СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка конкурентоспособного специалиста - основная задача преподавателя и мастера п/о

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда, спо­собного к творческому саморазвитию и самореализации во многом определяет­ся тем образовательным пространством, в котором происходит его профессио­нальное становление.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка конкурентоспособного специалиста - основная задача преподавателя и мастера п/о»

ДОКЛАД

на тему:

«Подготовка конкурентноспособного

специалиста основная задача
преподавателя и мастера п/о»






Каберти Л. С.

Подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда, спо­собного к творческому саморазвитию и самореализации во многом определяет­ся тем образовательным пространством, в котором происходит его профессио­нальное становление.

Основными показателями качества подготовки специалистов в СПО техниче­ского профиля в настоящее время являются: достаточный профессионализм; творческое мышление и способность к самообразованию. Подготовка специали­ста, конкурентного на рынке реального производства, владеющего умениями и знаниями по своей специальности, имеющих практический, пусть и небольшой, опыт предполагает использование в процессе обучения творческих методов. Творчество, как известно - это умственная деятельность человека, с помощью особых действий приводящая к созданию качественно нового объекта материаль­ного, практического, организационного и другого характера. К методам творческой деятельности студентов условно относятся: • самостоятельный перенос усвоенных технических знаний и умений в незнако­мую или совершенно новую ситуацию;

  • самостоятельное решение проблемы в знакомых обстоятельствах или ситуа­циях;

  • умение видеть возможные варианты решения одной и той же проблемной си­туации.

Результативность учебных занятий во многом зависит от степени активизации учебного процесса в учебном заведении СПО и от того, насколько активно сту­дент вовлечён в творческую работу. Творчество студентов в процессе обучения поможет поднять их познавательную активность. Для этого на учебных занятиях значительное внимание необходимо уделять самостоятельной работе. Учебная деятельность студентов позволяет не только прочно овладеть содержанием тех­нического материала, но и привить им интерес к техническому творчеству и ини­циативе.

Умения, знания и практический опыт студентов будут достаточно прочными, если на занятиях регулярно организуется самостоятельная работа, заранее продумыва­ются её цели. Особенности общепрофессиональных дисциплин (на втором курсе - инженерная трафика, материаловедение, техническая механика, электротехника и электроника, процессы формообразования и инструменты) позволяют организо­вывать учебную деятельность, требующую воспринимать, осмысливать и запоми­нать первые технические знания, но и применять, находить самостоятельные ре­шения. Выполнение самостоятельных работ позволит формировать многие при­знаки познавательной самостоятельности. Например, стремление самостоятельно творчески мыслить, способность находить правильное решение в незнакомой си­туации, поиск нестандартных путей к решению учебных задач, умение обобщать информацию, доказывать правильность своих собственных решений или выводов, давать правильную оценку современной жизни, в том числе производственной. Самостоятельная работа студентов является формой совместной деятельности студентов и преподавателей. Преподаватель закладывает определённую програм­му действий студентов в соответствии с поставленной дидактической задачей и содержанием учебного материала. А студент, который выполняет самостоятель­ную работу, будет смелее владеть приобретёнными знаниями, чаще включается в поисковую, творческую работу.

Виды самостоятельной студенческой работы в овладении общепрофессио­нальных дисциплин могут включать:

  • выступление с обобщением или анализом учебного или справочного мате­риала;

  • работа с Интернет-источником;

  • составление таблиц, графиков, схем для овладения сущности общепрофес­сиональных дисциплин;

  • отбор норм, правил, положений из стандартов или технических условий;

  • разбор производственных ситуаций, их осмысление;

  • определение своего отношения к изучаемым событиям;

• учебное рецензирование, анализ ответов; подготовку и оформление в электронном варианте' докладов, презентаций, рефератов, конспектов и другое.

Как показала практика работы, в большей степени проявление самостоятель­ности и творческой активности студентов СПО происходит при выполнении са­мостоятельных работ на творческом уровне. Они включают учебные задания, на­правленные на решение проблемных направлений, проблемных вопросов или за­дач, производственных ситуаций. Успех практических (лабораторных) занятий в форме решения проблемных ситуаций зависит от достаточной подготовки к ним. Планируя изучение темы учебной дисциплины, отбираются такие уроки, на кото­рых могут создаваться проблемные ситуации.

Самостоятельная работа над справочными источниками представляет собой изучение структуры и содержания того или иного правила, характеристики, нор­мы, например, стандартов ЕСКД и ЕСТД. В целях развития знаний, умений и практического опыта необходима постановка таких вопросов, которые направля­ли бы студентов не только на понимание или запоминание правил, но и точное знание стандартного текста, особенно тех, которые применяются на курсовом, дипломном проектировании и на производстве.

В зависимости от цели и содержания занятия преподаватель в процессе подго­товки к уроку должен продумать систему заданий для самостоятельной работы студентов с нормативной документацией, которая может включать:

  • толкование нормативного источника;

  • применение законов стандарта к конкретной ситуации;

  • решение проблемных вопросов, например, «что произойдёт, если...». Эти и другие творческие методы позволят студентам научиться анализировать, делать выводы, сопоставлять, отстаивать собственное мнение. Включение выпол­нения самостоятельных работ в учебное занятие позволит развивать познаватель­ную активность и самостоятельность студентов в процессе овладения знаниями.