СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ. ВОПРОС 22

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены задания с ответами и пояснениями для подготовки детей к ЕГЭ 2019. Задание 22. Применение знаний в практических ситуациях. БОТАНИКА

Просмотр содержимого документа
«Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ. ВОПРОС 22»

БОТАНИКА. БЛОГ ЕГЭ 2019

Применение знаний в практических ситуациях

(ЕГЭ 22) Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании? 

Пояснение.
1) Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы. 
2) Капуста — двулетнее растение. 


(ЕГЭ 22) Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

Пояснение.
1) Из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила. 
2) Восходящему току в растении способствует корневое давление,которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетке и окружающей среде. 


(ЕГЭ 22) Какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

Пояснение.
1) При пикировке удаляется кончик главного корня, что приводит к росту боковых корней. 
2) В результате увеличивается площадь питания растений. 


(ЕГЭ 22) Почему не следует срывать цветки у дикорастущих растений?

Пояснение.
1) Цветок — генеративный орган, который служит для образования плодов и семян. 
2) Срывая цветки, мы препятствуем семенному размножению, а для некоторых растений это единственный способ размножения. 


(ЕГЭ 22) С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев?

Пояснение.
1) Побелка защищает ствол от ожогов. 
2) Защищает от вредителей. 


(ЕГЭ 22) Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

Пояснение.
1) Грибы необходимо срезать, не повреждая грибницу. 
2) На разрушенной грибнице не образуются плодовые тела. 


(ЕГЭ 22) Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

Пояснение.
1) Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы. 
2) Нарушается водное и воздушное питание корней, происходит угнетение растений. 


(ЕГЭ 22) Почему яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми?

Пояснение.
1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. 
2) Нарушается связь между клетками и яблоки становятся рыхлыми. 



(ЕГЭ 22) В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

Пояснение.
1) В тундре вечная мерзлота. 
2) Холодная вода плохо всасывается корнями. 


(ЕГЭ 22) Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

Пояснение.
1) Деревья вступают в симбиоз с грибами. 
2) Мицелии грибов, оплетая корни растений, дают им воду и соли, что улучшает рост деревьев. 


(ЕГЭ 22) Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?

Пояснение.
1) При замораживании вода расширяется и нарушает целостность клеток. 
2) При оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок,содержащий сахаристые вещества. 


(ЕГЭ 22) Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?

Пояснение.
1) Мелкие семена содержат мало питательных веществ. 
2) Веществ недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы. 


(ЕГЭ 22) Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?

Пояснение.
1) При разрезании нарушается целостность клеток. 
2) Повреждаются вакуоли и из них вытекает клеточный сок. 


(ЕГЭ 22) К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

Пояснение.
1) Внесение избытка минеральных удобрений нарушает годичный ритм изменения кислотности почвы и количество доступных растениям веществ. 
2) Растворы минеральных солей угнетающе действуют на почвенные микроорганизмы и на червей, происходит загрязнение окружающей среды. 


(ЕГЭ 22) В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

Пояснение.
1) При нарушении норм внесения удобрений. 
2) При нарушении сроков внесения удобрений. 


(ЕГЭ 22) На спиле дерева видны годичные кольца. Объясните, почему они имеют разную ширину.

Пояснение.
1) Ширина годичного кольца зависит от условий внешней среды, которые менялись в разные годы жизни дерева. 
2) При благоприятных условиях ширина кольца больше, так как камбий делится более интенсивно. 



(ЕГЭ 22) Дайте краткий ответ на вопрос: в чём проявляется симбиоз гриба и водоросли в лишайнике?

Пояснение.
1) Гифы гриба поглощают воду и минеральные вешества. 
2) Водоросль фотосинтезирует, образуя органические вещества. 


(ЕГЭ 22) Дайте краткий ответ на вопрос. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.

Пояснение.
1) На листьях оседают различные вредные вещества. 
2) У лиственных растений листья опадают ежегодно, а с ними удаляются вредные вещества, у хвойных растений листья живут 3—5 и более лет, поэтому вредные вещества не удаляются и ведут к отравлению организма. 


(ЕГЭ 22) Каково значение различных цветков в соцветиях растений сем. Сложноцветные?

Пояснение.
1) Трубчатые и язычковые цветки служат для образования плодов и семян (располагаются в центре). 
2) Воронковидные и ложноязычковые — для привлечения насекомых — опылителей (располагаются по краям). 


(ЕГЭ 22) Почему целесообразно выращивать сельскохозяйственные культуры на полях, где ранее произрастали бобовые растения?

Пояснение.
1) На корнях бобовых растений поселяются бактерии, фиксирующие азот из воздуха. 
2) После уборки бобовых культур подземная часть перегнивает и азот попадает в почву, обогащая ее. 


(ЕГЭ 22) Чем можно объяснить, что корни некоторых растений, например, орхидей, могут зеленеть на свету?

Пояснение.
1) Орхидеи обитают в темных тропических лесах. 
2) Для увеличения интенсивности процесса фотосинтеза в клетках корней образуется хлорофилл и они начинают синтезировать органические вещества. 


(ЕГЭ 22) Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности?

Пояснение.
1) Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы. 
2) В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля. 


(ЕГЭ 22) Почему корневой волосок нельзя считать тканью?

Пояснение.
1) Корневой волосок — это вырост клетки покровной ткани корня (эпиблемы), расположенный в зоне всасывания. 
2) Функция его — поглощение из почвы воды и минеральных веществ. 


(ЕГЭ 22) Как используют знания о дыхании корней при выращивании растений?

Пояснение.
1) Корням для дыхания необходим кислород. 
2) Поэтому при выращивании растений проводят рыхление почвы, которое обогащает ее кислородом. 


(ЕГЭ 22) Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?

Пояснение.
1) При варке разрушается межклеточное вещество. 
2) Связь между клетками нарушается, и клубни становятся рассыпчатыми. 


(ЕГЭ 22) Какова функция хлорофилла в растительной клетке?

Пояснение.
1) Поглощает энергию света. 
2) Преобразуют ее в химическую энергию органических веществ. 


(ЕГЭ 22) Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?

Пояснение.
1) Во время хранения живые клетки дышат. 
2) При дыхании расходуются органические вещества и испаряется вода. 


(ЕГЭ 22) В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. 

Пояснение.
1) Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), т. к. в них имеются хлоропласты. 
2) По мере созревания плодов хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит. 


(ЕГЭ 22) Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.

Пояснение.
1) Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой. 
2) При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом, корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней). 


(ЕГЭ 22) Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?

Пояснение.
1) По мере роста дерева корневая система разрастается. 
2) Корни поглощают вещества корневыми волосками, которые следуют за кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они находятся по краям приствольных кругов. 


(ЕГЭ 22) Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

Пояснение.
1) Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке. 
2) Через мембрану путем осмоса. 


(ЕГЭ 22) Почему бамбук в течение суток может вырасти на один метр?

Пояснение.
1) Он буйно растёт во всех междоузлиях за счёт вставочного роста и необычайно сильно удлиняется. 
2) Чем больше узлов и междоузлий, тем большей высоты достигает это растение. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!