СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка коми народных подвижных и хороводных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Стой, олень!» (Сувт, кӧр!)

Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.   

Просмотр содержимого документа
«Подборка коми народных подвижных и хороводных игр»

Подборка коми народных подвижных и хороводных игр

«Стой, олень!» (Сувт, кӧр!)

Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

«Ловля оленей» (Кӧръясӧс куталӧм)

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники - олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

«Слепой горань» (Синтӧм горань)

У определенного с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?» («За водой, дровами или сеном?») Независимо от выбранного ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:

«Гырйӧс кут (Ступу лови),

Тоинӧс кут (Пест лови),

А менӧ эн кут!» (А меня не лови!)

«Медведь-бабушка» (Ошкö-бабö)

Из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные - «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются - показывают сбор ягод, и поют:

«Ошкö-бабö, ошкö-бабö (Медведь-бабушка, медведь-бабушка),

Чöд тö вотам, пувтö öктам (Чернику собираем, бруснику собираем), Бур вотöссö босьтам (Хорошую ягоду возьмем), Лек вотöссö чöвтам» (Плохую ягоду оставим).

В удобный для себя момент, водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем». «Царь»

По жребию выбирают царя. Всем играющим царь дает новые имена. Чаще всего это названия зверей и птиц: кот, теленок, жеребенок, ворона, сорока и т.д. Очерчивают круг. Царь садится в центр круга, рядом на землю кладет мяч. Остальные становятся по кругу за линией. Стоят вполоборота, готовые по команде царя броситься врассыпную или схватить мяч. Царь произносит чье -либо имя. Все убегают, а тот, кого назвал царь, хватает мяч и бросает в бегущих. В кого попадет, тому засчитывается штрафное очко. Если же не попадет, то очко засчитывается ему самому. Кто первый наберет условленное количество очков, того царь наказывает: ставит его к стене дома и метров с 5-6 кидает в него мячом. Потом выбирают нового царя и играют дальше.

«Борьба на палке»

Чертится линия. Двое играющих встают по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения рук.

Хороводные игры

«Рукоятка жернова» (Изкикарнан)

Каждый выставляет большой палец правой руки и кулаком захватывает большой палец другого игрока. Так образуется вертикальная цепь кулаков. После этого игроки, стоя на своих местах, или вращают импровизационной «мельницей», или медленно двигаются по ходу солнца и приговаривают:

«Изкикарнан, вакарнан (Рукоятка жернова и коромысло), Код шыасяс – дас печик (Кто заговорит -10 щелбанов), Код озшыась – дас кöлач» (А кто не заговорит - 10 калачей).

После произнесения приговорки игроки замолкают и начинают друг друга щипать, толкать, чтобы ктото рассмеялся или сказал слово. Кто первым рассмеется или скажет какое-то слово, его наказывают и затем продолжают играть дальше. «Воробей» (Пышкай)

С помощью считалки выбирают участника, который становится «воробьем». Глаза ему завязывают платком. Остальные («кошки») ходят вокруг него и поют: В наш веселый сад

Прилетел воробей и поет.

Воробей, воробей, не дремли, Кто мяукнет, узнай?

Когда все умолкнут, кто-то из игроков мяукает. Если водящий отгадает мяукнувшего, то они меняются местами, а если нет - дальше будет водить.

«Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Приложение 3 Дидактическая игра «Узнай героя по описанию»

Яг-Морт.

Чудовищный лесной человек, великан в косматой одежде из невыделанной медвежьей шкуры, жестокий и беспощадный, с «ужасной образиной», ростом с сосну, похожий на дикого зверя. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны. К тому же был великим колдуном: болезни, падеж скота, бездождие, безветрие, летние пожары – все насылал он на народ.

Пера-богатырь.

Охотник-богатырь, хозяин Пармы, он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов. Лыжи богатыря мчали так быстро, что обгоняли лошадиную упряжку. Обладая богатырским аппетитом, он мог съесть за один присест десять блюд пельменей и выпить бадью вина.

Ен.

Имя его означает «бог, небо» и близко именам других небесных богов, вылупился из яйца, снесенного уткой. Принявший человекообразный вид. Создал птиц полезных на земле. Создал домашних животных и зверей лесных. Вылепил из земли фигуру человека-мужчины и дунул ему в лицо. И стал первый человек-мужчина на земле.

Омӧль.

Темный бог, портил по ночам то, что Ен творил днем, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых. Сотворил значительно больше животных, чем Ен. Им были созданы хищные звери и птицы, все рыбы, а также лось, олень и заяц, но впоследствии Ен видоизменил этих трех животных и рыб, после чего они стали считаться его творениями, а людям было разрешено употреблять их в пищу.

Вӧрса.

Дух-хозяин леса. Гигантский рост, отсутствие бровей и ресниц, отсутствие тени, вывернутые пятки ног. Жил он в треугольном доме, в глухой лесной чаще. Лесной дух-хозяин предстает как своеобразный гарант соблюдения охотниками в лесу норм промысловой морали, наказывающий виновных в их нарушении лишением удачи в промысле.

Васа.

Дух-хозяин воды. Мог представать перед людьми в различном облике. В человеческом обличье - рослый мужчина с длинными темнозелеными илистыми волосами, одетый в зеленый кафтан, иногда появлялся на берегу. Когда он обратно бросался в воду, поднималась буря, и по поверхности воды прокатывались огромные волны.

Олысь.

Домовой. Четкого представления о внешнем виде домового духа у коми-зырян не существовало, обычно он был невидим, но мог появиться в облике деда, женщины, в виде серой кошки или собаки, а мог и в виде мохнатого комочка. Домовой должен следить за благополучием всех обитателей дома и домашнего скота – хотя бы чтоб «не обижал».

Ема.

Хозяйка леса: живет в дремучем лесу, в лесной избушке на курьих ножках (на яйце, лосиных ногах); ее овцы - волки, коровы - медведи, ее слушаются звери и птицы. Зубы и ногти из железа, слепа, но взамен развиты другие органы чувств. Она имела мохнатые глаза, длинный нос, ниспадающий к полу. Йома - воплощение болезни и смерти. Она обладает прекрасным чутьем. Покровительница женских ремесел, ткачества, прядения, хранительница волшебных предметов: к ней приходят за прялкой, клубком, веретеном, вязальной иглой, мотком пряжи. Она - хранительница огня, лежит на печи. Она - людоед, пытается запечь детей в печке, посадив на хлебную лопату. Она – богатырша.

Йиркап.

Легендарный герой-охотник, наделен богатырской, почти магической силой, без которой его созидательная деятельность была бы невозможна. Ни один зверь не мог уйти от всесильного охотника. Он живет на берегу Синдорского озера, дружит с Лешим-Вöрса, помогает ему в борьбе с Водяным-Васа.

Зарни Ань.

Дочь Солнца или самого Ена. Она была воплощением зари, вставала раньше Перы и ложилась позже героя, заботясь о том, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.

Кöрт Айка.

Железный дед – наделен чудовищной силой и колдовскими способностями, направленными против людей. Его необходимым атрибутом было железо (кöрт): он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы. Он был неуязвим, поскольку у него было железное тело.

Основным занятием его было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью, которую сковал сам.

Войпель.

Могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. Имел власть над северным ветром, пургой, непогодой. Он не любит шума, и, если охотники шумят на охоте, их может замести снежный вихрь.





3