Подготовка к ЕГЭ. ИГЗ.11 класс.
Ожидаемый результат:
Формирование целостного представления о живом организме.
Углубление основ биологических знаний и умений.
Улучшение навыков работы с тестами ЕГЭ.
Продолжение работы по формированию знаний о охране растительного мира.
Улучшение навыков самоконтроля.
Формы контроля:
Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашнего задания);
Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества, уровня сложности выполненных работ.
Раздел 1. Организация учебного процесса
Цель программы : упрочить и углубить имеющиеся знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Задачи:
Обучающие:
Повышать качество биологических знаний.
Воспитательные:
Формировать способности к самостоятельному процессу познания и мониторингу знаний.
Формировать умения работать в коллективе.
Развивающие:
Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственному отношению к своему здоровью.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
№ | Раздел | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
1 | Клетка как биологическая система. | 13 | Теоретические и практические занятия. |
2 | Водоросли. | 1 | Теоретические |
3 | Мхи и папоротники. | 3 | Теоретические |
4 | Голосеменные. Покрытосеменные. | 4 | Теоретические и практические занятия. |
5 | Царство грибов. | 2 | Теоретические занятия. |
6 | Эволюция живой природы. | 4 | Теоретические и практические занятия. |
7 | Экосистемы и присущие им закономерности. | 6 | Теоретические и практические занятия |
| Работа с контрольно-измерительными заданиями. | 2 | Работа контрольно-измерительными материалами и тренировочными заданиями. |
В результате изучения данного курса ученик должен
Знать: анатомические, физиологические особенности организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, закономерности эволюции.
Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом, решать биологические задачи, работать с материалами ЕГЭ.
Раздел 2. Содержание дисциплины. Учебный план
Тематический план.
№ | Темы. | Кол-во часов | Кол-во лекций, семинаров | Экскурсии, практич. занятия |
| Раздел 1. Клетка как биологическая система. | 13 | | |
1 | Предмет ботаники. Краткая история ботаники. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений. | 1 | 1 | |
2 | . Строение растительной клетки. | 1 | 1 | |
3 | Практическая работа. Строение различных клеток растительного организма. Особенности клеток различных тканей. | 1 | | 1 |
4 | Общая характеристика тканей растений. Образовательные и покровные ткани. | 1 | 1 | |
5 | Основные, механические и выделительные ткани. Проводящие ткани. | 1 | 1 | |
6 | Практическая работа. Строение тканей растительного организма. | 1 | | 1 |
7 | Особенности строения тканей и органов растительного организма. | 1 | 1 | |
8 | .Органы высших растений. Происхождение органов. Корень. Видоизменения корней. Строение корня. | 1 | 1 | |
9 | Питание и дыхание корня. Функции корней. | 1 | 1 | |
10 | Практическая работа. Побег, видоизменение побегов. | 1 | | 1 |
11 | Стебель. Строение и функции стебля. | 1 | 1 | |
12 | Практическая работа. Лист. Внешние и внутренние строения листа. | 1 | | 1 |
13 | Практическая работа. Лист. Внешние и внутренние строения листа. Многообразие, видоизменения. | 1 | 1 | |
| Раздел 2. Водоросли. | 1 | | |
14 | Водоросли.Общая характеристика. Многообразие и значение. Охрана водорослей. | 1 | 1 | |
| Раздел 3. Мхи и папоротники. | 3 | | |
15 | Отдел Моховидные. | 1 | 1 | |
16 | Отдел папоротники. Охрана их. | 1 | 1 | |
17 | Отдел плауновидные. Отдел хвощевидные. Охрана их. | 1 | 1 | |
| Раздел4.Голосеменные. Покрытосеменные. | 4 | | |
18 | Отдел Голосеменные. Охрана. | 1 | 1 | |
19 | Отдел Покрытосеменные. Охрана. | 1 | 1 | |
20 | Практическая работа. Строение цветка. | 1 | | 1 |
21 | Практическая работа. Строение семени и плода. | 1 | | 1 |
| Раздел 5. Царство грибов. | 2 | | |
22 | Семинар. Грибы. Общая характеристика. Строение грибов. Многообразие. | 1 | 1 | |
23 | Общая характеристика лишайников. Строение. Морфологические типы лишайников. | 1 | 1 | |
| Раздел6.Эволюция живой природы. | 4 | | |
24 | Вид, его критерии. Характеристика популяции. | 1 | 1 | |
25 | Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции. | 1 | 1 | |
26 | Сименар.Микроэволюция.Способы видообразования. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. | 1 | 1 | |
27 | Макроэволюция,её доказательства | 1 | 1 | |
| Раздел7.Экосистемы и присущие им закономерности. | 6 | | |
28 | Влияние экологических факторов на организмы | 1 | 1 | |
29 | Биогеоценоз, его структура. | 1 | 1 | |
30 | Семинар. Основные типы экологических взаимодействий | 1 | 1 | |
31 | Саморазвитие и смена экосистем. Экологические сукцессии.. | 1 | 1 | |
32 | Семинар.Влияние деятельности человека. Агроценозы | 1 | 1 | |
33 | Биосфера. Проблема устойчивого развития биосферы. | 1 | 1 | |
| Работа с контрольно-измерительными заданиями. | 2 | | |
34 | Работа с тестами. | 1 | | |
35 | Работа с тестами. | 1 | | |
| Итого | 35 | 27 | 6 |
Содержание отдельных тем учебной дисциплины.
Тема1. Клетка как биологическая система.
Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Основные понятия: термины, законы биологии, выдающиеся ученые-биологи.
плазматическая мембрана, клеточная стенка, кариоплазма, хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть, митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды, моносахариды, липиды, кроссинговер, биваленты, редукционное деление, веретено деления.
Практическая работа: педагогическая мастерская, исследовательская работа
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная
Контрольные задания: тестирование
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика
Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп
Темы 3-6. Водоросли. Мхи и папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные. Царство грибов.
Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Охрана растений. Растения занесенные в Красную книгу Челябинской области Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Особенности лишайников как симбиотических организмов Охрана.
.Основные понятия: низшие и высшие растения, вегетативные и генеративные органы, типы корневых систем, типы жилкования, флоэма, ксилема, камбий, устьица, чечевички, слоевище, мицелий, плодовое тело, ризоиды.
Практическая работа: тестирование, лабораторные работы.
Методы проведения занятия: беседа, викторина
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, сельское хозяйство, экология.
Техническое оснащение: ИКТ, микроскопы.
Тема 6. Эволюция живой природы.
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история эволюции. Микроэволюция. Способы видообразования. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Происхождение человека.
Основные понятия: популяционные волны, дивергенция, конвергенция, параллелизм, биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, коацерваты, биосоциальная природа человека.
Практическая работа: тестирование, создание презентаций.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, экология.
Техническое оснащение занятия: ИКТ, видеофильмы.
Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Среда обитания, экологические факторы. Биогеоценоз, его компоненты и структура. Трофические уровни. Круговорот веществ и превращения энергии. Смена экосистем. Разнообразие экосистем. Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Основные понятия: аэробионты, гидробионты, террабионты, эндобионты, биотические, абиотические и антропогенные факторы, биоценоз, биотоп, цепь питания, сеть питания, экологическая пирамида, сукцессия первичная и вторичная, агроценоз.
Практическая работа: тестирование, подготовка презентаций, исследовательская работа.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, экология.
Техническое оснащение: ИКТ, видеофильмы.
Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Программы – Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, Adobe PREMIERE PRO 2.07. Microsoft FrontPage 2003, создание анимации – Xara Webstyle 4.0.
Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, СD-диски, микроскопы.
Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, , коллекции, гербарии.
Рекомендуемая литература.
Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология. Типовые тестовые задания.- М. «Экзамен» 2012.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.- М. «Мир», 1993.
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2005
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2003.
Лернер Г.И. общая биология. Поурочные тесты и задания 10-11 класс.-М. «Аквариум» 1998.
Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007