СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте

Воспитание и обучение детей с ОВЗ руководствуется задачами общеразвивающего направления с коррекцией дефектов отклонений развития, решение которых в условиях целенаправленного и систематического обучения должно обеспечивать достаточный уровень готовности к овладению начальным курсом школьных знаний.

 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте»

Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте



Воспитание и обучение детей с ОВЗ руководствуется задачами общеразвивающего направления с коррекцией дефектов отклонений развития, решение которых в условиях целенаправленного и систематического обучения должно обеспечивать достаточный уровень готовности к овладению начальным курсом школьных знаний.

Одной из важнейших задач в общей системе воспитания и обучения является развитие речи детей в дошкольном возрасте. В этот период оно осуществляется в неразрывной связи с различными видами детской деятельности: игровой, трудовой, изобразительной, в повседневной жизни детей, а также на специальных занятиях, которые имеют цель – формирование полноценного овладения родным языком с коррекцией произношения. Согласно данным учения о языке, процесс овладения языком в его основной функции общения предполагает последовательное усвоение различных видов речевой деятельности: восприятие речи, словесная речь, письмо и чтение. Изучение этого периода становления речи детей является одной из основных задач психолого – педагогической диагностики с определением содержания и форм к подготовки к письменной речи и чтению.

К концу дошкольного возраста речь большинства детей с ОВЗ, несмотря на выраженные у многих расстройства произношения, достигается той степени развития, которая вполне удовлетворяет потребности повседневного общения и обеспечивает процесс любой другой деятельности. Но , несмотря на внешнюю сохранность различных видов речевой коммуникации, недостаточность речевого развития детей со всей очевидностью обнаруживает себя с самого начала обучения в школе и выступает одной из ведущих трудностей при усвоении программного материала по всем предметам и, прежде всего, письма и чтения.

Овладение грамотным письмом и чтением как особой формой речевой деятельности требует достаточного уровня развития фонематического восприятия, произвольности процессов анализа и синтеза звукового состава слова, осознание слова как единицы высказывания с выделением его из предложения. Это представляет сложный вид аналитической деятельности для детей и требует специального обучения.

Поэтому при подготовке детей к школе встает целый ряд вопросов, связанных с повышением уровня их общего лингвистического развития, с формированием осознанных действий с отдельными элементами языка. Дети должны научится ориентироваться в фонематическом и грамматическом строе языка : проводить звуковой анализ слов, разделять на слоги слова различной слоговой структуры, владеть элементарными навыками словообразования и словоизменения с правильным употреблением грамматических форм числа, рода и падежа, строить правильные синтаксические конструкции, владеть связной речью.

Перед тем как перейти к рассмотрению вопросов о пропедевтике детей с ОВЗ

В последние годы в педагогике был предпринят ряд исследований, результаты которых свидетельствуют не только о широких возможностях старших дошкольников в овладении аналитическими операциями в области языка, но и о индивидуально-типических трудностях, возникающих в ходе их проведения. Различные виды языкового анализа – фонематического, грамматического - рассматриваются как специальное умственное действие. Обучение данному действия проводится с учетом поэтапности его формирования с отработкой на каждом этапе соответствующих параметров действия: составление представлений о задании и ориентировочной основы действия, действие с материальными объектами :схемами, фишками, предметами и их заместителями, освоение действий анализа в плане громкой речи с переводом в внутренний план речи, окончательное становление умственного действия.

Экспериментально доказано, что слово или звук могут стать предметом анализа при специальном обучении у детей уже в 5-ти – 6-ти летнем возрасте. Но трудности самого процесса анализа свидетельствуют о еще слабой степени дифференциации между языковой и предметной действительностью. Между отдельными элементами языка, что проявляется в выраженной избирательностью к категориям звуков ( гласный, согласный) и их позиции в слове при фонематическом анализе, в избирательности к различным лексико-грамматическим разрядам слов при анализе словарного состава предложения. Типичным проявлением последнего является осмысление предложения как целой ситуации, не выделение в предложении необходимых слов, а лишь смысловых, чаще всего предметных компонентов события или интонационно-смысловых групп : группы подлежащего, группы сказуемого. Это свидетельствует об отсутствии четких представлений у детей о слове как единице языка.

В процессе анализа словарного состава предложения наблюдается также избирательность к смысловым особенностям слова, которая отражает трудности осознания детьми слов с абстрактным значением: числительных, наречий . местоимений.

Совершенствование лексического и грамматического строя языка происходит в процессе систематизации слов в лексико-семантические группы, одним из видов которой является систематизация на основе словоизменения и словообразования с подбором однокоренных слов. Формирование у детей осознанных действий словоизменения и словообразования связано с фонематическим анализом слов. С пониманием и объяснением их значения и смысла, с установлением смыслового и звукового сходства между словами – «родственниками».

Экспериментальное изучение словообразовательных возможностей у детей в старшем дошкольном и начальном школьном возрасте показало слабость у них словообразовательных ассоциаций , что проявляется в типичных ошибках словообразования семантического и формального порядка.

Обучение детей различным видам языкового анализа проводится в общей системе формирования у них психологических предпосылок учебной деятельности.

Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте с формированием у них предпосылок учебной деятельности, исходя из структуры языка проводится в следующих направлениях:

- обучение звуковому анализу и синтезу;

- обучение грамматическому анализу;

-совершенствование словарного состава языка;

- развитие и формирование связной речи;

- активизация коммуникативной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!