СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ. Задание №3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ Задание №3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Задание №3»

Подготовка к ОГЭ  Задание №3  Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности   Смирнова Ольга Георгиевна, учитель 1 кв.к. МОУ «Климовская школа» Череповецкого р-на

Подготовка к ОГЭ Задание №3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

Смирнова Ольга Георгиевна, учитель 1 кв.к.

МОУ «Климовская школа» Череповецкого р-на

1. Повторяем теорию. Изобразительно-выразительные средства языка  – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. Повторяем теорию.

  • Изобразительно-выразительные средства языка  – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
1.  ГИПЕРБОЛА  – чрезмерное преувеличение свойств предмета  (устал до смерти) . 2.  ЛИТОТА  – непомерное преуменьшение свойств предмета  (мальчик-с-пальчик) . 3.  ИРОНИЯ –  скрытая насмешка  (Отколе, умная, бредешь ты, голова?) .
  • 1.  ГИПЕРБОЛА  – чрезмерное преувеличение свойств предмета  (устал до смерти) .
  • 2.  ЛИТОТА  – непомерное преуменьшение свойств предмета  (мальчик-с-пальчик) .
  • 3.  ИРОНИЯ –  скрытая насмешка  (Отколе, умная, бредешь ты, голова?) .
4.  МЕТАФОРА  – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту  (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).   5.  МЕТОНИМИЯ  – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь  (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).   6.  СИМВОЛ  – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).
  • 4.  МЕТАФОРА  – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту  (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).
  • 5.  МЕТОНИМИЯ  – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь  (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).
  • 6.  СИМВОЛ  – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).
7.  АЛЛЕГОРИЯ  – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе  (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).   8.  ЭПИТЕТ  – красочное определение  (вольный ветер).   9.  СРАВНЕНИЕ  – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого  (Французы двинулись, как тучи).
  • 7.  АЛЛЕГОРИЯ  – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе  (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).
  • 8.  ЭПИТЕТ  – красочное определение  (вольный ветер).
  • 9.  СРАВНЕНИЕ  – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого  (Французы двинулись, как тучи).
10.  ПЕРИФРАЗА  – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета  (С.-Петербург – северная столица, город на Неве). 11.  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия  (утес плачет в пустыне).
  • 10.  ПЕРИФРАЗА  – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета  (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).
  • 11.  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия  (утес плачет в пустыне).
Образец выполнения задания №3 Задание. Укажите предложение, в котором средством выразительности является  сравнение . Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц. Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом. “ Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?” - сказала Нина. Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской. Обоснование ответа В первом предложении есть развёрнутая метафора  (вонзилась тысяча огненных спиц). Во втором предложении есть сравнение  (как дождь) . Это и будет ответом. В третьем предложении есть фразеологизм  (валять дурака). В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.

Образец выполнения задания №3

Задание. Укажите предложение, в котором средством выразительности является  сравнение .

  • Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц.
  • Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом.
  • “ Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?” - сказала Нина.
  • Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской.

Обоснование ответа

  • В первом предложении есть развёрнутая метафора  (вонзилась тысяча огненных спиц).
  • Во втором предложении есть сравнение  (как дождь) . Это и будет ответом.
  • В третьем предложении есть фразеологизм  (валять дурака).
  • В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.
Тренинг по заданию № 3

Тренинг по заданию № 3

 Вопрос № 1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1. Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты. 2. Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот. 3. Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани. 4. После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.

Вопрос № 1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.

2. Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.

3. Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.

4. После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.

Вопрос № 2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.   1. Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело. 2. Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. 3. Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды. 4.

Вопрос № 2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1. Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.

2. Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.

3. Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.

4. "У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.

Вопрос № 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1. Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти. 2. Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака. 3. Я насквозь просмоленный, как птица клёст. 4.Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.

Вопрос № 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.

2. Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.

3. Я насквозь просмоленный, как птица клёст.

4.Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.

Вопрос № 4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.   1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом. 2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды. 3. Характер у неё был вулканического происхождения. 4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

Вопрос № 4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.

2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.

3. Характер у неё был вулканического происхождения.

4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

Вопрос № 5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1. Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека. 2. Я понял, что судьба моя висит на волоске. 3. Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна. 4. По камнистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.

Вопрос № 5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1. Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.

2. Я понял, что судьба моя висит на волоске.

3. Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.

4. По камнистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.

Вопрос № 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.   1. Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд. 2. У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный. 3. Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку. 4. Закат спрятался в тёмный лесисный берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.

Вопрос № 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1. Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.

2. У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.

3. Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.

4. Закат спрятался в тёмный лесисный берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.

Вопрос № 7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.   1. Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки. 2. Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья. 3. Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря. 4. Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.

Вопрос № 7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1. Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.

2. Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.

3. Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.

4. Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.

Вопрос № 8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1.Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку. 2. Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания. 3. Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки. 4.На жемчужном небе - перистые облака рассвета.

Вопрос № 8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1.Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.

2. Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.

3. Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.

4.На жемчужном небе - перистые облака рассвета.

Вопрос № 9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.   1. Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом. 2. Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном. 3. Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору. 4. У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.

Вопрос № 9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1. Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.

2. Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.

3. Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.

4. У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.

Вопрос № 10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза. 2. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна. 3. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика. 4. Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.

Вопрос № 10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.

2. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.

3. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.

4. Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.

Ответы 3 2 1 2 2 2 1 2 4 4

Ответы

  • 3
  • 2
  • 1
  • 2
  • 2
  • 2
  • 1
  • 2
  • 4
  • 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!