Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
И.В. Авдулова
Подготовка и выполнение индивидуальных проектов.
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных проектов студентами по специальностям и профессиям:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)),
08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства (актуализированный),
22.02.06 Сварочное производство,
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном),
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.
по учебному предмету: Физика.
Курск - 2019
Рассмотрено на заседании цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин
Протокол № ____ от ______________
Председатель цикловой комиссии
______________ О.А. Морозова
Автор-составитель: И.В. Авдулова, преподаватель ОБПОУ «КАТК».
Рецензент: О.А. Морозова, преподаватель ОБПОУ «КАТК».
Подготовка и выполнение индивидуальных проектов.
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных проектов студентами по специальностям и профессиям: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)),08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства (актуализированный),22.02.06 Сварочное производство,23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном),08.01.08 Мастер отделочных строительных работ / сост. И.В. Авдулова – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2019. – 30 с.
Методические рекомендации составлены на основе рабочей программы по учебному предмету «Физика» в соответствии с ФГОС СПО, и представляют собой общие рекомендации по выполнению индивидуальных проектов студентов по специальности и профессиям: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства (актуализированный),22.02.06 Сварочное производство, 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).
Данные рекомендации содержат сборник этапы выполнения проекта, общие требования к выполнению проектов и их оформлению, а также представлена типология проектов. Материалы предназначены для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Авдулова И.В., 2019г.
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», 2019 г
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….………………..4
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.………………………….…...6
2. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.………………………………………………………..….6
3. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.………………………………………….…....7
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОЕКТОВ……………………………………………….…..8
5. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА…………………………………………….……9
6. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОДУКТА.……………………………………..10
7. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА…………………………..12
8. ГРУППЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ……………………………………..12
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ………………………………………………………..18
Приложение 1. Образец титульного листа………………………………………….…19
Приложение 2. Пример информационного проекта: «Гений знаний Д.И. Менделеев»……………………………………………………………………………... .20
Приложение 3. Пример исследовательско-расчетного проекта: «Вред высоких каблуков с точки зрения физики»……………………………………………………....22
Приложение 4. Пример исследовательско-теоретического проекта: ««Влияние наушников на слух человека»…………………………………………………………..25
Приложение 5. Пример прикладного проекта «Ветрогенератор будущие энергетики» ……………………………………………………………………….…..…28
Приложение 6. Пример интернет-проекта «Портфолио импульса»……………….....31
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных проектов студентамипо специальностям:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)),
08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства (актуализированный),
22.02.06 Сварочное производство,
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном),
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.
Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная научно-исследовательскую работа студента по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной жизни. Проектная деятельность студентов является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным и профессиональным проблемам.
Руководителем проекта является преподаватель, координирующий проект. Проект может быть как индивидуальным, так и групповой. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно со студентом составлена программа действий. Студенты могут самостоятельно предложить темы проекта, согласовав их с руководителями проекта. Защита проектов происходит на итоговом занятии или научно-практической конференции.
Требования к выполнению индивидуального проекта определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования от 17 мая 2012 г. N 413.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
В методических рекомендациях нашли отражения правила оформления проектной работы, защиты работы, а также рассмотрены различные проекты согласно типологии индивидуальных проектов.
Методические рекомендации предназначены для студентов ОБПОУ «КАТК» по общеобразовательному предмету «Физика».
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Цели и задачи проектной деятельности вытекают:
1) из требований ФГОС СОО к результатам освоения ООП:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
2. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Рассмотрим отдельно три требования ФГОС СОО (п.11);
Требование 1. «Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)». Здесь необходимо различать два понятия: учебное исследование как творческую субъективно новую задачу, которую обучающиеся еще не решали, и что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке; учебный проект как результат самостоятельного освоения обучающимся предметного содержания по учебной дисциплине и методов избранных им областей знаний и/или видов деятельности и как способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, учебно-исследовательскую, художественно-творческую, конструкторскую, социальную).
Требование 2. «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».
Требование 3. «Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
Все индивидуальные проекты с естественнонаучной направленностью по такому предмету как «Физика» можно разбить на следующие группы:
-
Информационные проекты. Направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении: ознакомление участников проекта с конкретной информацией и ее обработка уже для широкой аудитории – анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы.
-
Исследовательско-расчетные проекты. Подразумевается деятельность студентов, направленная на решение творческой проблемы с заранее неизвестным решением. Обязательна постановка проблемы, формулирование гипотезы и разработка исследовательских действий, расчеты.
-
Исследовательско-теоретические проекты. Деятельность студентов направлена на исследование для решения актуальных теоретических задач, формулировка гипотезы и разработка исследовательских действий с решением проблемы.
-
Прикладные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников: документ, проект прибора, конструкции. Должна быть возможность их внедрения в практику.
-
Интернет - проекты. Работа студента организована на основе компьютерной телекоммуникации.
3.ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
В процессе работы над проектом студент под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам и срокам их прохождением.
Подготовка (выбор темы) – сентябрь.
Планирование – сентябрь-октябрь:
-определение цели и задач работы,
-определение источников информации и литературы,
-определение способов сбора и анализа информации,
-определение способа представления результатов (форма отчета)
Поиск и изучение литературы – ноябрь - декабрь.
1. Исследование январь – февраль.
2. Основные инструменты на этом этапе: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты,анализ информации, формулирование выводов.
Выполнение работы и сдача на проверку руководителю – март.
Оформление окончательного варианта проекта в соответствие с предъявляемыми ему требованиями, составление доклада по нему на защиту - апрель.
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОЕКТОВ.
Изложенное понимание доклада проекта как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста:
а) актуальность темы исследования;
б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);
в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;
г) наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;
д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса:
а) соответствие плана теме реферата;
б) соответствие содержания теме и плану реферата;
в) полнота и глубина знаний по теме;
г) обоснованность способов и методов работы с материалом;
е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников:
а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению:
а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;
в) соблюдение требований к объёму реферата, которые рекомендуемые мною (10-12 стр.)
Отметка: «Отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценивания:
«Отлично» выставляется, если:
- работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению;
«хорошо» - основные требования к проекту выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала.
«удовлетворительно» - отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем проекта выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении;
«неудовлетворительно» - тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы.
5. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА
-
Проект сдается преподавателю не позднее, чем за 2 недели до защиты.
-
Процедура защиты состоит из этапов:
-выступление студента с докладом по теме проекта,
-ответы студента на вопросы, поставленные в пределах темы проекта,
-оценка проекта, складывающаяся из: оценки проекта на основе требований к нему, оценки выступления и оценки ответов студента на вопросы, поставленные в ходе защиты.
Результаты объявляются на заключительном занятии и заносятся в соответствующий документ.
Требования к выступлению по проекту.
Содержание выступления по проекту должно включать:
-обоснование актуальности темы,
-изложение поставленных в нем целей и задач,
-краткий обзор изученных источников и использованной литературы,
-описание структуры основной части,
-сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах,
-продуманная демонстрация иллюстративного материала
-выступление ограничивается во времени – 7-10 мин.
Выступление оценивается на основе критериев:
-соблюдение структуры выступления,
-соблюдение регламента,
-умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления,
-грамотная монологическая речь,
-уверенность и убедительность манеры изложения,
-понимание сути вопросов и точность ответов.
6. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОДУКТА.
Структура работы:
При написании работы целесообразно придерживаться следующего содержания каждой из её частей.
Содержание
Оглавление состоит из перечня разделов, глав, подразделов и/или параграфов работы и включает: введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список и наименование приложений, для каждого из которых указываются номер страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Введение
Во введение обосновывается актуальность выбранной темы работы, четко определяется цель и формируются конкретные основные задачи, отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов, указываются объект и предмет исследования. Перечисляются использованные основные материалы, приемы и методы исследования, дается краткая характеристика работы. По объему введение в работе не превышает 1-2 страницы.
Основная часть
Основная часть работы включает 1-2 главы, подразделяемые на параграфы, последовательно и логично раскрывающие содержание исследования. Объём 8 - 10 страниц. Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы. Вопросы теории излагают во взаимосвязи и для обоснования дальнейшего исследования проблемы в практической части работы. Практическая часть носит аналитический и прикладной характер. В них излагается фактическое состояние изучаемой проблемы.
Заключение
В заключении обобщаются теоретические и практические выводы и предложения, которые были соответственно сделаны и внесены в результате проведенного исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Объём 1 страница.
Заключение содержит выводы, конкретные предложения и рекомендации по исследуемым вопросам. Выводы являются конкретизацией основных положений работы. Здесь не следует помещать новые положения или развивать не вытекающие из содержания работы идеи. Выводы представляют собой результат теоретического осмысления и практической оценки исследуемой проблемы. Выводы и предложения оформляются в виде тезисов - кратко сформулированных и пронумерованных положений без развернутой аргументации или кратко изложенных, но с достаточным их обоснованием.
Список литературы
Список используемой литературы должен содержать сведения об информационных источниках (литературных, электронных и др.), использованных при составлении работы. Оформление библиографического списка производится в виде списка в конце работы.
Приложение
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не были включены в основную часть. В приложения могут быть включены:
– результаты обзора литературных источников;
– документы, использованные при выполнении работы;
– таблицы вспомогательных цифровых данных или иллюстрирующих расчетов;
– инструкции, методики и другие материалы, разработанные автором в процессе выполнения работы;
– иллюстрации вспомогательного характера и др.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Наверху справа указывается слово «Приложение» дается его обозначение. Строкой ниже записывается тематический заголовок приложения с прописной буквы. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А». Иллюстрации и таблицы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, например – Рисунок A.3, Таблица Т.2.
Приложения могут быть обязательными и информационными. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. В оглавлении работы следует перечислить все приложения с указанием их номеров и заголовков. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.
Нумерация страниц работы и приложений, входящих в состав этой работы, должна быть сквозная. Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения.
7. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА.
Индивидуальный проект выполняется в печатной форме или презентации для защиты проекта.
Проектную работу выполняют на листах формата А4.
Основной текст печатать шрифтом TimesNewRoman размером 14, междустрочный интервал – 1,5 строки. Параметры страниц следующие: верхнее – 1,5; нижнее – 3,0; левое – 2,5; правое – 1,0. Масштаб – 100%; интервал – обычный; смещений – нет. Положение на странице: отступ слева - 0, справа - 0; интервал перед - 0, после - 0; первая строка отступ – 1,25…1,27 мм. Размер шрифта наименования разделов № 14 заглавными буквами, подраздела - № 14 строчными буквами, начиная с прописной буквы.
Текст проектной работы разделяют на разделы, подразделы и пункты.
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные прописными буквами с абзацного отступа.
Нумерация страниц должна быть сквозной. Титульный лист, оглавление включают в общую нумерацию страниц, но номера страниц на этих листах не проставляют. Листы нумеруют арабскими цифрами на нижнем колонтитуле, с выравниванием справа.
8. ГРУППЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.
1. Информационные проекты.
Такой вид проектов направлен на сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет); направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться студенты (нужно также решить, предоставляются ли эти источники обучающимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только преподаватель, до публичного сообщения или выступления перед аудиторией.
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все обучающиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах
Информационные проекты предполагают поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов; аналитическую работу над собранными файлами; оформление заключения и результатов деятельности.
Итоговым продуктом является:
1. статистические данные.
2. результатов опросов общественного мнения;
3. обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу.
Темами информационных проектов по физики служат:
1. Физика и музыка.
2. Физика и религия.
3. Нобелевские лауреаты в области физики.
4. Автожиры.
5. Нужны ли антибиотики?
6. Выдающиеся изобретения Николы Тесла.
7. Полезность еды из микроволновки.
8. Великий ученый древнего мира – Архимед.
9. Шаровая молния.
10. Загадки вогнутых зеркал.
Примером такого проекта является проект по теме: «Гений знаний Д.И. Менделеев» (приложение 2.).
2. Исследовательско-расчетные проекты.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности, взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе расчетных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера, все решения которых основаны на выполнение расчетов. Исследовательский проект не должен быть реферативной работой! Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением студентами исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Темами исследовательско-расчетных проектов по физике служат:
1. Тормозной путь.
2. Физика в футболе.
3. Взгляд на зрения с точки зрения физики
4. Курение и дыхание с точки зрения физики
5. Умное равновесие тел.
6. Давление морских глубин
7. Измерение плотности тела человека
8. Атмосферное давление.
Примером такого проекта является проект по теме: «Вред высоких каблуков с точки зрения физики» (приложение 3.).
3. Исследовательско-теоретические проекты.
Исследовательский проект требует от автора гораздо большего объема самостоятельной работы. Его основой является исследование свойств выбранного объекта исследования. Материал излагается в виде логически связанной цепочки решенных задач и рассмотренных проблем. Отдельный интерес (независимо от типа) представляют проекты, иллюстрирующие различные межпредметные связи.
Непосредственно содержанием научно-исследовательской деятельности являются последовательные действия, составляющие так называемый элементарный цикл научной деятельности.
В него входит:
1. Работа с научной литературой: ее анализ и каталогизирование;
2. Обозначение противоречия в научном познании или научной проблемы;
3. Определение ее актуальности;
4. Постановка цели и задач, которые могли бы помочь в разрешении выдвинутой научной проблемы;
5. Формулирование гипотезы по достижению поставленной цели;
6. Проверка гипотезы или экспериментальным путем, или теоретическим;
7. Соотнесение полученных теоретических или экспериментальных результатов с обозначенными целями.
Темами исследовательско-теоретическихпроектов по физики служат:
1. Исследование физических и химических качеств чая.
2. Зависимость плавления и застывания шоколада от его состава.
3. Живое электричество
4. Диффузия и её роль в жизни человека.
5. Завтрак с физикой.
6. Фракталы от меньшего к большему
7. Биомеханика человека
8. Физика в профессии сварщик.
9. Физика приготовления кофе.
Примером такого проекта является проект по теме: «Влияние наушников на слух человека» (приложение 4.).
4. Прикладные проекты.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.
Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Темами прикладныхпроектов по физики служат:
1. «Вкусные» батарейки.
2. Применение радиоактивных изотопов в археологии.
3. Неньютоновские жидкости
4. Физический прибор своими руками
5. Альтернативные источники энергии: солнечная батарея.
6. Устройство, принцип действия и применение астролябии.
7. Аппараты для работы под водой.
8. Кристаллы. Выращивание кристаллов.
9. Электроизмерительный прибор для проверки целостности электрической цепи.
Примером такого проекта является проект по теме: «Ветрогенератор будущие энергетики» (приложение 5).
5. Интернет-проекты.
В основе данного вида проектов лежит творческое начало обучающихся. Качество выполнения этой работы зависит от того, насколько хорошо сумели усвоить содержание различных разделов программы, насколько прочны знания умения и навыки, приобретенные на занятиях технологии у студентов.
Итоговым продуктом является создание видеофильма, рекламного ролика или стенда (буклета). Так при создании видеофильма практическая значимость работы заключается в создании цифровых аудиовизуальных комплексных средств обучения для пополнения учебно-методической базы занятий по физики. При создании рекламы нужно описать то или иное физическое явление или закон не со стандартной позиции, а через креативное мышление.
Темами интернет -проектов по физики служат:
1. Видеофильм: Определение веса тела.
2.Видеофильм: Свободное падение.
3. Реклама явления электромагнитной индукции.
4. Реклама явления инерции.
5. Буклет по теме: физика вокруг нас.
6. Видеофильм: Семь цветов радуги.
7. Видеофильм: Вычитание цветов.
8. Видеофильм: Капельница Кельвина.
Примером такого проекта является проект по теме: «Портфолио импульса»(приложение 6).
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Интернет- ресурсы
1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
2. wwww.dic.academic.ru (Академик.Словари и энциклопедии).
3. www.booksgid.com (ВоокsGid.Электронная библиотека).
4. www.globalteka.ru (Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов).
www.school.edu.ru (Российский образовательный портал.Доступность, качество, эффективность).
5. www.ru/book (Электронная библиотечная система).
6. www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
7. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
8. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
Список использованной литературы
-
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006.
-
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.Н.Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
-
Краснов Ю.Э. Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ / Под ред. М.А. Гусаковского. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003.
-
Нагель О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся // Школа и производство. – 2007. – №6. – С.12-20.
-
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И. и др. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.:Вентана-Граф, 2008.
-
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009.
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009.
-
Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ
учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под научн. ред. Н.Ю.Пахомовой. — М.: МИОО, 2006.
-
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать
над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. - Ярославль: Академия развития, 2008.
-
Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сборник статей / Под общей редакцией Н.Г.Минько - М.: Учебно-методический центр ЮАУО, 2005.
Приложение 1. Образец титульного листа.
Приложение 2. Пример информационного проекта: «Гений знаний Д.И. Менделеев»
Приложение 3. Пример исследовательско-расчетного проекта: «Вред высоких каблуков с точки зрения физики»
Приложение 4. Пример исследовательско-теоретического проекта: ««Влияние наушников на слух человека»»
Приложение 5. Пример прикладного проекта «Ветрогенератор будущие энергетики»
Приложение 6. Пример интернет-проекта «Портфолио импульса».