Подготовка к ЕГЭ. Написание сочинения.
МКОУ Садовская СОШ №1
Чернянская О.А.
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ
- 1.Проблема (=тезис)
- 2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
- 3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).
- 4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
- 5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).
- 6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
- 7. Позиция автора.
- 8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения.
- 9.Вывод.
- Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор.
- Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.
- - проблема милосердия, материнства, детства (НЕВЕРНО)
- -проблема выбора между чувством и долгом
- -проблема безответной любви (ВЕРНО)
Примеры вступлений
« Счастье… Кто из нас не мечтал о нём! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью… »
« Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! » « Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. »
« Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета. »
« О времена! О нравы!» - воскликнул Цицерон. Кажется, что эти слова произнесены сегодня. »
« Народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Справедливо ли это? Поиску ответа на этот вопрос посвящен текст… »
Способы формулировки проблемы
Вопросительное предложение
Конструкция «Проблема чего»
Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).
Автор поднимает проблему отцов и детей.
Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).
Автор поднимает проблему отцов и детей.
В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.
(ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты.
- Эффективный алгоритм выхода на проблему и позицию автора
- Определяем, нравятся ли автору герои?
- ДА НЕТ
- ↓ ↓
- За что? За что?
- (за честность , (за недоверие ,
- благодарность) плохое отношение к людям )
- ↓ ↓
- Делаем вывод = авторская позиция !
- Надо быть честным Надо доверять людям,
- нельзя безосновательно относиться к людям плохо
- ↓↓ ↓↓
- То абстрактное существительное , которое объясняет нам, за что герой автору нравится или не нравится, и будет ключевым в
- формулировке проблемы : проблема честности ;
- 2. Формулировка, исходя из авторской позиции : проблема доверия людям , отношения общества к человеку.
Как выявить проблему в художественном тексте ?
- Проанализируйте поступки героев , отношения между ними.
- Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.
- Подберите абстрактные существительные , которые называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство - равнодушие, черствость, эгоизм ).
- Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Типичные ошибки
Подмена понятий « тема », « идея », « проблема »
- НАУЧИТЬСЯ РАЗГРАНИЧИВАТЬ эти понятия.
- Неточная ФОРМУЛИРОВКА проблемы (слишком узко или слишком широко).
- Подмена другой проблемой (схожей, но отсутствующей в тексте для сочинения).
- ! Автор поднимает проблему доброты (любви, дружбы, войны, экологии т.д.)
- Эксперт по проверке советует ОТКАЗАТЬСЯ
- от подобной формулировки.
КОММЕНТАРИЙ – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Комментарий – это показатель того, как вы поняли исходный текст. В комментарии вы следите за тем, как автор раскрывает проблему, её аспекты, приводите два доказательства из исходного текста.
Хороший комментарий содержит иллюстрацию авторской позиции.
Пересказ текста – это не комментарий!
Пересказ без комментария – верная дорога
к о баллов за этот критерий.
Комментарий подменяется пересказом
- Если «автор показал, как Селиван привез шкатулку»-это иллюстрация.
- А если «однажды Селиван привез шкатулку»-это пересказ
КЛИШЕ ДЛЯ КОММЕНТАРИЯ
Автор раскрывает проблему на примере…
Автор даёт оценку проблеме с помощью…
Автор обращает внимание на…
Автор убедительно доказывает, что…
Автор задаётся вопросом….
Автор заставляет нас задуматься над…
Размышляя над проблемой, автор приводит пример того, как…
Подчёркивая актуальность проблемы, автор обращает внимание на…
Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями , интерпретациями учащегося.
Пример: Что говорит автор? Что делает герой?
Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой
целью? Что это означает?
Косвенное цитирование
Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.
Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
Юрий Яковлев изображает мальчика-велосипедиста, который въезжает на заминированный фашистами мост, чтобы предупредить, уберечь от гибели колонну советских солдат. Это настоящий подвиг самопожертвования, и только сильный духом человек мог совершить такой поступок.
Приводим примеры
Публицистический текст
Художественный текст
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
Автор не случайно обращает наше внимание на…
Автор не случайно приводит слова (кого)…
Поступок героя показывает, что…
Автор разделяет мнение (кого)….
Слова (мысли) героя позволяют увидеть….
Приведённые слова содержат глубокий смысл…
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Я думаю, этим примером автор хотел показать…
Эти события автор описывает, чтобы…
Указать смысловую связь между примерами означает ее назвать : «автор противопоставляет…», «писатель сравнивает…», «публицист объясняет…».
Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.
Указание на связь примеров при переходе от 1 ко 2.
- ...Для сравнения обратимся к другому примеру…
Указание на связь примеров как итог комментирования
Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
Смысловые отношения
Конструкции
противопоставление
Противопоставляя эти примеры, автор показывает
сравнение
Сравнивая эти примеры, мы можем увидеть…
причина
Что стало причиной этих событий?
следствие
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Художественный текст
Публицистический текст
Автор не случайно обращает наше внимание на..
Писатель хочет сказать, что…
Поступок героя показывает, что…
Этот пример показывает, что…
Слова (мысли) героя позволяют понять…
Смысл этого высказывания в том, что…
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Эти слова убедительно доказывают, что…
Эти события автор описывает, чтобы…
Я думаю, этим примером автор хотел показать, что…
Приведённые слова содержат глубокий смысл…
Позиция автора - это
мнение автора по поставленной проблеме;
его отношение к этой проблеме.
- Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте!!!
- Не путайте автора текста и героя рассказа:
автор ВНЕ текста, рассказчик ВНУТРИ текста
СОВЕТ УЧЕНИКАМ:
Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, приведите цитату из текста , выражающую авторское отношение к проблеме.
Клише для позиции автора
- Автор выражает уверенность (в чём?)
- Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
- Автор убедительно доказывает свою мысль…,
- Автор выражает своё мнение ясно:
- Авторская позиция заключается в том, что…
- Автор не скрывает своего отношения к …
- Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;
- Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;
- Автор пытается найти в читателе единомышленника;
- Автор пытается понять, почему ...;
- Авторская позиция ясна: …
- Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни
- Публицист (писатель) придерживается такой точки зрения:…
- Задача автора - убедить читателя в том, что…
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что
Ф.КРИВИН. «ДВА КАМНЯ»
Собственное мнение
Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему. Своё мнение ОБОСНУЙТЕ,
опираясь на статистику, известные факты по проблеме,
примеры из жизни, ссылки на авторитетное мнение (цитата),
предположение ( что могло бы произойти при определённых условиях)
Помните, что вы доказываете собственную позицию, основанную на мнении автора
Вы можете полностью или частично согласиться с мнением автора или опровергнуть его точку зрения
Вы не только констатируете согласие или несогласие, но подробно и корректно объясняете, в чём оно состоит
Клише для выражения собственного мнения
Я согласен с автором в том, что…
Уверен, автор совершенно прав, утверждая, что…
Трудно спорить с автором в этом вопросе
Я во многом согласен с автором, хотя…
Отчасти я согласен с автором:
Разделяю позицию автора
Придерживаюсь подобного (иного) мнения
Считаю (думаю), что…
Убеждён (уверен), что…
Заключение
- Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.
- Должно завершить сочинение, ещё раз обратив внимание на самое главное.
- Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
- Может отражать твоё личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
- Может представлять собой развёрнутую или логически завершённую мысль, высказанную во вступлении.
Способы оформления заключения
Обобщение:
«В заключение хочется отметить: важно ценить внимание близких и не проявлять в ответ чёрствость и холодность в отношениях».
Предположение:
«Хотелось бы верить, что люди всё-таки осознают, какой урон они наносят природе, и смогут предотвратить экологическую катастрофу».
Способы оформления заключения
Цитата из исходного текста или иных источников, афоризм, пословица:
«Итак, мастерство – это финал профессиональной подготовки. К чему надо стремиться, чтобы достичь высот в освоении профессии. «Дело мастера боится», - так гласит пословица. И чтобы в собственной профессии для нас не было белых пятен, надо стремиться стать Мастером».
Открытый финал:
« Наверное, каждый человек расстраивается, видя вокруг себя хамство, лицемерие. А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе»?
Клише для заключения
Итак, …
Таким образом, …
В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о…
Хочется верить, что…
Хочется обратиться ко всем с призывом:
Прочитав статью (автор), я пришёл к выводу:
Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Таким образом, нельзя не согласиться…
Подводя итог сказанному, ….
Обобщая сказанное, …