СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. 6. Познание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал "Познание" включает теорию и практику, предназначен для уроков обществознания и подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 6. Познание»

3


Плетнева Лариса Владимировна

учитель МБОУ лицея №1 г.Морозовск Ростовской области


Тема №6 «Понятие познания. Истина»

п/п

Проблема

Содержание

1

Познание

  • процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

  • процесс постижения человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

2

Цель познания


Приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире


3

Знание








Виды знаний


Знание 

  • результат познания действительности;

  • содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

  • в широком смысле – информация любого рода

  • в узком смысле – информация, подтвержденная научными средствами


Виды знаний, получаемых человеком в процессе познания

  1. Житейское/обыденное — носит эмпирический (практический) характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.

  2. Научное — понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов.

  3. Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

  4. Художественное — целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.

  5. Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

  6. Иррациональное — не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.

  7. Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).

  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами (религиозное, мифологическое, художественное освоение мира, житейское) )

  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием.

  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.

  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

4

Структура познания


5

Возможности познания


Учение о познании называется гносеологией. Гносеология решает главный вопрос – «Познаваем ли мир».

Гностицизм – мир полностью познаваем

Агностицизм – мир не может быть полностью познан

6

Как происходит познание?


При помощи органов чувств — органы чувств помогают человеку познавать окружающий мир

При помощи языка и речи — позволяют человеку называть окружающие предметы, описывать их свойства и признаки, что даёт возможность определить общее у этих предметов

7

Истина





Особенности истины







Абсолютная истина






Относительная истина















Критерии истины







Противоположности истины






Практика – главный критерий истины







Истина —

  • это знание, соответствующее своему пред­мету, совпадающее с ним.

  • это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.


Особенности истины


  1. истина объективна по содержанию т.к. независима от субъекта познания, и субъективна по форме, т.к. не может существовать вне сознания.

  2. истина всегда конкретна, т.е. связана с конкретными условиями и относится к конкретному месту, времени, обстоятельствам

  3. истина бывает абсолютной и относительной


Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Примеры абсолютной истины:

  1. Земля вращается вокруг своей оси

  2. 2+2=4;

  3. в полночь темнее, чем в полдень


Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Примеры относительной истины:

При t +12оС бывает холодно


Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности.


Пример: изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника и т. п.


Критерии истины (измерители, показатели, то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения):

  1. практика (!!! главный критерий);

  2. соответствие законам логи­ки;

  3. соответствие ранее открытым законам на­уки;

  4. соответствие фундаментальным законам.


Противоположности истины


Заблуждение — это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не со­ответствующее реальности, но принимаемое за истину.

Ложь — это сознательное искажение образа объекта.



Практика играет роль главного критерия при определении истинности знаний.


Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. 


Характерные черты практики:


  • практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.

  • человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.

  • человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

  • пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).



Тренинг по теме №6 «Понятие познания. Истина»


Часть 1

п/п

Задания

1

Запишите слово, пропущенное в таблице

Свойства истины

Характеристики

………………. характер

относительный

Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений


Объективный характер

Независимость от познающего субъекта и его сознания



2

Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) абсолютная истина в отличие от относительной истины представляет собой теоретически обоснованное знание.

2) абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

3) относительная истина — это знание, которое может изменяться, дополняться по мере развития возможностей познания.

4) единственный критерий истины — соответствие существующим научным теориям

5) истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

3

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2) истина – знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3) основным критерием истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

4) истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.

5) относительной истине свойственна субъективность.

4

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию ис­ти­ны. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) зна­ние, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) зна­ние, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъ­ек­том

3) зна­ние, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния че­ло­ве­ка

4) зна­ние, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъ­ек­та

5) зна­ние, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для рас­про­стра­не­ния

6) зна­ние, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

5

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об ис­ти­не и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) кри­те­ри­ем ис­ти­ны может быть её при­зна­ние ав­то­ри­тет­ны­ми ли­ца­ми.

2) кри­те­ри­ем ис­ти­ны может быть её со­от­вет­ствие ранее от­кры­тым за­ко­нам науки.

3) ис­ти­ну нель­зя уста­но­вить го­ло­со­ва­ни­ем, она может быть и на сто­ро­не мень­шин­ства.

4) ис­тин­ным при­зна­ет­ся утвер­жде­ние, про­ве­рен­ное прак­ти­кой и опы­том мно­гих по­ко­ле­ний.

5) ис­ти­ной не яв­ля­ет­ся эле­мент зна­ний, ко­то­рый в бу­ду­щем может быть опро­верг­нут.

6

 Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о кри­те­ри­ях ис­ти­ны и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ос­нов­ной кри­те­рий ис­ти­ны – со­от­вет­ствие ин­те­ре­сам по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та.

2) к кри­те­ри­ям ис­ти­ны можно от­не­сти со­от­вет­ствие за­ко­нам ло­ги­ки.

3) прак­ти­че­ское при­ме­не­ние может про­ве­рить ис­тин­ность зна­ния.

4) разум и ин­ту­и­ция учёного яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми ис­ти­ны.

5) с точки зре­ния пред­ста­ви­те­лей фи­ло­соф­ско­го на­прав­ле­ния эм­пи­ри­ков глав­ным кри­те­ри­ем ис­ти­ны яв­ля­ет­ся разум.

7

Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете

  2. истина – знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом

  3. одним из критериев истинности являются его понимание и принятие большинством людей

  4. истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих ученых

  5. относительной истине свойственна субъективность

8

Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание

  2. единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации

  3. существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями

  4. истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания

  5. истина всегда объективна

9

Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей

  2. практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины

  3. истина – это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека

  4. истина всегда конкретна

  5. единственный критерий истины – соответствие существующим научным теориям

10

Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. истинное знание адекватно отражает окружающую реальность

  2. критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта

  3. относительная истина – это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания

  4. истина связана с условиями места, времени и т.п. , которое необходимо учитывать в процессе познания

  5. абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание

11

Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. объективность истины проявляется в ее соответствии интересам познающего субъекта

  2. истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту

  3. в научном познании абсолютная истина является идеалом, целью

  4. только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты

  5. практика, по мнению ряда философов, является одним из основных критериев истины

12

Установите соответствие между признаками и видами истины:

А

Б

В

Г

Д

2

2

1

1

2

Признаки

Виды истины


А) объективный характер

Б) отражение свойств познаваемого объекта

В) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки

Г) неполное, изменяемое знание о предмете

Д) проверяемость знания

  1. только относительная истина

  2. и абсолютная, и относительная истина


13

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

  «Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение ____________(А) в его сознании, а ____________(Б) — получение нового знания об окружающем мире.

Учёные выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, ____________(В). Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под ____________(Г) обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — всё общество. ____________(Д), соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место ____________(Е)».

 

 Список терминов:

1) результат 2) рациональное 3) объект познания 4) субъект познания

5) объективная реальность 6) самореализация 7) социальное 8) мотивация 9) самопознание


А

Б

В

Г

Д

Е

5

1

7

4

3

9


14

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

A

Б

В

Г

Д

Е

6

1

8

3

7

4

«Истина — это знание, соответствующее своему _____(А), совпадающее с ним. Истина есть _____(Б), а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объёме. Истина едина, но в ней выделяются различные аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. _____(В) — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто, — это _____(Г). _____(Д) — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от _____(Е), места и времени его получения».


Список терминов:

1) процесс 2) логика 3) абсолютная истина 4) определённые условия

5) виды знаний 6) предмет 7) относительная истина 8) объективная истина

9) критерий

15

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

  «Прак­ти­ка — это чув­ствен­но-пред­мет­ная де­я­тель­ность людей, их воз­дей­ствие на тот или иной _______(А) в целях его пре­об­ра­зо­ва­ния для удо­вле­тво­ре­ния ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся __________(Б). По от­но­ше­нию к по­зна­нию прак­ти­ка вы­пол­ня­ет тро­я­кую роль. Во-пер­вых, она яв­ля­ет­ся________(В) по­зна­ния, его дви­жу­щей силой, даёт по­зна­нию не­об­хо­ди­мый фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал, под­ле­жа­щий обоб­ще­нию и тео­ре­ти­че­ской об­ра­бот­ке. Тем самым прак­ти­ка пи­та­ет по­зна­ние, как почва – де­ре­во, не даёт ему от­ры­вать­ся от ре­аль­ной жизни. Во-вто­рых, прак­ти­ка яв­ля­ет­ся сфе­рой при­ло­же­ния зна­ний. И в этом смыс­ле она_______(Г) по­зна­ния. В-тре­тьих, прак­ти­ка слу­жит_______(Д), ме­ри­лом про­вер­ки ис­тин­но­сти ре­зуль­та­тов по­зна­ния. Толь­ко те ре­зуль­та­ты по­зна­ния, ко­то­рые про­шли про­вер­ку прак­ти­кой, могут пре­тен­до­вать на______(Е) зна­че­ние, на не­за­ви­си­мость от про­из­во­ла и за­блуж­де­ний».


 Список терминов:

А

Б

В

Г

Д

Е

3

8

2

9

5

6

 1) спо­соб­ность 2) ис­точ­ник 3) объ­ект

4) субъ­ект 5) кри­те­рий 6) объ­ек­тив­ное

7) аб­со­лют­ное 8) по­треб­ность 9) цель


Часть 2

п/п

Задания

25


Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «истина»

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об относительной истине

− одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

25 (2)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «истина»

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине

− одно предложение, раскрывающее вза­и­мо­связь аб­со­лют­ной и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

25 (3)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «практика»

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о формах практики

− одно предложение, раскрывающее функцию практики как критерия истины

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

27

Французский философ-просветитель Д. Дидро писал, что истина — это соответствие наших суждений созданиям природы. На какую характеристику (черту) истины указывал философ? Объясните, как Вы понимаете его слова. Укажите любые две неупомянутые характеристики (черты) истины.

27

(2)

Назовите любые три вида (пути) познания мира и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Сначала назовите вид познания, затем приведите соответствующий пример)

29

План (Философия)

  • «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, а в умении пользоваться фактами» (Г.Бокль)

  • «Трудно понять, каким другим путем можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать ее как золото и скрытый клад» (Джон Локк)

  • «Из утверждения и отрицания рождается истина» (Л. Фейхтвангер)

  • «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти» (Р.Тагор)


КЛЮЧИ


25(2)

  1. смысл по­ня­тия, на­при­мер: «Ис­ти­на − это вер­ное от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти в со­зна­нии че­ло­ве­ка»

2) два пред­ло­же­ния:

  1. Аб­со­лют­ной ис­ти­ной на­зы­ва­ют пол­ное, ис­чер­пы­ва­ю­щее, точ­ное зна­ние об объ­ек­те ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рой не может быть опро­верг­ну­то.

  2. Путь к аб­со­лют­ной ис­ти­не лежит через ис­ти­ны от­но­си­тель­ные, ко­то­рые могут опро­вер­гать­ся, на­при­мер бла­го­да­ря на­уч­но-тех­ни­че­ско­му про­грес­су, по­яв­ле­нию новых дан­ных.

27

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: объективность;

2) объяснение, например: истина предполагает изучение мира таким, какой он есть вне и независимо от человека;

3) две характеристики (черты), например: — истина всегда конкретна / соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определённых условиях; — относительный характер истины / истинное знание может соответствовать познаваемому предмету с разной степенью точности и полноты.


27(2)
1. Три вида познания и три примера:

1) художественное познание, или эстетическое (например, гражданин Х. изучив картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», сформировал представления о внешнем облике жителей Московского государства конца XVII века);

2) обыденное или житейское познание (например, бабушка объяснила внучке как делать рогалики, показала на своем примере все этапы приготовления);

3) мифологическое познание (например, древние викинги были уверены, что погибнув в бою попадут в Вальхаллу, так как об этом повествуют их национальные мифы и легенды).

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя