АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор О.В.Антышева
Протокол №1 от 30.08.2019 Приказ № 242-ОД от30.08.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
10 класс среднее общее образование
Луниной Татьяны Александровны
учителя первой квалификационной категории
2019 год
Пояснительная записка
Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития, так и поиск возможных путей их практического воплощения в российской действительности.
Ежегодные аналитические отчеты по результатам ЕГЭ свидетельствуют об отсутствии глубины, целостности, системности знаний по предмету у части выпускников. А ведь обществознание является наиболее массовым экзаменом из всех предметов, которые сдаются по выбору. Его результат востребован большинством количеством учреждений высшего и среднего специального образования. Двух уроков, отведенных на изучение обществознания и подготовку к ЕГЭ по данному предмету в условиях общеобразовательной школы явно недостаточно. Школьник должен знать основную терминологию дисциплины, чувствовать «подводные камни», видеть подвохи, понимать. Естественно, что школьные учителя не могут дать каждому ученику необходимый объем знаний и навыков. И дело не только в том, что они к этому не стремятся: из-за своей нагрузки и занятости у них часто просто не хватает времени. Воспользоваться репетиторскими услугами могут не все учащиеся, а потому программа «Подготовка школьников к ЕГЭ по обществознанию», несомненно, является актуальной.
Цель программы – подготовка учащихся к экзамену по обществознанию для его успешной сдачи и поступления в желаемый ВУЗ.
Учебно-методический комплекс включает учебники обществознания, методические пособия для учителей и учащихся, Конституцию РФ, демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена последних трех лет, варианты тестовых комбинаций по обществознанию, схемы и таблицы, воплощающие в образную форму сущность рассматриваемых политических, экономических, социальных и правовых явлений, главные их характеристики.
Содержание тем учебного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» для 10 класса.
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Форма контроля |
1.Общество | 6 | Системное строение общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Типология обществ | Тестирование |
2.Духовная жизнь общества | 4 | Формы и разновидности культуры. Искусство, ее виды и функции. Мораль, нормы морали и нормы права. | Тестирование |
3.Человек. Познание | 6 | Теории происхождения человека. Основные отличия человека от животного. Потребности и интересы человека, виды потребностей. Индивид, индивидуальность, личность. | Тестирование |
4.Социальные отношения | 8 | Социальные группы, их классификация. Молодежь как социальная группа. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность, ее виды. | Тестирование |
5.Политика | 10 | Понятие власти, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Государство, его функции, формы государства. Избирательные системы. | Тестирование |
3.Тематическое планирование курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» для 10 класса.
№ п\п | Название темы | Количество часов |
1 | ОБЩЕСТВО | 6 |
2 | ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА | 4 |
3 | ЧЕЛОВЕК. ПОЗНАНИЕ | 6 |
4 | СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | 8 |
5 | ПОЛИТИКА | 10 |
ИТОГО | | 34 |
4.Календарно – тематическое планирование спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» 10 класс. (34 часа в год\ 1час в неделю)
№ урока | Тема урока | Планируемое домашнее задание | Дата проведения | Корректировка КТП |
Раздел I. ОБЩЕСТВО (6 ч.) |
1 | Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. | Лекция, работа с терминами | | |
2 | Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. | Лекция, опорные схемы, записи в тетради | | |
3 | Типология общества. Социальные институты. Понятие общественного развития. | Записи в тетрадях, таблица | | |
4 | Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. | Записи в тетрадях, | | |
5 6 | Итоговое тестирование. | Повторение, работа с тестами КИМ 2016 г | | |
Итоговое тестирование. | Работа с текстами | | |
Раздел II. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА(4 ч.) |
7 | Культура и духовная жизнь. Формы разновидности культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура. | Лекция, записи в тетрадях, продолжить таблицу | | |
8 | Наука. Искусство. Мораль. Религия. | Записи в тетрадях, тезисный план | | |
9 | Итоговое тестирование | Работа с тестами | | |
10 | Итоговое тестирование | Анализ тестовых заданий | | |
Раздел III. ЧЕЛОВЕК. ПОЗНАНИЕ (6 ч.) |
11 | Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Деятельность человека. Ее основные формы. | Записи в тетрадях, отработка Заданий № 1-5, схемы. | | |
12 | Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности. | Лекция, отработка Заданий № 5-7, анализ текста. | | |
13 | Познание мира. Формы познания. Истина, ее критерии. | Лекция, составление развернутого плана. | | |
14 | Социальные науки, их классификация. Виды человеческих знаний. Формы и методы научного познания | Записи в тетрадях, эссе по обществознанию. | | |
15 | Итоговое тестирование. | Повторение записей в тетрадях | | |
16 | Итоговое тестирование. | Повторение темы, тесты | | |
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (8 ч.) |
17 | Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные нормы. Социальный контроль. | Лекция, отработка Заданий № 8-10 (графики), схемы. | | |
18 | Социальные группы. Социальный статус. Социальная роль. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | Лекция, записи в тетрадях | | |
19 | Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. | Записи в тетради, отработка Заданий №11-12 | | |
20 | Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. | Теория, тетрадь | | |
21 | Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации. Социальные процессы в современной России. | Теория, текст Конституции РФ, тетрадь со схемами. | | |
22 | Итоговое тестирование | Повторение, работа с таблицей. | | |
23 | Итоговое тестирование | Повторение, тестирование | | |
24 | Итоговое тестирование | Повторение, текст. | | |
Раздел V. ПОЛИТИКА (10 ч.) |
25 | Власть, ее происхождение и виды. | Лекция, тетрадь | | |
26 | Политическая система, ее структура и функции. | Записи в тетради. | | |
27 | Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат | Теория, схемы. | | |
28 | Избирательные системы. Политические партии и движения. Многопартийность в России. | Теория, конспект. | | |
29 | Политическая идеология. Политический режим. Типы политических режимов. | Теория, записи в тетради. | | |
30 | Местное самоуправление. | Закон о местном самоуправлении. | | |
31 | Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. | Теория, примеры из СМИ, Интернета. | | |
32 | Итоговое тестирование. | Повторение | | |
33 | Итоговое тестирование. | Повторение, тестирование | | |
34 | Итоговое занятие | Обобщение знаний. | | |
5. Планируемые результаты освоения предмета (личностные, метапредметные, предметные) в 10 классе.
Личностные результаты:
-воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты:
-формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
-понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации.