».
Аты-баты, Маршируют.
Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой –

пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над

«блюдцем» держат «чашечку».



Игра 3.2.1. «Послушай и угадай»

Цель. Формирование восприятия речевого ритма.

Материал. На картинках изображены жук, оса, муха, бабочка и т.д.

Описание. Ребенку предлагается назвать насекомых и отгадать, какое слово «зашифровано» хлопками.

Взрослый воспроизводит слоговой ритм слова («отхлопывает» слово): на безударный слог выполняет хлопок ладонями, на ударный - хлопок по коленям. Ребенок должен угадать заданное слово, опираясь на восприятие его ритмического рисунка и определение количества слогов в нем.

Например: о-са, ба-боч-ка



Игра 3.2.2. «Забияки-петушки»

Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал. Шапочки петухов – для каждого ребенка.

Описание. Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.



Игра 3.2.3. «Мы сидели на печи»

Цель. Развитие общей моторики и чувства ритма.

Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются

руками в бедра - «сидят на печке».
Ели булки, Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка

сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело»,

левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе –

«ветерок от полета».
Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки –

«бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон»,

говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем

указывают на «выход».



Упражнение 3.2.4. «Послушай и повтори так же»

Цель. Развитие чувства ритма.

Материал (необязателен). Картинки с животными.

Описание. Воспитатель:

Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так:

/ / / / / / / / / / / / (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени.)



А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так:

         (Тихие удары всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени.)

А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так:

  • / - / - / - / - / (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)



Игра 3.2.5. «Накорми птиц»

Цель. Формирование восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Материал (необязателен). Картинка птичий двор или домашние птицы.

Описание. Воспитатель: На птичий двор пришла хозяйка и принесла птицам еды. Послушай, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы.

Взрослый передает ритм, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребенка повторить:

Например: Курица с цыплятами: / / / / / / / / / /



Утка с утятами: / / / / / / / /



Гусыня с гусятами: / / / / / / / / / /

Игра 3.2.6. «Охотник и зайцы»

Цель. Развитие чувства музыкального темпа и ритма.

Описание. Все дети – зайцы, воспитатель – охотник. Дети сидят на стульях, воспитатель говорит: Никого нет на лужайке,

Выходите, братцы-зайки,

Прыгать, кувыркаться,

По снегу кататься!

Зайцы выбегают, резвятся. Вдруг воспитатель хлопает в ладоши и говорит: «Охотник!» - зайцы убегают в свои норки. Тот ребенок, который спрятался последним, становится «охотником». Игра повторяется несколько раз.



4.ТЕМБР

Упражнение 4.1.1. «»

Цель. Различение тембра голоса на материале междометий.

Материал. Картинки – символы-маски, изображающие чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх.

Описание. Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую.

Например: Ах! – радость, восхищение.

Ой! – испуг, страх.

Ух! – гнев, недовольство.

О! – удивление.

Эх, - грусть, сожаление.



Упражнение 4.1.2. «»

Цель. Развитие силы голоса.

Описание. Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).



Упражнение 4.1.3. «Ау!»

Цель. Развитие силы голоса.

Описание. Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

2-й вариант. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А___». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А___». Руки над головой, громко: «А___». Так же с другими гласными.



Упражнение 4.1.4. «Тихо…»

Цель. Развитие силы голоса.

Описание. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, Почти без голоса, одной артикуляцией.
тишина…

Вдруг Шепотом.
Грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик Голосом разговорной громкости.
Тихонько - ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал
по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он
Громко.
станет.
Уже барабанит. Уже
Очень громко.
барабанит!
(А. Шибаев)


Упражнение 4.1.5. «Самолет»

Цель. Развитие высотного диапазона голоса.

Описание. Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У___ту___» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.



Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. Произносят низким голосом, руки опущены: «У___».

Самолет летит, в нем мотор гудит. Высоким голосом, руки в стороны: «У___».

Самолет садится. Низким голосом, руки опущены, приседают: «У___».


Упражнение 4.1.6. «»

Цель. Развитие диапазона высоты голоса
Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.



* * *
Летит поезд во весь дух: Произносят высоким голосом, делая круговые движения
- Ух! Ух! Ух!
согнутыми в локтях руками.


Загудел тепловоз: «У-у-у-у». Низким голосом, останавливаются и гудят.
Домой деток повез: «Ду-ду-ду». Приседают.


* * *
«Ой! - воскликнул окунек, Произносят высоким голосом.
- Я попался на крючок».


Сом сердито проворчал:
Низким голосом.
«Из-за шалости попал».
(Ф. Бобылев)

* * *
Маленькие ножки Высоким голосом с одновременным легким ритмичным Бежали по дорожке постукиванием двумя пальцами.
Топ! Топ! Топ!
Большие ноги Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело

Шли по дороге: стучат по столу.

Топ! Топ! Топ!



Упражнение 4.1.7. «Чтение стихов по ролям»

Цель. Развитие умения изменять тембр голоса.

Описание. Прочитайте любое стихотворение из учебника, как:

- дряхлый старик;

- дошкольник;

- робот;

- начальник;

- школьник, не выучивший урок;

- злая ведьма.



Игра 4.2.1. «Угадай, кто говорит»

Цель. Развитие восприятия тембра голоса.

Описание. Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу с днем рождения. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи.

Усложнение. Предложить прослушать фразы, произнесенные от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр).



Игра 4.2.2. «Новоселье»

Цель. Расширение высотного диапазона голоса и формирование умения произносить высказывание с восклицательной интонацией.

Материал. Картинка с изображением животных, строящих дом.

Описание.

1-й вариант. Друзья поселились в новом доме. Они очень рады новоселью, ходят в гости и поздравляют друг друга. Ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу с восклицательной интонацией, изменяя тембр голоса.

2-й вариант. Представь, как звери поздравляют друг друга с новосельем.

Как говорит волк? Какой у него голос? (Низкий, говорит медленно.) Как ты думаешь почему? (Волк большой сильный.)

Попробуй поздравить друзей-строителей голосом волка: «Поздравляю вас с новосельем!»

Как скажет поросенок (сова, медвежонок и т.д.)? Почему?



Игра 4.2.3. «Волшебные превращения»

Цель. Развитие умения изменять тембр голоса.

Материал. Картинки с изображениями сказочных животных: медведя с корзинкой – в ней 5 боровиков; ежика с наколотыми на иголки 6-ю лисичками; белки, развесившей на ветке 5 подберезовиков.

Описание. Педагог: Не только мы собирали грибы. Жители леса тоже сделали припасы. Посчитай, сколько грибов у каждого животного? (Один боровик, два боровика, три, четыре, пять боровиков.)

Представь, что ты медведь (белка, ежик). Посчитай грибы, подражая его «голосу».



Игра 4.2.4. «Превратись в птицу»

Цель. Развитие силы и расширение высотного диапазона голоса, формирование умения изменять темп и тембр речи.

Описание. Взрослый предлагает ребенку рассказать о птицах (о важном гусе, заботливой утке, торопливой курице, хвастлавом индюке), стараясь передать голосом особенности их внешного вида и характера. Сначала взрослый сам описывает птицу (от 1-лица).



Например:


Я – гусь. Я большой, красивый, с длинной шеей и красными лапами.

Я – курица. Я маленькая, пестрая, очень быстрая и шумная.

Я – индюк. Я гордый, необыкновенно красивый и смелый.

Я – уточка. Я небольшая, серая, спокойная, внимательная.

Произносить важно, громко, медленно.



Произносить с повышением голоса, быстро, отрывисто.

Произносить гордым тоном, немного хвастливо.

Произносить тихо, спокойно, ласково.



Игра 4.2.5. «Барабек»

Цель. Развитие умения изменять тембр голоса. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с

ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с

удивленной интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят

низким голосом.
И быка, Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка

наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными

пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в

стороны - «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней

«метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое

движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают –

«кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы

рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно

и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко

замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне»,

говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.

- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким

голосом, жалостливо.
(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)



Игра 4.2.6. «Как у бабушки Наташи»
Цель. Развитие умения изменять тембр голоса. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на

голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая

ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным

пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий

от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст

произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,

с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,

внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх

большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и

разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу»,

поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим

справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят

по-старушечьи.

(слова народные)


5.УДАРЕНИЕ

Упражнение 5.1.1. «»

Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Например: У-ли-ца, пло-щадь, фо-нарь, му-зей, те-атр, парк, прос-пект, го-род.



Упражнение 5.1.2. «Слушай, думай, называй»

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения в речи.

Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).



Упражнение 5.1.3. «Найди важное слово 1-й вариант»

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения в речи.

Материал. Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.



Например: «Девочка играет в мяч». Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.



Упражнение 5.1.4. «Найди важное слово 2-й вариант»

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения в речи.

Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок – по количеству детей.

Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения.



Например: Рыбке рак – ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.



Упражнение 5.1.5. «»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в речи.

Описание. Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном – новом – слове.

Например: Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?

Они принесли краски?- Они принесли краски?- Они принесли краски?

Меняется ли смысл фразы?



Упражнение 5.1.6. «»

Цель. Формировать навыки восприятия и воспроизведения логического ударения в речи.

Материал. Картинка: снегири сидят на ветке дерева, под деревом на земле сидит голубь, внутри кормушки сидят синички.

Описание. Взрослый задает вопросы, изменяя местоположение логического ударения во фразе – изменяется смысл вопроса.

Например: Снегири сидят на земле? – Нет, на земле сидит голубь.

Снегири сидят на ветке? – Да, снегири сидят на ветке.

Снегири сидят в кормушке? – Нет, они сидят на ветке. В кормушке сидят синички.

Важно. Задавая вопрос, нужно выделить силой и повышением голоса слово, на которое падает логическое ударение. Следует добиться, чтобы при ответе ребенок выделял силой и повышением голоса логически значимое слово в предложении.



Усложнение. Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

………? Снегири сидят на ветке дерева.



Игра 5.2.1. «Накорми птичек»

Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

Описание. Педагог: Давайте добавим семечек в кормушку.

Раскладывает вырезанные из черной бумаги кружки. Предлагает каждому ребенку назвать зимующую птицу и отхлопать слоги в ее слове-названии следующим образом: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям. Если задание выполнено правильно, тогда ребенок берет столько семечек, сколько раз хлопнул в ладоши и по коленям (во-ро-бей – 3 семечка) и относит семечки в кормушку.



Игра 5.2.2. «Где твой круг?»

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному: один из них произносится немного более протяжно, громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой; воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

Материал. Два больших обруча.

Описание. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение – в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первый круг встанут те дети, в имени которых ударение в первой части. Во второй круг встанут дети с ударением во второй части имени».

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение – в первом круге больше играющих, во втором – меньше (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).


Игра 5.2.3. «Где твой круг (2-й вариант)

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному: один из них произносится немного более протяжно, громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой; воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

Материал. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок – замОк, дУхи – духИ, чУдно- чуднО, крУжки – кружкИ, зайчата ЛУта – ЛутА, Поля – полЯ, кОзлы – козлЫ, Ирис – ирИс, стОит-стоИт, мОю-моЮ и др.

Описание. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи (первый или второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание.


Игра 5.2.4. «Построения»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Описание. Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребенку по имени, просит назвать того, кто стоит справа или слева от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.


Игра 5.2.5. «Кто в каком домике живет?»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Материал. Предметные карточки лиса, нора, дятел, дупло, птица, гнездо.

Описание. Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живет белка?», «Кто живет на болоте?», «Чей домик – гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения. Затем животное можно поселить в его домике.



Игра 5.2.6. «Ходит Леночка»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Описание. Прочитать стихотворение, выделенные слова интонировать логическим ударением.

Ходит Леночка, вздыхая. (повествовательно)
Что с тобою? (вопросительно)
– Я плохая! (с сожалением)
Я ногой толкнула кошку, (с сожалением)
На пол бросила картошку, (с сожалением)
Кашу манную не ела (с сожалением)
Быть хорошей надоело! (восклицательно)



Усложнение. Проговаривание стихотворения с движением.

Ходит Леночка, вздыхая – шагаем на месте, указательный жест на кого-то из ребят, утрированно вздыхаем.

Что с тобою? – плечи идут вверх, удивление на лицах.

Я плохая! – указательный жест на себя, выражение огорчения на лицах.

Я ногой толкнула кошку – движение ногой, имитирующее удар, волнообразное движение руки – поглаживаем кошку.

На пол бросила картошку – указательный жест на пол, а потом движение, имитирующее бросание.

Кашу манную не ела – отрицательный жест рукой.

Быть хорошей надоело! – взмах руками, выражение недовольства.







Игра 5.2.7 «Доктор»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Описание. Прочитать стихотворение, выделенные слова интонировать логическим ударением.

Доктор, доктор,
Как
нам быть?
Уши
мыть или не мыть?
Отвечает доктор гневно:
"Надо мыть их
ежедневно!
Если уши мыли
вы,
Если уши мыли
мы,
Если уши вымыл
ты,
Значит, уши
вы-мы-ты!"

с обращением
вопросительно
вопросительно
сердито
восклицательно
назидательно
назидательно
назидательно
восклицательно


Усложнение. Проговаривание стихотворения с движением.

Доктор, доктор – расслабленное движение с наклоном вправо-влево.

Как нам быть? – движение, обозначающее вопрос, руки слегка в стороны.

Уши мыть или не мыть? – показать уши рукой, затем развести руки в стороны и сделать головой отрицательное движение.

Отвечает доктор гневно: – резкий указательный жест правой руки в сторону, слегка притопнув при этом ногой, на лице сердитое выражение.

Надо мыть их ежедневно! – указательное движение правой рукой вперед повторить 3 раза, более сильным взмахом руки выделить последнее слово.

Если уши мыли вы,

если уши мыли мы,

если уши вымыл ты, – проговаривать текст как считалку, дирижируя правой рукой в такт проговариванию.

Значит уши вымыты! – указательное движение на ухо.



Упражнение

«Скажи по-разному»

Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).


Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый?– Дом красивый!


Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.

Например: Лето наступило.– Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.


Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило! На улице тепло. – На улице тепло!