Критерии оценивания ГИА по обществознанию 2017
Максимальный первичный балл по этому предмету равняется 39, а нижним порогом, который может стать ориентиром при зачислении в профильные классы (в 10-ый класс), – 30. Актуальный же перевод первичных очков в пятибалльную систему выглядит следующим образом:
0 – 14: «двойка»;
15 – 24: «тройка»;
25 – 33: «четвёрка»;
34 – 39: «пятёрка».
Тем, кто активно пользуется тренировочными заданиями, чтобы подготовиться к ГИА по обществознанию с нуля самостоятельно, небезынтересны будут критерии оценивания за конкретные вопросы в КИМе.
1 балл: задания 1 – 21 и 23 – 25;
2 балла: 22, 26 – 28, 30 и 31;
3 балла: 29.
В перечне указаны максимальные значения. За погрешности в вопросах, которые поощряются 2 баллами и более, могут сниматься очки.
Вариант № 761360
1. Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности...
1) научно-познавательной
2) социально-преобразовательной
3) художественно-эстетической
4) материально-производственной
Пояснение.
В неё входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французских просветителей Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро (ценностно-ориентировочная деятельность) сыграли большую роль в подготовке Французской революции XVIII в. (социально-преобразовательная деятельность). Материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развитию наук, т. е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности.
Правильный ответ: 2.
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) еде
2) тепле
3) продолжении рода
4) самореализации
Пояснение.
Потребности в еде, тепле и продолжении рода - биологические, потребность в самореализации - социальная.
Правильный ответ: 4
3. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?
1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов
2) принятие закона об охране природы
3) организация биосферного заповедника
4) повышение квалификации работников лесного хозяйства
Пояснение.
Природные условия определяют сельскохозяйственную специализацию отдельных регионов. например занятие оленеводством в районах Крайнего Севера.
Правильный ответ: 1.
4. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
Б. Личность – совокупность биологических качеств человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
А - верно.
Б - неверно, личность совокупность социальных качеств человека.
Правильный ответ: 1
5. Николай учится в 10 классе общеобразовательной школы. Он увлекается музыкой и играет на бас-гитаре в кружке современной музыки. На какой ступени образования находится Николай?
1) начальное образование
2) среднее (полное) общее образование
3) общее основное образование
4) начальное профессиональное образование
Пояснение.
Это среднее полное образование. Начальное 1-4кл, общее основное 1-9кл.начальное профессионально после получения основного общего обучение в училище. профессиональном лицее.
Правильный ответ: 2
6. Верны ли суждения об искусстве?
А. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме.
Б. Художественный образ может нести на себе отпечаток определённых исторических условий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Искусство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе.
Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть культуры человечества.
Искусство — это мастерство передачи определенной информации зрителю или слушателю посредством только одного из трех - графика (изобразительное искусство) , музыка, танец - средств (медий) или совокупностью этих средств (многомедийность) - театр, балет, опера, кинематограф. Поэтому: Оба верны.
Правильный ответ:3
7. Южные районы страны В сосредоточены на производстве и продаже чая, западные – на выращивании цитрусовых. Данный пример свидетельствует о таком экономическом явлении, как
1) географическая специализация
2) эффективность производства
3) разделение труда
4) производительность труда
Пояснение.
В данном примере идет речь о географической специализации.
Правильный ответ: 1
8. Какой из приведённых ниже налогов является прямым?
1) на добавленную стоимость
2) с продаж
3) таможенная пошлина
4) на доходы физических лиц
Пояснение.
Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Косвенные налоги всегда платит покупатель товара. 1, 2, 3 — косвенные.
Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Только 4 — верно.
Прямые налоги — на кого направлены, тот и платит.
Правильный ответ: 4.
9. В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс
1) приватизации
2) национализации
3) монополизации
4) стандартизации
Пояснение.
Монополия (в экономике) [monopoly] — ситуация на рынке, когда фирма, называемая «монополистом», полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого товара, что ведет как правило к ухудшению качества товаров и увеличению цен.
Правильный ответ: 3.
10. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т. д. — производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
1) производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
2) производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.
Правильный ответ: 3.
11. Н. с рождения является членом данной социальной группы. При жизни он не может перейти в другую группу. Для этого ему надо родиться еще раз. Его социальное положение закреплено в религиозных верованиях данного народа. К какой социальной группе принадлежит Н.?
1) класс
2) страта
3) каста
4) сословие
Пояснение.
Каждый человек занимает в обществе определенное положение, которое определяется.
Страта — социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу.
Соц. стратификация-деление общества на страты в иерархическом порядке.
Исторические типы стратификации:
1. Рабство. Патриархальное (отношение к владельцу как к отцу) и классическое (раб-орудие труда).
2. Каста — соц. группа, членством в которой человек обязан своим рождением.
3. Сословие - соц. группа, члены которой различаются по правам и обязанностям, закрепленным законом и передающимся по наследству.
4. Класс — большая группа людей, различающаяся по их месту в общественном производстве, по отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда.
Правильный ответ: 3.
12. Примером какой социальной нормы является устойчивое выражение «не делай другим того, чего не желаешь себе»?
1) традиции
2) этической
3) правовой
4) эстетической
Пояснение.
Это норма поведения, значит этическая норма.
Правильный ответ: 2
13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.
Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Статус (в переводе с лат.) — состояние, положение.
Соц. статус — социальное положение человека в обществе.
Виды статусов:
1. Предписанный — статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени (возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе).
2. Достигаемый — статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению (профессия, муж, миллионер, чемпион мира).
3. Смешанный (инвалид).
Статусный ранг:
1) высокий;
2) средний;
3) низкий.
Правильный ответ: 3.
14. Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности
1) форма правления
2) государственное устройство
3) политическая система
4) политический режим
Пояснение.
Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Правильный ответ: 4.
15. В государстве Z провозглашены и гарантированы права и свободы граждан, признано идеологическое многообразие, оппозиция действует на законных основаниях. Какой политический режим в стране Z?
1) тоталитарный
2) авторитарный
3) диктаторский
4) демократический
Пояснение.
Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ.
Правильный ответ: 4
16. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.
Б. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Поэтому А - верно, а Б - неверно, здесь признак тоталитарного.
Правильный ответ: 1
17. Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при решении всех аналогичных дел, называется
1) правовым обычаем
2) нормативно-правовым актом
3) правовым прецедентом
4) естественным правом
Пояснение.
Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при решении всех аналогичных дел, называется правовым прецедентом.
Правильный ответ:3
18. Что относится к полномочиям Совета Федерации?
1) решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации
2) управление федеральной собственностью
3) разработка и исполнение бюджета страны
4) определение основных направлений внутренней политики
Пояснение.
Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
г) назначение выборов Президента Российской Федерации;
д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Правильный ответ: 1.
19. Пётр заключил договор с фирмой о поставке книжного шкафа, однако в указанный срок фирма не доставила шкаф. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?
1) административного
2) гражданского
3) трудового
4) уголовного
Пояснение.
Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения.
правильный ответ: 2
20. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
А. Международное гуманитарное право защищает безопасность жизнедеятельности человека.
Б. Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Правильный ответ: 3
21. Учитель на уроке рассказывал о юридической ответственности. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) наступает только за совершённое преступление
2) применяется компетентными органами государства
3) строго регламентируется нормами права
4) влечёт судимость гражданина
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
Пояснение.
1) наступает только за совершённое преступление - уголовная ответственность
2) применяется компетентными органами государства - сходство
3) строго регламентируется нормами права - сходство
4) влечёт судимость гражданина - уголовная.
Правильный ответственность: 2314
22. Установите соответствие между общественными отношениями и отраслями права: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ | | ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) права собственности Б) личные неимущественные отношения В) деятельность исполнительной власти Г) поведение в общественных местах | | 1) гражданское право 2) административное право |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение.
Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые ресурсы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые обоснованы на независимости оценки.
Административное право — это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера.
Правильный ответ: 1122.
23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
(А) В период финансово-экономического кризиса безработица в ряде стран возросла. (Б) По данным статистики, среди тех, кто не имеет работы, много молодых. (В) Это отрицательно влияет на темпы экономического развития.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Пояснение.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Правильный ответ: 112.
24. В 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Откуда, из каких источников вы чаще всего узнаете о том, что происходит в стране и мире (участники могли выбирать не более двух позиций)?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/22/s_5a659d842edc5/806409_1.png)
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для людей с начальным и неполным средним образованием главным источником информации является телевидение.
2) Наиболее широко используют Интернет как источник информации люди, имеющие высшее образование.
3) Люди со средним образованием используют печатную прессу чаще, чем те, кто имеет высшее образование.
4) К рассказам родственников и друзей как источнику информации чаще других групп прибегают люди с начальным и неполным средним образованием.
5) Люди с высшим образованием менее других групп используют радио как источник информации.
Пояснение.
1) Для людей с начальным и неполным средним образованием главным источником информации является телевидение (да, верно, 93% считают телевидение главным источником информации).
2) Наиболее широко используют Интернет как источник информации люди, имеющие высшее образование (ДА, верно, с высшим — 24%, со средним — 14%, с начальным — 4%).
3) Люди со средним образованием используют печатную прессу чаще, чем те, кто имеет высшее образование (нет, неверно, со средним — 17%, с высшим — 23%).
4) К рассказам родственников и друзей как источнику информации чаще других групп прибегают люди с начальным и неполным средним образованием (да, верно, с начальным — 10%, со средним — 6%, с высшим — 4%).
5) Люди с высшим образованием менее других групп используют радио как источник информации (нет, неверно, меньше всех его используют люди со средним образованием).
Правильный ответ: 124.
25. В стране X был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны современные российские средства массовой информации (СМИ) от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/22/s_5a659d842edc5/806409_2.png)
Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ.
2) В обществе наблюдается резкое социальное расслоение.
3) В стране X развиваются демократические процессы.
4) Основная масса населения недовольна качеством СМИ.
5) Правительству страны X следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ.
Пояснение.
1) Население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ (да, верно, одна половина населения имеет мнение прямо противоположное другой половине).
2) В обществе наблюдается резкое социальное расслоение, (нет, такой вывод по данным опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных).
3) В стране X развиваются демократические процессы (нет, такой вывод по данным опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных).
4) Основная масса населения недовольна качеством СМИ (нет, такой вывод по данным опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных).
5) Правительству страны X следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ (да, верно, так как половина опрошенных считает, что они поставили СМИ под свой контроль).
Правильный ответ: 15.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Человеческие качества
«Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи её предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развёртыванию промышленной, научной и технической революций. Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной лёгкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперёд, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Набирая всё новые и новые силы, цивилизация неуклонно распространяется по планете, используя для этого все возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние.
Мало-помалу все страны и народы стали жить по её законам или создавали их по установленному ею образцу. Её нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже если их отвергают, всё равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. А Земля, как бы ни была она щедра, всё же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворять всё новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках всё той же господствующей цивилизации.
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда её собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР становится всё строптивее, и усмирять её всё труднее и труднее.
Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний».
(А. Печчеи)
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1. Триумфальное распространение западной цивилизации по планете.
2. Трудности и стимулы развития цивилизации.
3. Важнейшая проблема современной цивилизации — проблема ограниченности ресурсов.
4. Обострение противоречий между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами.
5. Возрастающее влияние НТР на развитие цивилизации.
6. Судьба цивилизации - в руках нынешнего поколения. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. Назовите три глобальные проблемы современности, о которых не упоминается в данном фрагменте текста.
Пояснение.
МОГУТ быть указаны следующие проблемы:
• демографическая:
• экологическая:
• международный терроризм:
• СПИД, наркомания, алкоголизм и др. Могут быть приведены другие уместные примеры
28. В чём, по мнению автора, выражается основная экономическая проблема общества? Поясните, почему эта проблема приобрела особую актуальность в современном обществе?
Пояснение.
1) Должна быть выписана фраза:
«А Земля, как бы ни была она щедра, всё же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворять всё новые и новые его потребности, желания и прихоти».
2) Пример объяснений, почему основная экономическая проблема особенно актуальна
«потому, что в условиях развития индустриального общества сформировалось массовое производство и массовое потребление: ресурсы в экономике ограничены, а потребности людей безграничны».
29. Предположите, что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы». Объяснения представьте в трёх примерах.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) благодаря НТР, человек в состоянии создавать сверхмощные средства, имеющие не только созидательную, но и разрушительную силу:
2) научные открытия позволяют человеку осуществлять масштабные преобразования действительности:
3) благодаря научным достижениям, расширились возможности удовлетворения потребностей людей:
4) удовлетворив насущные проблемы, люди продолжают увеличивать свои запросы, не всегда разумные, оправданные:
5) бесконтрольное удовлетворение потребностей может причинять ущерб окружающей среде и самому человеку. Могут быть приведены другие уместные примеры.
30. Автор пишет, что «НТР становится всё строптивее ». Объясните слова автора. Приведите любой пример влияния научных открытий на развитие современной цивилизации.и.
Пояснение.
Должны быть указаны следующие элементы:
1) объяснения слов автора:
Научные открытия позволяют совершенствовать факторы производства, изобретать новые машины, средства коммуникации, значительно облегчая трудовую деятельность человека, давая новые возможности.
2) может быть приведён пример:
Открытия ядерной физики положили начало ядерной энергетике, созданию атомоходов, ядерного оружия. Возможны иные примеры.
31. Используя обществоведческие знания, выскажите свою точку зрения, возможно ли в ближайшем будущем преодолеть контраст между сверх развитыми и слаборазвитыми странами? Приведите два аргумента, подкрепляющих вашу позицию.
Пояснение.
В ответе должно быть выражено мнение (в явной или неявной форме) и приведены аргументы, например:
В случае отрицательного ответа:
- в слаборазвитых странах продолжается рост рождаемости, при экономической отсталости в этих странах невозможно удовлетворить потребности населения:
- слаборазвитые страны попадают в экономическую зависимость от развитых стран, не имея своего высокоэффективного производства:
- развитые страны испытывают серьёзные финансовые проблемы в связи с кризисом, поэтому сокращают размер финансовой помощи слаборазвитым странам.
В случае положительного ответа:
- в слаборазвитых странах промышленное производство развивается медленно, что недостаточно для преодоления разрыва:
- предпринимаются меры по развитию системы образования и здравоохранения, повышению общекультурного уровня населения:
- в слаборазвитых странах делаются попытки создания отечественной промышленности.
Могут быть приведены иные аргументы.
Вариант № 761362
1. Глобальные проблемы современности
1) связаны только с развитыми странами
2) могут решаться автономно друг от друга
3) затрагивают всё человечество
4) возникли одновременно с появлением человека и общества
Пояснение.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
правильный ответ: 3
2. Примером трудовой деятельности является
1) приготовление обеда
2) общение с друзьями
3) осмотр выставки картин
4) игра на компьютере
Пояснение.
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Здесь - приготовление обеда.
Правильный ответ: 1
3. К основным категориям нравственности относятся понятия
1) причина и следствие
2) истина и познание
3) чувства и разум
4) честь и достоинство
Пояснение.
Нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.
В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Правильный ответ: 4.
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?
А. Общество развивается изолированно от природы.
Б. Природа и общество развиваются по одинаковым законам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Оба неверны, А -общество довольно сильно зависит от природы. Б - законы развития различны.
Правильный ответ: 4
5. К объектам материальной культуры относится (ятся)
1) паровая машина
2) правила поведения в кино
3) ритуал смены воинского караула
4) миф о подвигах Геракла
Пояснение.
Элементы культуры:
1. Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства).
2. Материальная — созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения).
Правильный ответ: 1.
6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. В современном мире степень ответственности учёных перед обществом возрастает.
Б. На научных разработках в значительной степени основаны многие решения глобальных проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Роль науки в современном обществе возрастает, также возрастает и ответственность ученых. Научные разработки помогают разрешить глобальные проблемы.
правильный ответ: 3
7. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем
1) господство государственной собственности на средства производства
2) плановое ведение хозяйства
3) централизованное распределение ресурсов
4) свободное ценообразование
Пояснение.
Одна из особенностей рынка - свободное ценообразование. Все остальное относится к командной экономике.
Правильный ответ: 4
8. К прямым налогам относ(-и)ятся
1) таможенные пошлины
2) налог на имущество
3) акцизные сборы
4) налог на добавленную стоимость
Пояснение.
Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия.
Налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).
правильный ответ: 2
9. В стране Z государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов, руководит хозяйственной деятельностью с помощью директивного планирования. Какой тип экономической системы в государстве Z?
1) рыночная
2) традиционная
3) смешанная
4) административно-командная
Пояснение.
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА или плановая экономика - хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.
Правильный ответ: 4
10. Верны ли следующие суждения об издержках производства?
А. Переменные издержки зависят от объёма произведённой продукции.
Б. К переменным издержкам относится плата за энергию.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
А верно;
Б - да верно, это переменная издержка
Правильный ответ: 3
11. И класс, и нация
1) обладают суверенитетом
2) являются элементом социальной структуры
3) характеризуются определенным местом в системе производства
4) осуществляют публичную власть
Пояснение.
Класс — общность, выделяемая по отношению к собственности и общественному разделению труда.
Нации появляются в период развития капиталистических отношений.
Нация — исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
Правильный ответ: 2.
12. Считается, что люди, приехавшие в город Кызыл в Республике Тува, обязательно должны прийти к каменной стелле, расположенной в географическом центре Азии – в месте слияния двух истоков реки Енисей. В этом проявляется действие
1) морали
2) этикета
3) права
4) традиции
Пояснение.
ТРАДИЦИЯ - элементы социального и культурного наследия, пере-дающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определ. обществах, классах и социальных группах в течение длит. времени.
правильный ответ: 4
13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.
Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Семья — малая группа, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.
Функции семьи:
1) репродуктивная — биологическое воспроизводство населения;
2) социально-статусная;
3) хозяйственно-бытовая;
4) эмоциональная;
5) сексуальная;
6) социализации детей;
7) рекреационная проведение досуга.
Правильный ответ: 2.
14. Что является отличительным признаком демократического режима?
1) федеративное устройство
2) право на взимание налогов
3) гарантии прав и свобод граждан
4) наличие публичной власти
Пояснение.
Демократический режим — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Правильный ответ: 3.
15. В 1948 г. в Великобритании было отменено право владельцев недвижимости голосовать в нескольких местах нахождения их собственности. Это было движение в направлении избирательного права
1) всеобщего
2) равного
3) прямого
4) альтернативного
Пояснение.
В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.
Правильный ответ: 2.
16. Верны ли следующие суждения о политических идеологиях?
А. Государство, церковь, семья, частная собственность — главные ценности либерализма.
Б. Абсолютная ценность человеческой личности, гарантированность прав человека, ограничение объёма и сфер деятельности государства характерны для социал-демократии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
А - неверно. это главные ценности консерватизма.
Б - неверно. это основные либеральные ценности.
Правильный ответ: 4
17. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
1) деяние, виновность, общественная опасность
2) высшая юридическая сила, всенародное голосование
3) договор, право собственности, возмещение ущерба
4) правовой обычай, судебный прецедент
Пояснение.
Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.
Правильный ответ: 1.
18. Что отличает конституцию от других правовых актов?
1) письменная форма
2) высшая юридическая сила
3) обращение ко всем гражданам
4) поддержка силой государства
Пояснение.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Правильный ответ: 2.
19. Граждане государства участвуют в формировании парламента, выбирая его депутатов. В этом проявляются их права
1) социально-экономические
2) культурные
3) политические
4) человека
Пояснение.
Культурные права обеспечивают духовное развитие личности.
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
Социальные права — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.
Экономические Свобода труда,свобода промышленности и торговли,свобода приобретения собственности и распоряжения ею,право наследования,право на владение, пользование и распоряжение землёй.
Правильный ответ: 3 .
20. Верны ли следующие суждения о правах ребенка?
А. Права ребенка защищаются особой конвенцией.
Б. Право жить и воспитываться в семье — одно из главных прав ребенка.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Пункт 2 Статьи 54 Конституции РФ предусматривает следующие виды личных неимущественных прав ребенка:
1) право жить в семье;
2) право воспитываться в семье;
3) право знать своих родителей (насколько это возможно);
4) право на их заботу;
5) право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;
6) право на воспитание своими родителями;
7) право на обеспечение его интересов;
8) право на всестороннее развитие;
9) право на уважение его человеческого достоинства.
Правильный ответ: 3.
21. В приведенном списке указаны черты сходства понятий «искусство» и «наука» и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) отражает представления человека о мире и своем месте в нем;
2) не зависит от мнения конкретного человека;
3) выражает точку зрения конкретного человека;
4) является частью духовной жизни человека.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Пояснение.
Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).
Сходства: 1); 4).
Отличия: 3) характерно только для искусства; 2) характерно только для науки.
Правильный ответ: 1423.
22. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВОТНОШЕНИЯ | | ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) определяет преступность и наказуемость опасных для общества деяний Б) регулирует управленческую деятельность государственных органов В) определяет государственное устройство, права и свободы граждан Г) возникают не по воле сторон, четко определены и не допускают свободы выбора Д) много норм-принципов, которые сами по себе не порождают правоотношений | | 1) Конституционное 2) Административное 3) Уголовное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
К конституционному праву относится В, Д.; к уголовному — А, Г; к административному — Б.
Ответ: 32131.
23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В России медленнее, чем в странах Европы, растёт число пользователей глобальной сетью, что обусловлено её большими территориальными пространствами и техническими возможностями страны. (Б) По данным сomScore, осенью 2013 года количество российских пользователей Интернета достигло 50,8 млн. (В) Недостаточность информационных
потоков уже сейчас приводит к потерям в прибыльности производства и снижает эффективность российской экономики.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Пояснение.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Правильный ответ: 212
24. Статистические службы страны Z изучили динамику продаж бытовой техники в период с 2002 по 2012 г. Результаты изучения (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/22/s_5a659d842edc5/806409_3.png)
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Спрос на подержанную бытовую технику за 10 лет вырос в 2 раза.
2) В период с 2007 по 2012 г. наибольшие темпы роста были зафиксированы на рынке продаж новой бытовой техники иностранного производства.
3) В 2002 г. подержанная бытовая техника была в лидерах продаж.
4) В период с 2002 по 2012 г. на рынке продаж бытовой техники производства страны Z отмечался подъём.
5) В 2012 г. рынок подержанной бытовой техники рос быстрее, чем рынок новой бытовой техники.
Пояснение.
Единственно верным вариантом ответа согласно схеме являются:23
25. В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/22/s_5a659d842edc5/806409_4.png)
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.
Пояснение.
1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом. НЕТ, такого вывода сделать на основании полученных данных нельзя.
2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий. Да, верно. Всего по 10% в каждой из групп.
3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.НЕТ, такого вывода сделать на основании полученных данных нельзя.
4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных. ДА, верно
5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.НЕТ, такого вывода сделать на основании полученных данных нельзя.
Правильный ответ: 24
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Об интеллигентности
Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека...
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.
(Д. С. Лихачев)
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) почему человек должен быть интеллигентным;
2) мнение большинства о том, каким должен быть интеллигент;
3) что значит, быть настоящим интеллигентным человеком.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.
Пояснение.
В ответе должны быть указаны следующие качества:
1) много читал;
2) получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное);
3) много путешествовал;
4) знает несколько языков.
28. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.
Пояснение.
Могут быть названы следующие качества:
1) восприимчивость к культурным ценностям;
2) эстетическое чутье;
3) умение понимать других;
4) умение помогать другим.
29. Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека». С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) интеллигентный человек имеет богатый духовный мир;
2) интеллигентный человек всегда готов прийти на помощь окружающим;
3) интеллигентный человек умеет понимать других.
Могут быть приведены и иные объяснения.
30. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Пояснение.
В ответе должно быть указано — такое поведение нельзя назвать интеллигентным.
Цитата: «понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.»
31. Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает... «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.
Пояснение.
Могут быть высказаны следующие суждения.
Как должен вести себя интеллигентный человек. Он должен прежде всего уметь понимать других людей, не проявлять грубости, равнодушия, злорадства, зависти. Интеллигентный человек должен сохранять восприимчивость к культурным ценностям, иметь эстетическое чутье.