СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка коллектива образовательного учреждения к реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка коллектива образовательного учреждения к реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Выступление на научно-практической конференции.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка коллектива образовательного учреждения к реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

Подготовка коллектива образовательного учреждения к реализации федеральных государственных образовательных стандартов Балабанова Лидия Ивановна, зав. методическим отделом, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук ОГОУ СПО « Техникум пищевой промышленности, общественного питания и сервиса г. Рязани»

Система образования как составная часть социальной сферы должна адекватно реагировать на изменения, происходящие в социуме и постоянно обновляющуюся совокупность законов Российской Федерации. Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.

Выпускник образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечить максимально эффективный результат, от него требуются не общие представления, а детальное владение современными технологиями.

Решению этой задачи способствует введение в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего профессионального образования, основанных на компетентностном подходе, что позволяет существенно повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.

Вопрос: «К чему должен быть готов выпускник, получивший профессиональное образование?» – становится ключевым. Работодатели формулируют квалификационные требования к выпускникам, а образовательная система подбирает формы и методы подготовки по заданным направлениям.

ФГОС – принципиально новый документ, содержание и структура ОПОП (основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС) коренным образом отличается от содержания и структуры Учебных планов (которые реализуются в соответствии с ГОС). Поэтому необходима не корректировка, а разработка совершенно нового продукта (ОПОП),  который ежегодно на 20-30% должен обновляться с учетом требований работодателя и внедрений современных технологий производства.

Ведущим понятием компетентностного подхода впервые становится «образовательный модуль», при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный. Появилась новая единица стандарта – профессиональный модуль. Каждый модуль, в свою очередь, может осваиваться независимо, а их совокупность позволит достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

Последовательность образовательного процесса претерпевает значительную трансформацию: на первое место выходит практика, а теоретическое обучение становится поддерживающим элементом. Принципиально важным является усиление роли способов организации учебной деятельности и учебного сотрудничества в достижении образовательных целей, создание образовательной среды формирования профессиональных компетенций студентов посредством построения индивидуальных траекторий их развития. Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий определяется с учетом психологических особенностей, потребностей обучающихся, путем определения набора профессиональных модулей, форм и методов организации обучения.

Стандарты нового поколения вступают в действие уже с 1 сентября 2011 года согласно Федеральному закону от 10 ноября 2009г. № 260-ФЗ в соответствии со статьей 6 и все образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования должны приступить к их реализации. В связи с этим нас ожидает ряд сложностей, требующих подготовки к реализации уже сегодня, но в образовательном сообществе пока лишь немногие четко представляют, что и как предстоит сделать. Нас ждет не просто смена терминов, а значительная реорганизация образовательного процесса, ведь новые цели требуют адекватных методов и средств их достижения. Предстоит оптимизировать образовательный процесс за счет внедрения современных образовательных технологий и дидактических систем. Попытка упаковать старое содержание образования в новую форму приведет к лишь усугублению кризиса, а не к его разрешению.

Самая волнительная тема на сегодняшний день - это разработка пакета документов на уровне ОУ по внедрению ФГОС. Для каждого из нас очень важно хорошо разобраться в нормативных документах, регламентирующих введение в действие образовательных стандартов.

Стандарт требует внести много перемен в нормативно-правовую базу ОУ и учебный процесс, к которым многие еще не готовы: морально, материально, административно, кадрово. Ясно одно, работать над ФГОСами должен весь коллектив!!! И прежде чем перейти к реализации ФГОС, руководителям образовательных учреждений необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в учреждении образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках всего ОУ.

Прежде всего, необходимо создание совета и рабочих групп для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы учреждения. Нужно получить ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?» Для этого совету нужно определить, какие изменения требуется произвести в образовательных целях, в условиях реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и пр.), в учебном плане. В результате этой работы должен быть создан перечень необходимых изменений и дополнений в элементах образовательной системы учреждения.

При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами, следует выявить: какие из них ранее не ставились; какие ставились, но не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием учебных программ, используемыми технологиями.

Далее определить свои ресурсные возможности (информационно-методические, материально-технические, кадровые) для обеспечения изменений образовательной системы. При установлении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать раздел ФГОС «Требования к условиям реализации основной образовательной программы».

Затем, разработать пакет локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ в новых условиях: должностные инструкции на основании новых квалификационных характеристик; положение о порядке установления стимулирующих надбавок и доплат, размеров премирования в соответствии с НСОТ. Организовать работу по разработке рабочих программ профессиональных модулей и учебных дисциплин, программ учебных и производственных практик, учебных планов, календарного учебного графика, созданию фонда оценочных средств, комплекса методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса. Определиться с составом учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. Главная роль принадлежит педагогу-профессионалу. Для этого, необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы педагоги смогли овладеть всеми нововведениями в учебном процессе и овладеть всеми компетенциями, которые необходимы для эффективного внедрения новых стандартов. Требуется разработать комплекс мероприятий по повышению квалификации педагогов в условиях реализации ими ФГОС, включающих организацию работы педагогов по изучению новых стандартов и осмыслению функций стандартов, определению необходимых изменений в образовательной системе и обучение составлению рабочих программ профессиональных модулей и учебных дисциплин.

Изучение и осмысление ФГОС должно повлечь за собой изменение технологии работы педагога. Не меняя технологии работы, педагог просто не сможет реализовать стандарт! Переход на работу в  условиях образовательных стандартов третьего поколения требует от педагога принципиально новых подходов к построению учебно-воспитательного процесса, к роли педагога в этом процессе.

Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно ориентированный характер обучения, вариативны, повышают ответственность студентов за результаты обучения. Рекомендуется использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий, активных форм обучения (организация работы в малых группах).

Положительная сторона новых стандартов - планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться педагог при проектировании своей деятельности.

Для того чтобы стандарт был реализован, педагог должен владеть предлагаемыми формами контроля знаний обучающихся. Особенности оценки образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода также определяются его спецификой. Во-первых, оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что у студентов сформированы все компетенции, соответствующие данному модулю (виду профессиональной деятельности), и в рамках данных компетенции они могут осуществлять все требуемые действия. Во-вторых, оценка базируется на заранее определенных критериях оценки, сформулированных в терминах результатов деятельности (задач модуля).

В соответствии с требованиями стандарта к оцениванию качества освоения ОПОП, в ходе учебного процесса педагогам придется учить студентов учиться по новому: создавать портфолио, собирать подтверждения, свидетельства их образовательных и профессиональных достижений.

Традиционный педагог не решит проблем завтрашнего дня. Мир быстро меняется, появляются новые технологии и человек должен не столько выучивать существующие знания, как мы привыкли, но быть готовым осваивать новые.

В настоящее время условия для профессионального роста педагогов имеются: работа в цикловых методических комиссиях, курсы повышения квалификации, обмен опытом через семинары, конференции и т.д. Ключевым фактором для профессионального самосовершенствования должно стать самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая: осуществляется добровольно; управляется самим человеком; необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств человека.

Следовательно, в этом отношении все будет зависеть от личной позиции каждого педагога, от его желания соответствовать современным требованиям ФГОС к работнику системы начального и среднего профессионального образования.

Поскольку деятельность по внедрению ФГОС требует от педагога времени, инициативы, дополнительных усилий, руководителю стоит заранее определить формы поощрения сотрудников за разработку программной продукции и полученные результаты. Разработать подходы к стимулированию деятельности педагогических работников образовательных учреждений и довести их до сведения участников.

Таким образом, введение нового поколения стандартов начального и среднего профессионального образования представляет собой глубокую реформу, в ходе которой претерпевают изменения основания образовательной политики. Поэтому многим образовательным учреждениям нужно серьезно перестроиться, чтобы выдержать конкуренцию с теми, кто сумеет быстро перейти на подготовку востребованных на рынке труда специалистов, а не обученных по-старинке студентов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!