Подготовка и планирование индивидуального итогового проекта учащимися 9-х классов
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь!»..
( китайская пословица)
Презентацию подготовила Кравчук Татьяна Михайловна,
учитель физической культуры МАОУ Лицей №1 ,г. Балаково
Поэтапное введение ФГОС Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/20 годы»
Обязательное введение ФГОС
Введение ФГОС по мере готовности
Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Учебный год
Классы, переходящие на ФГОС
2010/11
1
2011/12
1
2012/13
2013/14
2
1
1
2014/15
2
3
2
1
2015/16
3
2016/17
1
2
1
5
4
3
2017/18
2
4
2018/19
2
1
3
5
1
6
3
4
2019/20
2
2020/21
1
2
3
5
4
5
7
1
3
6
2
4
2021/22
1
4
3
5
2
6
5
3
7
10
4
8
2
6
4
5
6
3
7
11
7
5
9
4
6
8
7
6
8
5
7
9
6
8
10
8
7
9
11
9
8
10
9
10
11
10
11
Обязательное введение ФГОС
Введение ФГОС по мере готовности
Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Учебный год
Классы, переходящие на ФГОС
2010/11
1
2011/12
1
2012/13
2
1
2013/14
1
2
2014/15
3
2
1
2015/16
3
2016/17
2
1
4
3
5
1
2017/18
2
1
4
2018/19
3
2
3
5
1
6
2
2019/20
4
4
1
2020/21
3
5
2
1
5
3
7
2021/22
2
4
6
4
1
3
6
2
5
3
10
5
7
2
4
6
8
3
5
7
4
6
11
7
5
9
4
8
6
7
5
6
8
7
9
6
10
8
8
9
7
11
9
10
8
10
9
11
10
11
- Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно использовать её в учебной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Поэтому ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности.
Волгоградская область (пример).
Положение
об итоговом индивидуальном проекте обучающихся ООО (9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ОО О
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, Программы формирования УУД.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО.
1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.
1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 5-9 классов, перешедшего на обучение по новым ФГОС, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект .
1.5. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.
1.6. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом.
1.7. Проект может быть только индивидуальным.
1.8. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.9. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий .
2. Цели и задачи ИИП
Для обучающихся:
- Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
Для педагогов:
- Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
Задачами выполнения проекта являются:
1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
3.Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
4. Формировать и развивать навыки публичного выступления.
5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. Этапы и примерные сроки работы над проектом:
1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта.
3. Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
4. Заключительный (апрель-май): защита проекта, оценивание работы.
5. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
6. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель.
4. Возможные типы работ и формы их представления
Тип проекта
Цель проекта
Практико-ориентированный
Решение практических задач
Проектный продукт
Исследовательский
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Информационный
анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства,
Творческий
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.
видеофильм, эссе, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад,
бизнес-план,
Привлечение интереса публики к проблеме проекта.
мультимедийный продукт, выставка, газета, журнал, действующая фирма,
Игровой или ролевой
компьютерная анимация,
Представление опыта участия в решении проблемы проекта
игра, коллекция,
костюм, макет, модель, музыкальное произведение, отчёты о проведённых исследованиях, оформление кабинета, пакет рекомендаций, письмо в …
публикация, путеводитель,
реферат, справочник, система школьного самоуправления,
стендовый доклад, сценарий,
статья, сказка, серия иллюстраций, тест, учебное пособие, чертеж, экскурсия.
Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:
- При выборе темы учитывается:
- Актуальность и важность темы;
- Научно-теоретическое и практическое значение;
- Степень освещенности данного вопроса.
Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.
Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.
- Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить ;
Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.
- Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- Планирование, определение последовательности и сроков работ;
- Проведение проектных работ или исследования ;
Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.
Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.
- Требования к защите проекта.
- 1. По желанию педагога и ученика на защите могут присутствовать представители администрации, другие учителя-предметники, классный руководитель, родители. У обучающегося имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности. Обучающийся может использовать мультимедийные формы для представления своего проекта.
- 2.Результаты выполнения проекта оцениваются учителем. По итогам защиты представленного продукта, составленной учеником краткой пояснительной записке, руководитель проекта пишет отзыв и выставляет оценку.
- Процедура защиты проекта
- Презентация и защита индивидуальных учебных проектов проводится в мае на школьной конференции.
- 1. Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, члены научного общества учащихся, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директора школы.
2. Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы .
- 3. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
- 4. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.
Для учащихся ( документация)
Индивидуальный план выполнения проекта.
Этапы
Виды деятельности
Подготовка
Планируемая дата исполнения
Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;
Планирование
Процесс проектирования
Дата фактически
Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
Формулировка задач, которые следует решить;
Самостоятельная работа. Оформления записки, плакатов и др.
Итог
Подпись руководителя
Выбор средств и методов решения задач;
Определение последовательности и сроков работ.
Достигнутый результат .Оформление.
Защита
Для руководителя проекта
Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося;
№ п/п
1
ФИО ученика
Тема проекта
Итоговая оценка руководителя проекта
Подпись
Критерии оценки проектной работы :
Критерий
Содержание критерия
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем
Знание предмета
Базовый (1 балл) Повышенный (2-3)
Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.
Регулятивные действия
Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
Коммуникация
Умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы
Условия принятия решения по проекту:
Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
Базовый уровень
отметка «удовлетворительно»
Повышенный уровень
отметка «хорошо»
4 – 6 первичных баллов
отметка «отлично»
7—9 первичных баллов
10—12 первичных баллов
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле.
Темы проектов по физической культуре:
Темы проектов по здоровому образу жизни Ведение здорового образа жизни — залог крепкого здоровья. Влияние активных занятий спортом на развитие учащихся 9-11-х классов. Влияние двигательной активности на физическую подготовленность. Влияние здорового образа жизни на физическое развитие человека. Главные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — что это такое? Как вести здоровый образ жизни без вредных привычек. Математика и спорт за здоровое будущее. Рациональный режим учебы и отдыха школьника. Роль здорового образа жизни в жизни моих одноклассников. Роль физических упражнений в формировании осанки школьников. Сердце любит движение.
Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья. Физическая активность - путь к здоровью. Физическая культура как средство мотивации здорового образа жизни. Является ли спорт составляющей здорового образа жизни?
Темы проектов по здоровому питанию Влияние физических нагрузок и полноценного питания на увеличение роста. Здоровое питание на страже здоровья. Здоровое питание - залог крепкого здоровья. Здоровое рациональное питание как средство повышения работоспособности спортсмена.
Темы проектов по гимнастике:
Темы проектов по футболу:
А кробатика: спорт или искусство? Алина Кабаева – гордость России. Великая гимнастка Светлана Хоркина. Влияние упражнений аэробики на физическое развитие и укрепление здоровья девушек 10-11-х классов. Гимнастика – спорт для всех. Гимнастика как необходимое сопровождение в жизни человека. Красивая осанка. Лечебная гимнастика при нарушении опорно-двигательной системы. Мое увлечение — гимнастика. Спортивная аэробика как вид спорта. Удивительный мир художественной гимнастики. Утренняя гимнастика на страже здоровья Художественная гимнастика: спорт или искусство?.
Художественная гимнастика и я.
Барселона" — моя любимая футбольная команда. Большой футбол в стране Влияние футбольного клуба БАТЭ на становление личности подростка. Игра на все времена. История возникновения футбола в России. Легенды в бою – легенды на поле. Мини-футбол Нужен ли интеллект футболисту? П Славные странички футбола. Смысл спорта в жизни Спортивная игра – футбол. Влияние времени на ее популярность. Старейший футбольный клуб Великобритании "Арсенал". Почему Великобритания является родиной футбола? Футбол как средство развития скоростно-силовых способностей в группах начальной подготовки. Футбол сегодня. Футбол — великая игра. Футбол — мой любимый вид спорта. Футбол в моей жизни. Футболист, на которого я хочу быть похожим.
Темы проектов по баскетболу:
Баскетбол - игра миллионов! Баскетбол — стимулятор нашей жизни. Баскетбол — частичка нашей жизни! Баскетбол — шаг к здоровью Баскетбол блокадного Ленинграда. Баскетбол в нашей жизни Баскетбол древних майя. Баскетбол и его разновидности.
Баскетбол как один из факторов развития роста школьников. Баскетбольный бросок через призму математики. Звезды профессионального баскетбола России. Оборудование и инвентарь баскетбольного зала. Первый чемпионат мира по баскетболу. Появление и развитие баскетбола. Правила баскетбола. Жесты судей. Правила игры в баскетбол Терминология и правила в баскетболе.
Совершенствование умений владения мячом в баскетболе.
Темы проектов по волейболу
Темы проектов по олимпийским играм
Влияние занятий волейболом на здоровье. Волейбол — большой шаг к здоровью. Волейбол - игра на все времена. Волейбол — частичка моей жизни! Волейбол и его разновидности. Волейбол как один из факторов развития школьников. Волейбол сегодня Волейболист, на которого я хочу быть похожим. Волейбольное обозрение Воспитательное значение игры "Волейбол". Выдающиеся волейболисты. География волейбола Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья школьников.
Мир вокруг волейбольного мяча .
Герои спорта. Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов XX века. Зимние олимпийские игры Игра принимает всех! Из истории паралимпийских игр. История возникновения Олимпийских игр. История возникновения олимпийского огня. История и география Олимпийских игр История олимпийского движения: прошлое и настоящее Легенды спорта Летние Олимпийские игры Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра. Олимпийские игры: история, география. Олимпийские медали. Олимпийские объекты в Сочи. Олимпийские символы Олимпийские чемпионы Олимпийское движение в России. Олимпийское движение, физкультура и спорт в девизах, афоризмах, пословицах. Параолимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее. Пьер де Кубертен и его вклад в возрождение Олимпийских игр. ХХ Олимпийские игры в Турине. Что дала олимпиада «Сочи 2014» России?
История волейбольного мяча История первого чемпионата мира по волейболу. История происхождения и развития волейбола. История возникновения волейбола в России. Моя жизнь — спорт, она же — волейбол!
Психологическая подготовка волейболистов. Психологическая подготовка юных волейболистов к соревнованиям. Развитие волейбола в СССР и России. Славные странички волейбола Формирование характера игрока на занятиях в волейбольной секции.
Зимние виды спорта
Летние виды спорта
Биатлон и его герои Биатлон. Олимпийский чемпион Валерий Медведцев. История биатлона История развития биатлона в родном городе. Проблемы развития биатлона. Горные лыжи в России: отдых или спорт. Детский лыжный спорт: история, современность, перспективы. Жили-были лыжи... Лыжи, физика и здоровье. История изобретения и становления сноуборда. Мое увлечение – SnowBoard Снег и скорость. Сноуборд как олимпийский вид спорта.
Исследование влияния занятий фигурным катанием на физическое и умственное развитие детей. История коньков История развития фигурного катания. Как фигурное катание влияет на здоровье человека. Почему коньки скользят? Фигурное катание — зимний олимпийский вид спорта. Фигурное катание в моей жизни В хоккей играют настоящие мальчишки! Психологическая подготовка хоккеистов. Трус не играет в хоккей: правда или миф?
Мяч: от игры до спорта. О спорт, ты мир! О, спорт, ты — мир! От крепости физической к крепости духовной. От чего зависит частота пульса? Познай себя Практико-ориентированный проект "Музыкальная разминка". Практичность и экологичность спортивного инвентаря и одежды.
Королева спорта- легкая атлетика. Герои нашего времени. Елена Исинбаева. Елена Исинбаева — гордость нашей страны. Моё увлечение — легкая атлетика. Наша гордость - Лилия Нурутдинова.
Влияние плавания на осанку. Водные виды спорта. Математические расчеты и водное поло. Моё увлечение — плавание Олимпийский чемпион Евгений Шаронов. История побед Василия Алексеева Результаты занятий в секции "Юный атлет". Звезды тяжелой атлетики. Снаряды в тяжелой атлетике.
Бадминтон - олимпийский вид спорта. Виды бадминтона