СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Критерии оценивания ГИА по обществознанию 2017

 Максимальный первичный балл по этому предмету равняется 39, а нижним порогом, который может стать ориентиром при зачислении в профильные классы (в 10-ый класс), – 30. Актуальный же перевод первичных очков в пятибалльную систему выглядит следующим образом:

  • 0 – 14: «двойка»;

  • 15 – 24: «тройка»;

  • 25 – 33: «четвёрка»;

  • 34 – 39: «пятёрка».

 Тем, кто активно пользуется тренировочными заданиями, чтобы подготовиться к ГИА по обществознанию с нуля самостоятельно, небезынтересны будут критерии оценивания за конкретные вопросы в КИМе.

  • 1 балл: задания 1 – 21 и 23 – 25;

  • 2 балла: 22, 26 – 28, 30 и 31;

  • 3 балла: 29.

 В перечне указаны максимальные значения. За погрешности в вопросах, которые поощряются 2 баллами и более, могут сниматься очки.

Вариант № 761360

1. Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности...

 

1) научно-познавательной

2) социально-преобразовательной

3) художественно-эстетической

4) материально-производственной

Пояснение.

В неё входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французских просветителей Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро (ценностно-ориентировочная деятельность) сыграли большую роль в подготовке Французской революции XVIII в. (социально-преобразовательная деятельность). Материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развитию наук, т. е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности.

 

Правильный ответ: 2.

2. Социальной сущ­но­стью че­ло­ве­ка обу­слов­ле­на его по­треб­ность в

 

1) еде

2) тепле

3) продолжении рода

4) самореализации

Пояснение.

Потребности в еде, тепле и продолжении рода - биологические, потребность в самореализации - социальная.

Правильный ответ: 4

3. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

 

1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

2) принятие закона об охране природы

3) организация биосферного заповедника

4) повышение квалификации работников лесного хозяйства

Пояснение.

Природные условия определяют сельскохозяйственную специализацию отдельных регионов. например занятие оленеводством в районах Крайнего Севера.

Правильный ответ: 1.

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о личности?

А. Лич­ность фор­ми­ру­ет­ся на про­тя­же­нии всей жизни человека.

Б. Лич­ность – со­во­куп­ность био­ло­ги­че­ских ка­честв человека.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

А - верно.

Б - неверно, личность совокупность социальных качеств человека.

Правильный ответ: 1

5. Николай учит­ся в 10 клас­се об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы. Он увле­ка­ет­ся му­зы­кой и иг­ра­ет на бас-гитаре в круж­ке со­вре­мен­ной музыки. На какой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния на­хо­дит­ся Николай?

 

1) начальное образование

2) среднее (полное) общее образование

3) общее ос­нов­ное образование

4) начальное про­фес­си­о­наль­ное образование

Пояснение.

Это сред­нее полное образование. На­чаль­ное 1-4кл, общее ос­нов­ное 1-9кл.начальное про­фес­си­о­наль­но после по­лу­че­ния основного об­ще­го обучение в училище. про­фес­си­о­наль­ном лицее.

Правильный ответ: 2

6. Верны ли суж­де­ния об искусстве?

 

А. Любой вид де­я­тель­но­сти можно услов­но на­зы­вать искусством, если ис­пол­ни­тель вкла­ды­ва­ет свои чув­ства в новой ори­ги­наль­ной и зна­чи­мой форме.

Б. Ху­до­же­ствен­ный образ может нести на себе от­пе­ча­ток определённых ис­то­ри­че­ских условий.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Искусство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе.

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть культуры человечества.

Искусство — это мастерство передачи определенной информации зрителю или слушателю посредством только одного из трех - графика (изобразительное искусство) , музыка, танец - средств (медий) или совокупностью этих средств (многомедийность) - театр, балет, опера, кинематограф. Поэтому: Оба верны.

Правильный ответ:3

7. Южные рай­о­ны стра­ны В со­сре­до­то­че­ны на про­из­вод­стве и про­да­же чая, за­пад­ные – на вы­ра­щи­ва­нии цитрусовых. Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о таком эко­но­ми­че­ском явлении, как

 

1) гео­гра­фи­че­ская спе­ци­а­ли­за­ция

2) эф­фек­тив­ность про­из­вод­ства

3) раз­де­ле­ние труда

4) про­из­во­ди­тель­ность труда

Пояснение.

В данном примере идет речь о географической специализации.

Правильный ответ: 1

8. Какой из приведённых ниже на­ло­гов яв­ля­ет­ся прямым?

 

1) на до­бав­лен­ную стоимость

2) с продаж

3) та­мо­жен­ная пошлина

4) на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц

Пояснение.

Косвенный налог — налог на то­ва­ры и услуги, уста­нав­ли­ва­е­мый в виде над­бав­ки к цене или тарифу, в от­ли­чие от пря­мых налогов, опре­де­ля­е­мых до­хо­дом налогоплательщика. Кос­вен­ные на­ло­ги все­гда пла­тит по­ку­па­тель товара. 1, 2, 3 — косвенные.

Прямой налог — налог, ко­то­рый взи­ма­ет­ся го­су­дар­ством не­по­сред­ствен­но с до­хо­дов или иму­ще­ства налогоплательщика. Толь­ко 4 — верно.

Прямые на­ло­ги — на кого направлены, тот и платит.

Правильный ответ: 4.

9. В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс

 

1) приватизации

2) национализации

3) монополизации

4) стандартизации

Пояснение.

Монополия (в экономике) [monopoly] — ситуация на рынке, когда фирма, называемая «монополистом», полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого товара, что ведет как правило к ухудшению качества товаров и увеличению цен.

Правильный ответ: 3.

10. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

 

А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т. д. — производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

1) производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

2) производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Правильный ответ: 3.

11. Н. с рождения является членом данной социальной группы. При жизни он не может перейти в другую группу. Для этого ему надо родиться еще раз. Его социальное положение закреплено в религиозных верованиях данного народа. К какой социальной группе принадлежит Н.?

 

1) класс

2) страта

3) каста

4) сословие

Пояснение.

Каждый человек занимает в обществе определенное положение, которое определяется.

Страта — социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу.

Соц. стратификация-деление общества на страты в иерархическом порядке.

Исторические типы стратификации:

1. Рабство. Патриархальное (отношение к владельцу как к отцу) и классическое (раб-орудие труда).

2. Каста — соц. группа, членством в которой человек обязан своим рождением.

3. Сословие - соц. группа, члены которой различаются по правам и обязанностям, закрепленным законом и передающимся по наследству.

4. Класс — большая группа людей, различающаяся по их месту в общественном производстве, по отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда.

 

Правильный ответ: 3.

12. Примером какой со­ци­аль­ной нормы яв­ля­ет­ся устой­чи­вое вы­ра­же­ние «не делай дру­гим того, чего не же­ла­ешь себе»?

 

1) тра­ди­ции

2) эти­че­ской

3) пра­во­вой

4) эстетической

Пояснение.

Это норма поведения, значит этическая норма.

Правильный ответ: 2

13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

 

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Статус (в переводе с лат.) — состояние, положение.

Соц. статус — социальное положение человека в обществе.

 

Виды статусов:

1. Предписанный — статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени (возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе).

2. Достигаемый — статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению (профессия, муж, миллионер, чемпион мира).

3. Смешанный (инвалид).

 

Статусный ранг:

1) высокий;

2) средний;

3) низкий.

 

Правильный ответ: 3.

14. Система ме­то­дов осуществления го­су­дар­ствен­ной власти, от­но­ше­ние власти к ре­а­ли­за­ции прав и сво­бод личности

 

1) форма правления

2) государственное устройство

3) политическая система

4) политический режим

Пояснение.

Политический режим (от лат. regimen — управление) — со­во­куп­ность методов, приёмов и форм осу­ществ­ле­ния политических от­но­ше­ний в обществе, то есть спо­соб функционирования его по­ли­ти­че­ской системы. По­ли­ти­че­ский режим ха­рак­те­ри­зу­ет­ся методами осу­ществ­ле­ния политической власти, мерой уча­стия граждан в управлении, от­но­ше­ни­ем государственных ин­сти­ту­тов к пра­во­вым основам соб­ствен­ной деятельности, сте­пе­нью политической сво­бо­ды в обществе, от­кры­то­стью или за­кры­то­стью политических элит с точки зре­ния социальной мобильности, фак­ти­че­ским состоянием пра­во­во­го статуса личности.

Правильный ответ: 4.

15. В го­су­дар­стве Z про­воз­гла­ше­ны и га­ран­ти­ро­ва­ны права и сво­бо­ды граждан, при­зна­но идео­ло­ги­че­ское многообразие, оп­по­зи­ция дей­ству­ет на за­кон­ных основаниях. Какой по­ли­ти­че­ский режим в стра­не Z?

 

1) тоталитарный

2) авторитарный

3) диктаторский

4) демократический

Пояснение.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ.

Правильный ответ: 4

16. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­во­вом государстве?

А. К при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства от­но­сят не­зыб­ле­мость прав человека, их охра­ну и гарантированность.

Б. От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся на­ли­чие еди­ной об­ще­обя­за­тель­ной идеологии.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

ПРАВОВОЕ ГО­СУ­ДАР­СТВО — государство, в ко­то­ром не из­да­ет­ся никаких законов, про­ти­во­ре­ча­щих нравственной идее права, в ко­то­ром государственный интерес, по­сто­ян­но обходящий законы, не имеет ни­ка­кой ценности. Поэтому А - верно, а Б - неверно, здесь признак тоталитарного.

Правильный ответ: 1

17. Правовой акт, пред­став­ля­ю­щий собой ре­ше­ние по кон­крет­но­му делу, ко­то­рое впо­след­ствии при­ни­ма­ет­ся за общее обя­за­тель­ное пра­ви­ло при ре­ше­нии всех ана­ло­гич­ных дел, называется

 

1) правовым обычаем

2) нормативно-правовым актом

3) правовым прецедентом

4) естественным правом

Пояснение.

Пра­во­вой акт, пред­став­ля­ю­щий собой ре­ше­ние по кон­крет­но­му делу, ко­то­рое впо­след­ствии при­ни­ма­ет­ся за общее обя­за­тель­ное пра­ви­ло при ре­ше­нии всех ана­ло­гич­ных дел, на­зы­ва­ет­ся правовым прецедентом.

Правильный ответ:3

18. Что относится к полномочиям Совета Федерации?

 

1) решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации

2) управление федеральной собственностью

3) разработка и исполнение бюджета страны

4) определение основных направлений внутренней политики

Пояснение.

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

 

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 

Правильный ответ: 1.

19. Пётр за­клю­чил до­го­вор с фир­мой о по­став­ке книж­но­го шкафа, од­на­ко в ука­зан­ный срок фирма не до­ста­ви­ла шкаф. Нормы какой от­рас­ли права были на­ру­ше­ны в дан­ной ситуации?

 

1) административного

2) гражданского

3) трудового

4) уголовного

Пояснение.

Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения.

правильный ответ: 2

20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о меж­ду­на­род­ном гу­ма­ни­тар­ном праве?

А. Меж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное право за­щи­ща­ет без­опас­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти человека.

Б. Меж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное право охва­ты­ва­ет прин­ци­пы и правила, ре­гу­ли­ру­ю­щие сред­ства и ме­то­ды ве­де­ния войны.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Международное гу­ма­ни­тар­ное право (право войны, право во­ору­жен­ных конфликтов) — со­во­куп­ность международно-правовых норм и принципов, ре­гу­ли­ру­ю­щих защиту жертв войны, а также огра­ни­чи­ва­ю­щих методы и сред­ства ведения войны.

Правильный ответ: 3

21. Учитель на уроке рас­ска­зы­вал о юри­ди­че­ской ответственности. Срав­ни­те гражданско-правовую и уго­лов­ную ответственность. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую ко­лон­ку – по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт отличия.

 

1) на­сту­па­ет толь­ко за совершённое преступление

2) при­ме­ня­ет­ся ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми государства

3) стро­го ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся нор­ма­ми права

4) влечёт су­ди­мость гражданина

 


Черты сходства

Черты отличия





Пояснение.

1) на­сту­па­ет толь­ко за со­вершённое пре­ступ­ле­ние - уголовная ответственность

2) при­ме­ня­ет­ся ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ства - сходство

3) стро­го ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся нор­ма­ми права - сходство

4) влечёт су­ди­мость граж­да­ни­на - уголовная.

Правильный ответственность: 2314

22. Установите соответствие между общественными отношениями и отраслями права: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) права собственности

Б) личные неимущественные отношения

В) деятельность исполнительной власти

Г) поведение в общественных местах

 

1) гражданское право

2) административное право

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

A

Б

В

Г





Пояснение.

Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые ресурсы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые обоснованы на независимости оценки.

Административное право — это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера.

Правильный ответ: 1122.

23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.

 

(А) В период финансово-экономического кризиса безработица в ряде стран возросла. (Б) По данным статистики, среди тех, кто не имеет работы, много молодых. (В) Это отрицательно влияет на темпы экономического развития.

 

Определите, какие положения текста:

 

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

 

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

 

 

A

Б

В




Пояснение.

Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя резуль­таты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.

Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».

Правильный ответ: 112.

24. В 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Откуда, из каких источников вы чаще всего узнаете о том, что происходит в стране и мире (участники могли выбирать не более двух позиций)?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Для людей с начальным и неполным средним образованием главным источником информации является телевидение.

2) Наиболее широко используют Интернет как источник информации люди, имеющие высшее образование.

3) Люди со средним образованием используют печатную прессу чаще, чем те, кто имеет высшее образование.

4) К рассказам родственников и друзей как источнику информации чаще других групп прибегают люди с начальным и неполным средним образованием.

5) Люди с высшим образованием менее других групп используют радио как источник информации.

Пояснение.

1) Для людей с начальным и неполным средним образованием главным источником информации является телевидение (да, верно, 93% считают телевидение главным источником информации).

 

2) Наиболее широко используют Интернет как источник информации люди, имеющие высшее образование (ДА, верно, с высшим — 24%, со средним — 14%, с начальным — 4%).

 

3) Люди со средним образованием используют печатную прессу чаще, чем те, кто имеет высшее образование (нет, неверно, со средним — 17%, с высшим — 23%).

 

4) К рассказам родственников и друзей как источнику информации чаще других групп прибегают люди с начальным и неполным средним образованием (да, верно, с начальным — 10%, со средним — 6%, с высшим — 4%).

 

5) Люди с высшим образованием менее других групп используют радио как источник информации (нет, неверно, меньше всех его используют люди со средним образованием).

Правильный ответ: 124.

25. В стране X был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны современные российские средства массовой информации (СМИ) от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.

Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ.

2) В обществе наблюдается резкое социальное расслоение.

3) В стране X развиваются демократические процессы.

4) Основная масса населения недовольна качеством СМИ.

5) Правительству страны X следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ.

Пояснение.

1) Население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ (да, верно, одна половина населения имеет мнение прямо противоположное другой половине).

 

2) В обществе наблюдается резкое социальное расслоение, (нет, такой вывод по данным опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных).

 

3) В стране X развиваются демократические процессы (нет, такой вывод по данным опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных).

 

4) Основная масса населения недовольна качеством СМИ (нет, такой вывод по данным опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных).

 

5) Правительству страны X следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ (да, верно, так как половина опрошенных считает, что они поставили СМИ под свой контроль).

Правильный ответ: 15.

26. Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


Че­ло­ве­че­ские ка­че­ства

 

«Три­ум­фаль­ное раз­ви­тие за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции не­уклон­но при­бли­жа­ет­ся к кри­ти­че­ско­му ру­бе­жу. Уже за­не­се­ны в зо­ло­тую книгу наи­бо­лее зна­чи­тель­ные успе­хи её пред­ше­ству­ю­ще­го раз­ви­тия. И по­жа­луй, самым важ­ным из них, опре­де­лив­шим все осталь­ные до­сти­же­ния ци­ви­ли­за­ции, яви­лось то, что она дала мощ­ный им­пульс к развёрты­ва­нию про­мыш­лен­ной, на­уч­ной и тех­ни­че­ской ре­во­лю­ций. Время от вре­ме­ни на пути этой бе­ше­ной гонки вы­рас­та­ли труд­но­сти и пре­гра­ды. Но они либо с по­ра­зи­тель­ной лёгко­стью пре­одо­ле­ва­лись, либо ока­зы­ва­лись сти­му­ла­ми для новых мощ­ных скач­ков вперёд, по­буж­да­ли к раз­ви­тию более со­вер­шен­ных дви­жу­щих сил, новых средств роста. У со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции на­шлись воз­мож­но­сти для ре­ше­ния мно­гих, ка­за­лось бы, не­раз­ре­ши­мых со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских про­блем. На­би­рая всё новые и новые силы, ци­ви­ли­за­ция не­уклон­но рас­про­стра­ня­ет­ся по пла­не­те, ис­поль­зуя для этого все воз­мож­ные пути и сред­ства — ми­гра­цию, ко­ло­ни­за­цию, за­во­е­ва­ния, тор­гов­лю, про­мыш­лен­ное раз­ви­тие, фи­нан­со­вый кон­троль и куль­тур­ное вли­я­ние.

Мало-по­ма­лу все стра­ны и на­ро­ды стали жить по её за­ко­нам или со­зда­ва­ли их по уста­нов­лен­но­му ею об­раз­цу. Её нравы стали пред­ме­том по­кло­не­ния и об­раз­цом для под­ра­жа­ния; и, даже если их от­вер­га­ют, всё равно имен­но от них от­тал­ки­ва­ют­ся в по­ис­ках иных ре­ше­ний и аль­тер­на­тив.

Раз­ви­тие ци­ви­ли­за­ции, од­на­ко, со­про­вож­да­лось рас­цве­том ра­дуж­ных на­дежд и ил­лю­зий, ко­то­рые не могли осу­ще­ствить­ся хотя бы по при­чи­нам пси­хо­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го ха­рак­те­ра. А Земля, как бы ни была она щедра, всё же не в со­сто­я­нии раз­ме­стить не­пре­рыв­но рас­ту­щее на­се­ле­ние и удо­вле­тво­рять всё новые и новые его по­треб­но­сти, же­ла­ния и при­хо­ти. Вот по­че­му сей­час на­ме­тил­ся новый, более глу­бо­кий рас­кол — между сверх­раз­ви­ты­ми и сла­бо­раз­ви­ты­ми стра­на­ми. Но даже и этот бунт ми­ро­во­го про­ле­та­ри­а­та, ко­то­рый стре­мит­ся при­об­щить­ся к бо­гат­ствам своих более бла­го­по­луч­ных со­бра­тьев, про­те­ка­ет в рам­ках всё той же гос­под­ству­ю­щей ци­ви­ли­за­ции.

Ма­ло­ве­ро­ят­но, чтобы она ока­за­лась спо­соб­ной вы­дер­жать и это ис­пы­та­ние, осо­бен­но сей­час, когда её соб­ствен­ный ор­га­низм раз­ди­ра­ют мно­го­чис­лен­ные не­ду­ги. НТР ста­но­вит­ся всё строп­ти­вее, и усми­рять её всё труд­нее и труд­нее.

На­де­лив нас не­ви­дан­ной до­то­ле силой и при­вив вкус к та­ко­му уров­ню жизни, о ко­то­ром мы даже не по­мыш­ля­ли, НТР не даёт нам порой муд­ро­сти, чтобы дер­жать под кон­тро­лем наши воз­мож­но­сти и за­про­сы. И на­ше­му по­ко­ле­нию пора, на­ко­нец, по­нять, что толь­ко от нас за­ви­сит те­перь судь­ба не от­дель­ных стран и ре­ги­о­нов, а всего че­ло­ве­че­ства в целом. Имен­но наш выбор пред­опре­де­лит, по ка­ко­му пути пой­дет даль­ней­шее раз­ви­тие че­ло­ве­че­ства, смо­жет ли оно из­бе­жать са­мо­уни­что­же­ния и со­здать усло­вия для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей и же­ла­ний».

(А. Печ­чеи)

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них.

Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фрагменты:

 

1. Триумфальное рас­про­стра­не­ние за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции по планете.

2. Трудности и сти­му­лы раз­ви­тия цивилизации.

3. Важнейшая про­бле­ма со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции — про­бле­ма огра­ни­чен­но­сти ресурсов.

4. Обострение про­ти­во­ре­чий между сверх­раз­ви­ты­ми и сла­бо­раз­ви­ты­ми странами.

5. Возрастающее вли­я­ние НТР на раз­ви­тие цивилизации.

6. Судьба ци­ви­ли­за­ции - в руках ны­неш­не­го поколения. Воз­мож­ны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фрагмента, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых блоков.

27. Назовите три гло­баль­ные про­бле­мы современности, о ко­то­рых не упо­ми­на­ет­ся в дан­ном фраг­мен­те текста.


Пояснение.

МОГУТ быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие проблемы:

 

• демографическая:

• экологическая:

• международный терроризм:

• СПИД, наркомания, ал­ко­го­лизм и др. Могут быть при­ве­де­ны дру­гие умест­ные примеры

28. В чём, по мне­нию автора, вы­ра­жа­ет­ся ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская про­бле­ма общества? Поясните, по­че­му эта про­бле­ма при­об­ре­ла осо­бую ак­ту­аль­ность в со­вре­мен­ном обществе?


Пояснение.

1) Должна быть вы­пи­са­на фраза:

«А Земля, как бы ни была она щедра, всё же не в со­сто­я­нии раз­ме­стить не­пре­рыв­но рас­ту­щее на­се­ле­ние и удо­вле­тво­рять всё новые и новые его потребности, же­ла­ния и прихоти».

2) Пример объяснений, по­че­му ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская про­бле­ма осо­бен­но актуальна

«потому, что в усло­ви­ях раз­ви­тия ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства сфор­ми­ро­ва­лось мас­со­вое про­из­вод­ство и мас­со­вое потребление: ре­сур­сы в эко­но­ми­ке ограничены, а по­треб­но­сти людей безграничны».

29. Предположите, что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас не­ви­дан­ной до­то­ле силой и при­вив вкус к та­ко­му уров­ню жизни, о ко­то­ром мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы дер­жать под кон­тро­лем наши воз­мож­но­сти и запросы». Объ­яс­не­ния пред­ставь­те в трёх примерах.


Пояснение.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие примеры:

 

1) благодаря НТР, че­ло­век в со­сто­я­нии со­зда­вать сверх­мощ­ные средства, име­ю­щие не толь­ко созидательную, но и раз­ру­ши­тель­ную силу:

2) научные от­кры­тия поз­во­ля­ют че­ло­ве­ку осу­ществ­лять мас­штаб­ные пре­об­ра­зо­ва­ния действительности:

3) благодаря на­уч­ным достижениям, рас­ши­ри­лись воз­мож­но­сти удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей людей:

4) удовлетворив на­сущ­ные проблемы, люди про­дол­жа­ют уве­ли­чи­вать свои запросы, не все­гда разумные, оправданные:

5) бесконтрольное удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей может при­чи­нять ущерб окру­жа­ю­щей среде и са­мо­му человеку. Могут быть при­ве­де­ны дру­гие умест­ные примеры.

30. Автор пишет, что «НТР ста­но­вит­ся всё строп­ти­вее ». Объ­яс­ни­те слова автора. При­ве­ди­те любой при­мер вли­я­ния на­уч­ных от­кры­тий на раз­ви­тие со­вре­мен­ной цивилизации.и.


Пояснение.

Должны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие элементы:

 

1) объяснения слов автора:

Научные от­кры­тия поз­во­ля­ют со­вер­шен­ство­вать фак­то­ры производства, изоб­ре­тать новые машины, сред­ства коммуникации, зна­чи­тель­но об­лег­чая тру­до­вую де­я­тель­ность человека, давая новые возможности.

2) может быть приведён пример:

Открытия ядер­ной фи­зи­ки по­ло­жи­ли на­ча­ло ядер­ной энергетике, со­зда­нию атомоходов, ядер­но­го оружия. Воз­мож­ны иные примеры.

31. Используя об­ще­ство­вед­че­ские знания, вы­ска­жи­те свою точку зрения, воз­мож­но ли в бли­жай­шем бу­ду­щем пре­одо­леть кон­траст между сверх раз­ви­ты­ми и сла­бо­раз­ви­ты­ми странами? При­ве­ди­те два аргумента, под­креп­ля­ю­щих вашу позицию.


Пояснение.

В от­ве­те долж­но быть вы­ра­же­но мне­ние (в явной или не­яв­ной форме) и при­ве­де­ны аргументы, например:

 

В слу­чае от­ри­ца­тель­но­го ответа:

- в сла­бо­раз­ви­тых стра­нах про­дол­жа­ет­ся рост рождаемости, при эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти в этих стра­нах не­воз­мож­но удо­вле­тво­рить по­треб­но­сти населения:

- слаборазвитые стра­ны по­па­да­ют в эко­но­ми­че­скую за­ви­си­мость от раз­ви­тых стран, не имея сво­е­го вы­со­ко­эф­фек­тив­но­го производства:

- развитые стра­ны ис­пы­ты­ва­ют серьёзные фи­нан­со­вые про­бле­мы в связи с кризисом, по­это­му со­кра­ща­ют раз­мер фи­нан­со­вой по­мо­щи сла­бо­раз­ви­тым странам.

 

В слу­чае по­ло­жи­тель­но­го ответа:

- в сла­бо­раз­ви­тых стра­нах про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство раз­ви­ва­ет­ся медленно, что не­до­ста­точ­но для пре­одо­ле­ния разрыва:

- предпринимаются меры по раз­ви­тию си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния и здравоохранения, по­вы­ше­нию об­ще­куль­тур­но­го уров­ня населения:

- в сла­бо­раз­ви­тых стра­нах де­ла­ют­ся по­пыт­ки со­зда­ния оте­че­ствен­ной промышленности.

 

Могут быть при­ве­де­ны иные аргументы.














Вариант № 761362

1. Глобальные про­бле­мы современности

 

1) свя­за­ны толь­ко с раз­ви­ты­ми странами

2) могут ре­шать­ся ав­то­ном­но друг от друга

3) за­тра­ги­ва­ют всё человечество

4) воз­ник­ли од­но­вре­мен­но с по­яв­ле­ни­ем че­ло­ве­ка и общества

Пояснение.

Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

правильный ответ: 3

2. Примером тру­до­вой де­я­тель­но­сти является

 

1) при­го­тов­ле­ние обеда

2) об­ще­ние с друзьями

3) осмотр выставки картин

4) игра на компьютере

Пояснение.

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Здесь - приготовление обеда.

Правильный ответ: 1

3. К основным категориям нравственности относятся понятия

 

1) причина и следствие

2) истина и познание

3) чувства и разум

4) честь и достоинство

Пояснение.

Нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.

В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Правильный ответ: 4.

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о вза­и­мо­свя­зи при­ро­ды и общества?

А. Об­ще­ство раз­ви­ва­ет­ся изо­ли­ро­ван­но от природы.

Б. При­ро­да и об­ще­ство раз­ви­ва­ют­ся по оди­на­ко­вым законам.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Оба неверны, А -общество довольно сильно зависит от природы. Б - законы развития различны.

Правильный ответ: 4

5. К объектам материальной культуры относится (ятся)

 

1) паровая машина

2) правила поведения в кино

3) ритуал смены воинского караула

4) миф о подвигах Геракла

Пояснение.

Элементы культуры:

 

1. Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства).

2. Материальная — созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения).

Правильный ответ: 1.

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о роли науки в со­вре­мен­ном мире?

А. В со­вре­мен­ном мире сте­пень ответственности учёных перед об­ще­ством возрастает.

Б. На на­уч­ных разработках в зна­чи­тель­ной степени ос­но­ва­ны многие ре­ше­ния глобальных проблем.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Роль науки в современном обществе возрастает, также возрастает и ответственность ученых. Научные разработки помогают разрешить глобальные проблемы.

правильный ответ: 3

7. Рыночную эко­но­ми­ку от­ли­ча­ет от дру­гих типов эко­но­ми­че­ских систем

 

1) гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства производства

2) пла­но­вое ве­де­ние хозяйства

3) цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ресурсов

4) сво­бод­ное ценообразование

Пояснение.

Одна из особенностей рынка - свободное ценообразование. Все остальное относится к командной экономике.

Правильный ответ: 4

8. К пря­мым на­ло­гам относ(-и)ятся

 

1) таможенные пошлины

2) налог на имущество

3) акцизные сборы

4) налог на до­бав­лен­ную стоимость

Пояснение.

Прямые налоги, удер­жи­ва­е­мые с юри­ди­че­ских лиц, налог на при­быль предприятия (корпорационный налог), налог на иму­ще­ство предприятия; зе­мель­ный налог с предприятия.

Налоги кос­вен­ные (например, акцизы) упла­чи­ва­ют­ся посредниками (производителями об­ло­жен­ных товаров), ко­то­рые затем воз­ме­ща­ют их с дру­гих лиц (с потребителей).

правильный ответ: 2

9. В стра­не Z го­су­дар­ство пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ет про­из­вод­ство и рас­пре­де­ле­ние ресурсов, ру­ко­во­дит хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью с по­мо­щью ди­рек­тив­но­го планирования. Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы в го­су­дар­стве Z?

 

1) ры­ноч­ная

2) тра­ди­ци­он­ная

3) смешанная

4) административно-командная

Пояснение.

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА или плановая экономика - хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.

Правильный ответ: 4

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об из­держ­ках производства?

А. Пе­ре­мен­ные из­держ­ки за­ви­сят от объёма произведённой продукции.

Б. К пе­ре­мен­ным из­держ­кам от­но­сит­ся плата за энергию.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

А верно;

Б - да верно, это пе­ре­мен­ная издержка

Правильный ответ: 3

11. И класс, и нация

 

1) обладают суверенитетом

2) являются элементом социальной структуры

3) характеризуются определенным местом в системе производства

4) осуществляют публичную власть

Пояснение.

Класс — общность, выделяемая по отношению к собственности и общественному разделению труда.

Нации появляются в период развития капиталистических отношений.

Нация — исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Правильный ответ: 2.

12. Считается, что люди, при­е­хав­шие в город Кызыл в Рес­пуб­ли­ке Тува, обя­за­тель­но долж­ны прий­ти к ка­мен­ной стелле, рас­по­ло­жен­ной в гео­гра­фи­че­ском цен­тре Азии – в месте сли­я­ния двух ис­то­ков реки Енисей. В этом про­яв­ля­ет­ся действие

 

1) морали

2) этикета

3) права

4) традиции

Пояснение.

ТРАДИЦИЯ - элементы социального и культурного наследия, пере-дающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определ. обществах, классах и социальных группах в течение длит. времени.

правильный ответ: 4

13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

 

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Семья — малая группа, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.

Функции семьи:

1) репродуктивная — биологическое воспроизводство населения;

2) социально-статусная;

3) хозяйственно-бытовая;

4) эмоциональная;

5) сексуальная;

6) социализации детей;

7) рекреационная проведение досуга.

Правильный ответ: 2.

14. Что является отличительным признаком демократического режима?

 

1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

Пояснение.

Демократический режим — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Правильный ответ: 3.

15. В 1948 г. в Великобритании было отменено право владельцев недвижимости голосовать в нескольких местах нахождения их собственности. Это было движение в направлении избирательного права

 

1) всеобщего

2) равного

3) прямого

4) альтернативного

Пояснение.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

Правильный ответ: 2.

16. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских идеологиях?

 

А. Государство, церковь, семья, част­ная соб­ствен­ность — глав­ные цен­но­сти либерализма.

Б. Аб­со­лют­ная цен­ность че­ло­ве­че­ской личности, га­ран­ти­ро­ван­ность прав человека, огра­ни­че­ние объёма и сфер де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства ха­рак­тер­ны для социал-демократии.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

А - неверно. это главные ценности консерватизма.

Б - неверно. это основные либеральные ценности.

Правильный ответ: 4

17. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?

 

1) деяние, виновность, общественная опасность

2) высшая юридическая сила, всенародное голосование

3) договор, право собственности, возмещение ущерба

4) правовой обычай, судебный прецедент

Пояснение.

Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

Правильный ответ: 1.

18. Что отличает конституцию от других правовых актов?

 

1) письменная форма

2) высшая юридическая сила

3) обращение ко всем гражданам

4) поддержка силой государства

Пояснение.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Правильный ответ: 2.

19. Граждане государства участвуют в формировании парламента, выбирая его депутатов. В этом проявляются их права

 

1) социально-экономические

2) культурные

3) политические

4) человека

Пояснение.

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

Социальные права — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.

Экономические Свобода труда,свобода промышленности и торговли,свобода приобретения собственности и распоряжения ею,право наследования,право на владение, пользование и распоряжение землёй.

 

Правильный ответ: 3 .

20. Верны ли следующие суждения о правах ребенка?

 

А. Права ребенка защищаются особой конвенцией.

Б. Право жить и воспитываться в семье — одно из главных прав ребенка.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Пункт 2 Статьи 54 Конституции РФ предусматривает следующие виды личных неимущественных прав ребенка:

1) право жить в семье;

2) право воспитываться в семье;

3) право знать своих родителей (насколько это возможно);

4) право на их заботу;

5) право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;

6) право на воспитание своими родителями;

7) право на обеспечение его интересов;

8) право на всестороннее развитие;

9) право на уважение его человеческого достоинства.

 

Правильный ответ: 3.

21. В приведенном списке указаны черты сходства понятий «искусство» и «наука» и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) отражает представления человека о мире и своем месте в нем;

2) не зависит от мнения конкретного человека;

3) выражает точку зрения конкретного человека;

4) является частью духовной жизни человека.

 

 

Черты сходства

Черты различия





Пояснение.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).

Сходства: 1); 4).

Отличия: 3) характерно только для искусства; 2) характерно только для науки.

 

Правильный ответ: 1423.

22. Установите со­от­вет­ствие между пра­во­от­но­ше­ни­я­ми и от­рас­ля­ми права, ко­то­рые их регулируют: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столбца.

 

ПРАВОТНОШЕНИЯ

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) опре­де­ля­ет пре­ступ­ность и на­ка­зу­е­мость опас­ных для об­ще­ства деяний

Б) ре­гу­ли­ру­ет управ­лен­че­скую де­я­тель­ность го­су­дар­ствен­ных органов

В) опре­де­ля­ет го­су­дар­ствен­ное устройство, права и сво­бо­ды граждан

Г) воз­ни­ка­ют не по воле сторон, четко опре­де­ле­ны и не до­пус­ка­ют сво­бо­ды выбора

Д) много норм-принципов, ко­то­рые сами по себе не по­рож­да­ют пра­во­от­но­ше­ний

 

1) Конституционное

2) Административное

3) Уго­лов­ное

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

 

Пояснение.

К кон­сти­ту­ци­он­но­му праву от­но­сит­ся В, Д.; к уго­лов­но­му — А, Г; к ад­ми­ни­стра­тив­но­му — Б.

 

Ответ: 32131.

23. Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но буквой.

 

(А) В Рос­сии медленнее, чем в стра­нах Европы, растёт число поль­зо­ва­те­лей гло­баль­ной сетью, что обу­слов­ле­но её боль­ши­ми тер­ри­то­ри­аль­ны­ми про­стран­ства­ми и тех­ни­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми страны. (Б) По дан­ным сomScore, осе­нью 2013 года ко­ли­че­ство рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей Ин­тер­не­та до­стиг­ло 50,8 млн. (В) Не­до­ста­точ­ность информационных

потоков уже сей­час при­во­дит к по­те­рям в при­быль­но­сти про­из­вод­ства и сни­жа­ет эф­фек­тив­ность рос­сий­ской экономики.

 

Определите, какие по­ло­же­ния текста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мнение

 

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений. 

А

Б

В

 

 

 

Пояснение.

Факт — (от лат слова factum сде­лан­ное, свер­шив­ше­е­ся). Си­но­ним по­ня­тий ис­ти­на, со­бы­тие, ре­зуль­тат. Нечто кон­крет­ное, еди­нич­ное в от­ли­чие от аб­стракт­но­го и об­ще­го. Фак­ти­че­ские пред­ло­же­ния либо вы­ра­жа­ют чув­ствен­ные дан­ное, либо вклю­ча­ют в себя ре­зуль­таты на­блю­де­ния, кон­крет­ные со­бы­тия и по­ло­же­ния. Зна­ние в форме утвер­жде­ния, до­сто­вер­ность ко­то­рых не­оспо­ри­ма. Со­бы­тия, уже про­изо­шед­шие.

 

Мне­ния долж­ны со­дер­жать от­но­ше­ние ав­то­ра. У че­ло­ве­ка, по­зна­ю­ще­го со­ци­аль­ные факты, скла­ды­ва­ет­ся опре­де­лен­ное к ним от­но­ше­ние, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в со­гла­сии, по­ри­ца­нии, от­ри­ца­нии, утвер­жде­нии, под­держ­ке, со­мне­нии и т. д. Как пра­ви­ло, в тек­сте оце­ноч­ное суж­де­ние со­дер­жит сле­ду­ю­щие ре­че­вые обо­ро­ты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мне­нию», «с нашей точки зре­ния», «по-ви­ди­мо­му», «счи­та­лось», «пред­став­ля­лось», «как утвер­ждал», «как го­во­рил», «ско­рее всего», «как от­ме­чал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

 

Пра­виль­ный ответ: 212

24. Статистические служ­бы стра­ны Z изу­чи­ли ди­на­ми­ку про­даж бы­то­вой тех­ни­ки в пе­ри­од с 2002 по 2012 г. Ре­зуль­та­ты изу­че­ния (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

 

 

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Спрос на по­дер­жан­ную бы­то­вую тех­ни­ку за 10 лет вырос в 2 раза.

2) В пе­ри­од с 2007 по 2012 г. наи­боль­шие темпы роста были за­фик­си­ро­ва­ны на рынке про­даж новой бы­то­вой тех­ни­ки ино­стран­но­го производства.

3) В 2002 г. по­дер­жан­ная бы­то­вая тех­ни­ка была в ли­де­рах продаж.

4) В пе­ри­од с 2002 по 2012 г. на рынке про­даж бы­то­вой тех­ни­ки про­из­вод­ства стра­ны Z от­ме­чал­ся подъём.

5) В 2012 г. рынок по­дер­жан­ной бы­то­вой тех­ни­ки рос быстрее, чем рынок новой бы­то­вой техники.

Пояснение.

Единственно верным вариантом ответа согласно схеме являются:23

25. В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.

2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.

3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.

4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.

5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

Пояснение.

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом. НЕТ, такого вывода сделать на основании полученных данных нельзя.

2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий. Да, верно. Всего по 10% в каждой из групп.

 

3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.НЕТ, такого вывода сделать на основании полученных данных нельзя.

 

4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных. ДА, верно

 

5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.НЕТ, такого вывода сделать на основании полученных данных нельзя.

 

Правильный ответ: 24

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Об ин­тел­ли­гент­но­сти

Че­ло­век дол­жен быть ин­тел­ли­ген­тен. А если у него про­фес­сия не тре­бу­ет ин­тел­ли­гент­но­сти? А если он не смог по­лу­чить об­ра­зо­ва­ния: так сло­жи­лись об­сто­я­тель­ства? А если окру­жа­ю­щая среда не поз­во­ля­ет? А если ин­тел­ли­гент­ность сде­ла­ет его «белой во­ро­ной» среди его со­слу­жив­цев, дру­зей, род­ных, будет про­сто ме­шать его сбли­же­нию с дру­ги­ми лю­дь­ми?

 

Нет, нет и нет! Ин­тел­ли­гент­ность нужна при всех об­сто­я­тель­ствах. Она нужна и для окру­жа­ю­щих, и для са­мо­го че­ло­ве­ка...

 

Мно­гие ду­ма­ют: ин­тел­ли­гент­ный че­ло­век — это тот, ко­то­рый много читал, по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние (и даже по пре­иму­ще­ству гу­ма­ни­тар­ное), много пу­те­ше­ство­вал, знает не­сколь­ко язы­ков.

 

А между тем можно иметь все это и быть не­ин­тел­ли­гент­ным, и можно ничем этим не об­ла­дать в боль­шой сте­пе­ни, а быть всё-таки внут­рен­не ин­тел­ли­гент­ным че­ло­ве­ком.

 

Ли­ши­те под­лин­но ин­тел­ли­гент­но­го че­ло­ве­ка пол­но­стью его па­мя­ти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать клас­си­ков ли­те­ра­ту­ры, не будет пом­нить ве­ли­чай­шие про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, за­бу­дет важ­ней­шие ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, но если при этом он со­хра­нит вос­при­им­чи­вость к куль­тур­ным цен­но­стям, эс­те­ти­че­ское чутье, смо­жет от­ли­чить на­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства от гру­бой «шту­ко­ви­ны», сде­лан­ной толь­ко, чтобы уди­вить, если он смо­жет вос­хи­тить­ся кра­со­той при­ро­ды, по­нять ха­рак­тер и ин­ди­ви­ду­аль­ность дру­го­го че­ло­ве­ка, войти в его по­ло­же­ние, а поняв дру­го­го че­ло­ве­ка, по­мочь ему, не про­явит гру­бо­сти, рав­но­ду­шия, зло­рад­ства, за­ви­сти, а оце­нит дру­го­го по до­сто­ин­ству, — вот это и будет ин­тел­ли­гент­ный че­ло­век... Ин­тел­ли­гент­ность не толь­ко в зна­ни­ях, а в спо­соб­но­стях к по­ни­ма­нию дру­го­го.

 

(Д. С. Ли­ха­чев)

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

 

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

 

1) почему человек должен быть интеллигентным;

2) мнение большинства о том, каким должен быть интеллигент;

3) что значит, быть настоящим интеллигентным человеком.

 

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.


Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие качества:

1) много читал;

2) получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное);

3) много путешествовал;

4) знает несколько языков.

28. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.


Пояснение.

Могут быть названы следующие качества:

1) восприимчивость к культурным ценностям;

2) эстетическое чутье;

3) умение понимать других;

4) умение помогать другим.

29. Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека». С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения.


Пояснение.

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) интеллигентный человек имеет богатый духовный мир;

2) интеллигентный человек всегда готов прийти на помощь окружающим;

3) интеллигентный человек умеет понимать других.

Могут быть приведены и иные объяснения.

30. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.


Пояснение.

В ответе должно быть указано — такое поведение нельзя назвать интеллигентным.

Цитата: «понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.»

31. Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает... «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.


Пояснение.

Могут быть высказаны следующие суждения.

Как должен вести себя интеллигентный человек. Он должен прежде всего уметь понимать других людей, не проявлять грубости, равнодушия, злорадства, зависти. Интеллигентный человек должен сохранять восприимчивость к культурным ценностям, иметь эстетическое чутье.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!