Подготовка и проведение предметных недель по русскому языку и литературе (из опыта работы)
Одной из серьезнейших проблем сегодняшней школы является, на мой взгляд, падение интереса учеников к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, бедность словарного запаса, неумение правильно, логично выразить свою мысль, интересно рассказать об увиденном или прочитанном самостоятельно.
Школа борется за высокую грамотность учащихся, приобщение их к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитие художественного восприятия окружающего мира. Осуществлять эту борьбу только в рамках традиционного урока трудно. Вызвать интерес к изучению родного языка и литературы помогают различные формы внеклассной работы: кружки, факультативы, олимпиады, соревнования, викторины, КВН, тематические вечера, конференции, экскурсии.
Одним из видов внеклассной работы является неделя русского языка и литературы.
Она проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к русскому языку и литературе и оказывающий массовое воздействие на учащихся. Оптимальные сроки проведения – вторая или третья четверть.
Название Недели «Мы любим русский язык и литературу», или «Мой век – моё время», или «Литературное и историческое краеведение» (проводится совместно с учителем истории). Мы назвали свой праздник «Неделя русской и французской словесности». План проведения разрабатывали учителя русского языка и литературы и учитель французского языка с учетом пожеланий учащихся, активных членов кружка «Занимательная грамматика», прошлогодних победителей олимпиад и конкурсов.
План проведения Недели русской и французской словесности.
НЕДЕЛЯ
русской и французской словесности
План проведения НЕДЕЛИ
1 день 9 февраля
Открытие Недели.
Выступление классов с приветствием русскому, французскому языкам и литературе.
Смотр – конкурс стенгазет.
Библиотечные уроки «Словари – наши помощники».
Праздник «Словарь – мой добрый друг и верный помощник». (7 кл.)
2 день 10 февраля
День памяти Пушкина «Я знаю произведения А.С. Пушкина и люблю их». Викторина.
А.С. Пушкин и французский язык.
Литературная гостиная «Пушкин – солнце русской поэзии». (9 кл.)
Праздник «В гостях у сказок» (для учащихся нач. кл. – 8 кл.)
3 день 11 февраля
Встреча с И.А. Крыловым и его баснями «Люблю, где случай есть пороки пощипать». Викторина по басням.
Инсценирование басен:
1 кл. – «Кукушка и Петух»
2 кл. – «Стрекоза и Муравей»
3 кл. – «Слон и Моська»
4 кл. – « Демьянова уха»
5 кл. – «Мартышка и очки»
6кл. – «Зеркало и обезьяна»
7 кл. – «Квартет»
8 кл. - «Стрекоза и Муравей» (на французском языке)
9 кл. – «Ворона и лисица»
4 день 12 февраля
Конкурс статей и заметок.
5 день 13 февраля
Лингвистический КВН.
6 день 14 февраля
День святого Валентина (на французском языке)
(учащиеся 8 класса).
Подведение итогов Недели, вручение наград самым активным участникам.
Планируя Неделю, учителю – предметнику надо помнить о том, что она призвана развивать творческие способности каждого ребенка, его коммуникативные навыки и умения. Строится эта работа по принципу добровольности и личной заинтересованности, поэтому надо отбирать такой материал, чтобы детям было интересно. Необходимо также учитывать возрастные особенности школьников. Так, участвуя в смотре – конкурсе стенгазет в первый день Недели, младшие школьники сочиняли сказки, писали мини-сочинения, простые по содержанию, но красочно оформленные, а ученики пятого – девятого классов оформляли газеты посложнее: «В мире синонимов», «Богатый и могучий русский язык», «Жемчужины народной речи» (о пословицах и поговорках), «А.С. Пушкин и декабристы» и др.
Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. Так, еще в октябре, готовясь к проведению литературной гостиной «Благослови, ликующая муза», посвященной Царскосельскому лицею, ученики учили наизусть стихи А.С. Пушкина, инсценировали отрывок из повести «Барышня – крестьянка» «Встреча в роще», участвовали в викторине по произведениям А.С. Пушкина. Литературная игра «Брейн – ринг» по творчеству А.С. Пушкина (с презентацией) расширила представление школьников о творчестве великого поэта.
Готовясь к проведению мероприятий Недели, дети учатся работать в команде, уважительно относиться к мнению одноклассников. Совместная работа – прекрасная возможность дать шанс каждому ребенку проявить свою творческую индивидуальность.
Таким образом, внеклассная работа целиком направлена на развитие у ребенка чувства прекрасного и его индивидуальных способностей.