СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Задания на тему "Движущие силы эволюции" (ЕГЭ, № 15-16, 19)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

подборка заданий ЕГЭ № 15-16, 19 по биологии (Движущие силы эволюции) - из сайтов Реш ЕГЭ и ФИПИ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по биологии. Задания на тему "Движущие силы эволюции" (ЕГЭ, № 15-16, 19)»

Основы эволюционного учения. Движущие силы эволюции. Результат эволюции



1. Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?

1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.

2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.

3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.

4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.

5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.

6) Популяция — это единица эволюции.


2. В со­от­вет­ствии с СТЭ (синтетической тео­ри­ей эволюции) к дви­жу­щим силам эво­лю­ции относят (запишите в ответ цифры в порядке возрастания)

1) изо­ля­цию особей 2) при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов к среде

3) мно­го­об­ра­зие видов 4) му­та­ци­он­ную изменчивость

5) есте­ствен­ный отбор 6) био­ло­ги­че­ский прогресс


3. Искусственный отбор в отличие от естественного:

1) проводится человеком целенаправленно

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) проводится среди особей сорта, породы

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов


4. Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие, что по­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся «еди­ни­цей эво­лю­ции».

1) му­та­ци­он­ный про­цесс на­чи­на­ет­ся в по­пу­ля­ции

2) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние воз­мож­но толь­ко в не­изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ци­ях

3) раз­ные по­пу­ля­ции об­ла­да­ют раз­ны­ми ге­но­фон­да­ми

4) вид не может быть еди­ни­цей эво­лю­ции, так как его ареал, как пра­ви­ло, разо­рван на со­став­ные части

5) раз­ли­чия между ви­да­ми такие же, как раз­ли­чия между изо­ли­ро­ван­ны­ми по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида

6) изо­ли­ро­ван­ная от дру­гих по­пу­ля­ция не под­вер­же­на дей­ствию есте­ствен­но­го от­бо­ра


5. Выберите три фак­то­ра эво­лю­ци­он­но­го процесса, дей­ствие ко­то­рых ведёт к видообразованию.

1) изоляция 2) био­ло­ги­че­ский регресс

3) мо­ди­фи­ка­ци­он­ная изменчивость 4) на­след­ствен­ная изменчивость

5) вы­со­кая пло­до­ви­тость особи 6) есте­ствен­ный отбор


6. Какие фак­то­ры вли­я­ют на видообразование?

1) мо­ди­фи­ка­ци­он­ные изменения 2) есте­ствен­ный отбор

3) изоляция 4) мутации 5) конвергенция

6) воз­раст­ной со­став популяции


7. Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят.

A) появление в отдельных соцветиях цветков с пятью лепестками вместо четырёх

Б) усиление роста побегов в благоприятных условиях

B) появление единичных листьев, лишённых хлорофилла

Г) угнетение роста и развития побегов при сильном затенении

Д) появление махровых цветков среди растений одного сорта

 

1) мутационная

2) модификац


8. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и видом изменчивости.

А) воз­ни­ка­ет при воз­дей­ствии радиации

Б) фор­ми­ру­ет­ся при сли­я­нии гамет

В) обу­слов­ле­на не­за­ви­си­мым рас­хож­де­ни­ем пар хромосом

Г) обу­слов­ле­на об­ме­ном ге­на­ми между го­мо­ло­гич­ны­ми хромосомами

Д) свя­за­на с уве­ли­че­ни­ем числа хро­мо­сом в ка­ри­о­ти­пе

 

1) мутационная

2) комбинативная



9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицы цифры, под которыми они указаны. К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят:

1) митотическое деление клеток 2) скачкообразный мутационный процесс

3) модификационную изменчивость 4) географическую изоляцию

5) бесполое размножение особей. 6) естественный отбор


10. Результатом эво­лю­ции является

1) по­яв­ле­ние новых за­су­хо­устой­чи­вых сор­тов растений

2) воз­ник­но­ве­ние новых видов в из­ме­нив­ших­ся усло­ви­ях среды

3) вы­ве­де­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных пород круп­но­го ро­га­то­го скота

4) фор­ми­ро­ва­ние новых при­спо­соб­ле­ний к жизни в из­ме­нив­ших­ся условиях

5) со­хра­не­ние ста­рых видов в ста­биль­ных усло­ви­ях оби­та­ния

6) по­лу­че­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных брой­лер­ных кур


11. Сопоставьте форму естественного отбора и ее характеристики.

А) дей­ству­ет про­тив осо­бей с край­ни­ми зна­че­ни­я­ми при­зна­ков

Б) при­во­дит к суже­нию нормы ре­ак­ции

В) обыч­но дей­ству­ет в по­сто­ян­ных усло­ви­ях

Г) про­ис­хо­дит при осво­е­нии новых ме­сто­оби­та­ний

Д) из­ме­ня­ет сред­ние зна­че­ния при­зна­ка в по­пу­ля­ции

Е) может при­во­дить к по­яв­ле­нию новых видов

 

1) Дви­жу­щий

2) Ста­би­ли­зи­ру­ю­щий


12. Какие из ни­же­пе­ре­чис­лен­ных при­ме­ров ха­рак­те­ри­зу­ют дви­жу­щую форму есте­ствен­но­го отбора?

1) воз­рас­та­ние чис­лен­но­сти тёмных ба­бо­чек в про­мыш­лен­ных рай­о­нах по срав­не­нию со светлыми

2) по­яв­ле­ние устой­чи­во­сти у жи­вот­ных к ядохимикатам

3) по­сто­ян­ство раз­ме­ров и формы цвет­ка у на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых растений

4) умень­ше­ние раз­ме­ров крабов, оби­та­ю­щих в мут­ной воде

5) уплощённое в спинно-брюшном на­прав­ле­нии тело камбалы

6) со­хра­не­ние до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни кистепёрой рыбы латимерии


13. Выберите при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го отбора.

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окраской.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищниками.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней плодовитостью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся однопалой.

5) Детёныши животных, ро­див­ши­е­ся преждевременно, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клетки, устой­чи­вые к антибиотикам.


14. У паразитических плоских червей, в отличие от свободноживущих, в процессе эволюции сформировались

 1) защитные оболочки, на которые не действует пищеварительный сок

2) покровы с ресничками

3) органы прикрепления

4) органы осязания и зрения

5) нервная, пищеварительная, выделительная системы

6) большая плодовитость и сложный цикл развития


15. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к при­спо­соб­ле­ни­ям реп­ти­лий к жизни на суше?

1) лёгочное дыхание 2) сухая, не ис­па­ря­ю­щая влагу кожа

3) на­ли­чие ге­мо­гло­би­на в крови 4) рас­по­ло­жен­ные по бокам го­ло­вы глаза

5) при­спо­соб­лен­ные к ходь­бе конечности 6) на­ли­чие длин­но­го хвоста

16. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к при­спо­соб­ле­ни­ям птиц для полёта?

1) раз­мно­же­ние с по­мо­щью яиц 2) тон­кие кости

3) от­сут­ствие зубов 4) рас­по­ло­жен­ные по бокам го­ло­вы глаза

5) видоизменённые пе­ред­ние конечности 6) на­ли­чие ге­мо­гло­би­на в крови


17. Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций в новых условиях жизни

3) пространственная изоляция популяций

4) отбор особей с полезными изменениями

5) образование нового вида



18. Установите последовательность формирования приспособленности растений в процессе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) размножение особей с полезными изменениями

2) возникновение различных мутаций в популяции

3) борьба за существование

4) сохранение особей с наследственными изменениями, полезными для данных условий среды



19. Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния адап­та­ций к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

А) фе­но­ти­пи­че­ское про­яв­ле­ние мутаций

Б) есте­ствен­ный отбор признака

В) по­яв­ле­ние ре­цес­сив­ной му­та­ции у ряда осо­бей популяции

Г) воз­ник­но­ве­ние адаптации

Д) скре­щи­ва­ние особей-носителей мутации