СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к олимпиаде по русскому языку "Ума палата"-16

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет подготовиться к олимпиаде по русскому языку ..

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к олимпиаде по русскому языку "Ума палата"-16»

Дорогой друг! Тебе предстоит трудная работа в клубе «Ума палата». Не раз нужно будет «пошевелить мозгами», чтобы верно ответить на все предложенные вопросы. Ответив на вопрос, нажимайте на кнопку с предложенными вариантами ответов. Ты сможешь проверить своё решение, нажав на кнопку Чтобы перейти на следующее задание, нажимайте на кнопку а Проверь себя Желаю удачи!

Дорогой друг!

Тебе предстоит трудная работа в клубе «Ума палата». Не раз нужно будет «пошевелить мозгами», чтобы верно ответить на все предложенные вопросы.

Ответив на вопрос, нажимайте на кнопку с предложенными вариантами ответов.

Ты сможешь проверить своё решение, нажав на кнопку

Чтобы перейти на следующее задание, нажимайте на кнопку

а

Проверь себя

Желаю удачи!

Ты любишь читать сказки? А помнишь ли ты, в какой из перечисленных сказок не описывались чудесные превращения людей и животных, птиц, насекомых или растений? Александр Пушкин «Сказка о царе Салтане…»  В «Сказке о царе Салтане…» А. Пушкина князь Гвидон, например, превращался в комара. В сказке «Карлик Нос» гусыня оказалась заколдованной девушкой. В «Золушке» мыши превратились в лошадей, а толстая усатая крыса – в кучера. В «Аленьком цветочке» чудовище оказалось заколдованным прекрасным принцем. И только в сказке «Лягушка-путешественница» никто ни в кого не превращался. Вильгельм Гауф «Карлик Нос» Шарль Перро «Золушка» Всеволод Гаршин «Лягушка-путешественница» Сергей Аксаков «Аленький цветочек» Проверь себя

Ты любишь читать сказки? А помнишь ли ты, в какой из перечисленных сказок не описывались чудесные превращения людей и животных, птиц, насекомых или растений?

Александр Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

В «Сказке о царе Салтане…» А. Пушкина князь Гвидон, например, превращался в комара. В сказке «Карлик Нос» гусыня оказалась заколдованной девушкой. В «Золушке» мыши превратились в лошадей, а толстая усатая крыса – в кучера. В «Аленьком цветочке» чудовище оказалось заколдованным прекрасным принцем. И только в сказке «Лягушка-путешественница» никто ни в кого не превращался.

Вильгельм Гауф

«Карлик Нос»

Шарль Перро «Золушка»

Всеволод Гаршин «Лягушка-путешественница»

Сергей Аксаков

«Аленький цветочек»

Проверь себя

Её носят в решете, её набирают в рот, из неё иногда выходят сухим. О чём идет речь? Земля  Ну конечно, это вода. Вспомни фразеологизмы «носить воду решетом» (заниматься чем- то пустым, бесполезным), «набрать в рот воды» (замолчать), «выйти сухим из воды» (остаться безнаказанным). Во всех этих устойчивых выражениях употребляется слово «вода». Чепуха Совесть Любовь Вода Проверь себя

Её носят в решете, её набирают в рот, из неё иногда выходят сухим. О чём идет речь?

Земля

Ну конечно, это вода. Вспомни фразеологизмы «носить воду решетом» (заниматься чем- то пустым, бесполезным), «набрать в рот воды» (замолчать), «выйти сухим из воды» (остаться безнаказанным). Во всех этих устойчивых выражениях употребляется слово «вода».

Чепуха

Совесть

Любовь

Вода

Проверь себя

Дед Мороз и Снегурочка прислали ребятам подарки – много-много конфет. Но ребята заметили, что учительнице Инне Олеговне подарка не досталось Тогда четвероклассники решили, что отдадут часть конфет из своих подарков учительнице. Все договорились, что за каждую ошибку в своём домашнем задании надо положить конфету в пакетик для учительницы. Кто из ребят положил в пакетик для Инны Олеговны больше всех конфет? Кто еньше всех? Больше - Аня, меньше – Катя.   Исправим и посчитаем ошибки у каждого из ребят. Пассажирский поезд мчался по рельсам железной дороги (у Ани 4 ошибки). Корабль плывёт по реке, обгоняя облака (у Васи 3 ошибки). Мишин товарищ угостил его спелыми яблоками и арбузами (у Кати 6 ошибок). Вдруг из канавы выпрыгнул весёлый заяц и быстро ускакал (у Феди 5 ошибок). Больше всего ошибок у Кати (и она положила больше всех конфет), меньше всех – у Васи. Больше- Катя, меньше – Вася Больше - Федя, меньше – Аня Больше - Вася, меньше – Федя Больше - Федя,  меньше– Катя Проверь себя

Дед Мороз и Снегурочка прислали ребятам подарки – много-много конфет. Но ребята заметили, что учительнице Инне Олеговне подарка не досталось Тогда четвероклассники решили, что отдадут часть конфет из своих подарков учительнице. Все договорились, что за каждую ошибку в своём домашнем задании надо положить конфету в пакетик для учительницы. Кто из ребят положил в пакетик для Инны Олеговны больше всех конфет? Кто еньше всех?

Больше - Аня,

меньше – Катя.

Исправим и посчитаем ошибки у каждого из ребят.

Пассажирский поезд мчался по рельсам железной дороги (у Ани 4 ошибки).

Корабль плывёт по реке, обгоняя облака (у Васи 3 ошибки).

Мишин товарищ угостил его спелыми яблоками и арбузами (у Кати 6 ошибок).

Вдруг из канавы выпрыгнул весёлый заяц и быстро ускакал (у Феди 5 ошибок).

Больше всего ошибок у Кати (и она положила больше всех конфет), меньше всех – у Васи.

Больше- Катя,

меньше – Вася

Больше - Федя,

меньше – Аня

Больше - Вася,

меньше – Федя

Больше - Федя,

меньше– Катя

Проверь себя

На Землю напали инопланетяне! Они приняли облик обыкновенных четвероклассников и хотят проникнуть на новогодний праздник. Бдительная учительница Аделаида Селивановна знает, как определить пришельцев: она попросила каждого входящего на праздник ребёнка придумать слово, из букв которого можно составить другое слово, означающее продукт питания (использовать нужно все буквы). Только настоящие четвероклассники могут справиться с таким заданием! Можешь ли ты сказать, кто из ребят настоящий четвероклассник, а кто –  притворяющийся пришелец? Галя  Из слова ЛОСЬ можно составить слово СОЛЬ (Аня – не пришелец). Из слова ШПАЛА можно составить слово ЛАПША (Майя – не пришелец). Из слова СМОЛА можно составить слово МАСЛО (Галя – не пришелец). Из остальных слов нельзя составить слова, которые будут означать продукты питания. Значит, Витя и Игорь – пришельцы. Витя и Игорь Витя и Майя Игорь, Майя  и Галя Аня и Майя Проверь себя

На Землю напали инопланетяне! Они приняли облик обыкновенных четвероклассников и хотят проникнуть на новогодний праздник. Бдительная учительница Аделаида Селивановна знает, как определить пришельцев: она попросила каждого входящего на праздник ребёнка придумать слово, из букв которого можно составить другое слово, означающее продукт питания (использовать нужно все буквы). Только настоящие четвероклассники могут справиться с таким заданием! Можешь ли ты сказать, кто из ребят настоящий четвероклассник, а кто – притворяющийся пришелец?

Галя

Из слова ЛОСЬ можно составить слово СОЛЬ (Аня – не пришелец).

Из слова ШПАЛА можно составить слово ЛАПША (Майя – не пришелец).

Из слова СМОЛА можно составить слово МАСЛО (Галя – не пришелец).

Из остальных слов нельзя составить слова, которые будут означать продукты питания.

Значит, Витя и Игорь – пришельцы.

Витя и Игорь

Витя и Майя

Игорь, Майя

и Галя

Аня и Майя

Проверь себя

Маша Отличникова заболела ангиной, которая дала осложнение и подавила активность гена врожденной грамотности! Теперь Маша часами сидит над домашними заданиями по русскому языку! Но ген врожденной грамотности может вновь стать активным, если Маша выпьет 100 чашек чая с малиной и выберет среди представленных глаголов только те, что пишутся с НЕ раздельно. Чай Маша выпьет самостоятельно, а вот с глаголами ей нужна помощь! Подсчитай, сколько здесь глаголов, которые пишутся с НЕ раздельно? А  Из 10 глаголов, только слова неволить, недоумевать, ненавидеть и негодовать и нездоровиться пишутся с НЕ слитно. Все остальные слова, а их 5 (не прыгать, не грубить, не жадничать, не лениться, не сводить) пишутся с НЕ раздельно Б В Г Д Проверь себя

Маша Отличникова заболела ангиной, которая дала осложнение и подавила активность гена врожденной грамотности! Теперь Маша часами сидит над домашними заданиями по русскому языку! Но ген врожденной грамотности может вновь стать активным, если Маша выпьет 100 чашек чая с малиной и выберет среди представленных глаголов только те, что пишутся с НЕ раздельно. Чай Маша выпьет самостоятельно, а вот с глаголами ей нужна помощь! Подсчитай, сколько здесь глаголов, которые пишутся с НЕ раздельно?

А

Из 10 глаголов, только слова неволить, недоумевать, ненавидеть и негодовать и нездоровиться пишутся с НЕ слитно. Все остальные слова, а их 5 (не прыгать, не грубить, не жадничать, не лениться, не сводить) пишутся с НЕ раздельно

Б

В

Г

Д

Проверь себя

Учительница написала на доске группу прилагательных и несколько названий птиц и животных. Ребятам надо записать устойчивые выражения, используя прилагательные и существительные на доске. Кто из ребят справился с заданием без ошибок? Женя   Только Витя правильно соотнёс прилагательные с названиями животных Витя Паша Инна Все ребята Проверь себя

Учительница написала на доске группу прилагательных и несколько названий птиц и животных. Ребятам надо записать устойчивые выражения, используя прилагательные и существительные на доске. Кто из ребят справился с заданием без ошибок?

Женя

Только Витя правильно соотнёс прилагательные с названиями животных

Витя

Паша

Инна

Все ребята

Проверь себя

Прочитай венгерскую народную сказку про глупых медвежат. Как ты думаешь, как лучше всего закончить эту сказку? Вот так! На чужой каравай рот не разевай!   В сказке рассказывается о жадных медвежатах и хитрой лисе, которая обманом съела сыр. Лиса осталась безнаказанной, а вот медвежата остались ни с чем. Поэтому только выражение «Так-то бывает с теми, кто жадничает!» правильно передаёт смысл сказки Так-то бывает с теми, кто жадничает! А медвежата спать легли Медвежата съели сыр и к маме побежали. Поблагодарили медвежата лису да и пошли своей дорогой. Проверь себя

Прочитай венгерскую народную сказку про глупых медвежат. Как ты думаешь, как лучше всего закончить эту сказку?

Вот так! На чужой каравай рот не разевай!

В сказке рассказывается о жадных медвежатах и хитрой лисе, которая обманом съела сыр. Лиса осталась безнаказанной, а вот медвежата остались ни с чем. Поэтому только

выражение «Так-то бывает с теми, кто жадничает!» правильно передаёт смысл сказки

Так-то бывает с теми, кто жадничает!

А медвежата спать легли

Медвежата съели сыр и к маме побежали.

Поблагодарили медвежата лису да и пошли своей дорогой.

Проверь себя

В районе падения Тунгусского метеорита приземлились инопланетяне. Они довольно неплохо говорят по-русски, но вот беда: они учили язык по учебникам, поэтому с произношением и ударениями у них из рук вон плохо. Четвероклассники местной школы помогают гостям Земли говорить правильно. Посмотри на фразы инопланетян и выбери те, где все ударения расставлены верно. А и Б   Можно говорить тЕфтели или тефтЕли, но обязательно говорить свЁкла (помните правило, что буква Ё всегда ударная?) и тОрты Б и Г Б В Г Проверь себя

В районе падения Тунгусского метеорита приземлились инопланетяне. Они довольно неплохо говорят по-русски, но вот беда: они учили язык по учебникам, поэтому с произношением и ударениями у них из рук вон плохо. Четвероклассники местной школы помогают гостям Земли говорить правильно. Посмотри на фразы инопланетян и выбери те, где все ударения расставлены верно.

А и Б

Можно говорить тЕфтели или тефтЕли, но обязательно говорить свЁкла (помните правило, что буква Ё всегда ударная?) и тОрты

Б и Г

Б

В

Г

Проверь себя

Аня объясняла младшей сестре значения фразеологизмов. А потом Майя объясняла значения фразеологизмов маме. Что- то Майя поняла неправильно, что-то Аня объяснила неверно.  Найди, где ошибки? Все верны   Объяснение В неверно. Фразеологизм «метать бисер перед свиньями» означает «высказывать мысли или чувства перед теми, кто не способен их понять». Объяснение Д также неверно. Фразеологизм «два сапога пара» употребляют, когда говорят тех, кто очень друг другу подходит, кто очень схож по характеру, внешности и так далее. Остальные устойчивые выражения объяснены верно А, В и Д неверны Б и В неверны А, В и Г неверны Все неверны Проверь себя

Аня объясняла младшей сестре значения фразеологизмов. А потом Майя объясняла значения фразеологизмов маме. Что- то Майя поняла неправильно, что-то Аня объяснила неверно. Найди, где ошибки?

Все верны

Объяснение В неверно. Фразеологизм «метать бисер перед свиньями» означает «высказывать мысли или чувства перед теми, кто не способен их понять».

Объяснение Д также неверно. Фразеологизм «два сапога пара» употребляют, когда говорят тех, кто очень друг другу подходит, кто очень схож по характеру, внешности и так далее.

Остальные устойчивые выражения объяснены верно

А, В и Д неверны

Б и В неверны

А, В и Г неверны

Все неверны

Проверь себя

Прочитай текст ниже. Можешь ли ты сказать, о каком русском писателе рассказывается  в этом тексте?  Ганс Христиан Андерсен   В тексте описываются факты из жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Лев Николаевич Толстой Александр Сергеевич Пушкин Иван Сергеевич Тургенев Уильям Шекспир Проверь себя

Прочитай текст ниже. Можешь ли ты сказать, о каком русском писателе рассказывается в этом тексте?

Ганс Христиан Андерсен

В тексте описываются факты из жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Лев Николаевич Толстой

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Сергеевич Тургенев

Уильям Шекспир

Проверь себя

Информационные источники http://i.artfile.ru/2048x1536_770999_[www.ArtFile.ru].jpg  фон http:// www.liceum28.nnov.ru/files/sova_gum.png  сова http:// dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/5e54b0fec228.png  мальчик

Информационные источники

http://i.artfile.ru/2048x1536_770999_[www.ArtFile.ru].jpg фон

http:// www.liceum28.nnov.ru/files/sova_gum.png сова

http:// dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/5e54b0fec228.png мальчик