Подготовка к ОГЭ Задание №3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
Смирнова Ольга Георгиевна, учитель 1 кв.к.
МОУ «Климовская школа» Череповецкого р-на
1. Повторяем теорию.
- Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
- 1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти) .
- 2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик) .
- 3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?) .
- 4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).
- 5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).
- 6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).
- 7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).
- 8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).
- 9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).
- 10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).
- 11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).
Образец выполнения задания №3
Задание. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение .
- Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц.
- Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом.
- “ Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?” - сказала Нина.
- Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской.
Обоснование ответа
- В первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).
- Во втором предложении есть сравнение (как дождь) . Это и будет ответом.
- В третьем предложении есть фразеологизм (валять дурака).
- В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.
Тренинг по заданию № 3
Вопрос № 1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1. Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.
2. Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.
3. Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.
4. После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.
Вопрос № 2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1. Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.
2. Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.
3. Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.
4. "У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.
Вопрос № 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1. Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.
2. Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.
3. Я насквозь просмоленный, как птица клёст.
4.Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.
Вопрос № 4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
3. Характер у неё был вулканического происхождения.
4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Вопрос № 5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1. Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.
2. Я понял, что судьба моя висит на волоске.
3. Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.
4. По камнистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.
Вопрос № 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1. Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.
2. У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.
3. Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.
4. Закат спрятался в тёмный лесисный берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.
Вопрос № 7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1. Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.
2. Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.
3. Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.
4. Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.
Вопрос № 8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.
2. Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.
3. Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.
4.На жемчужном небе - перистые облака рассвета.
Вопрос № 9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1. Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.
2. Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.
3. Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.
4. У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.
Вопрос № 10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
2. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
3. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
4. Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.
Ответы