1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
A) ввод советских войск в Афганистан
Б) Невская битва
B) издание указа о «вольных хлебопашцах»
Г) вхождение Казани в состав России
ГОДЫ
1) 1240 г.
2) 1552 г.
3) 1549 г.
4) 1989 г.
5) 1803 г.
6) 1979
А Б В Г
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Крестьянская война Степана Разина
2) Восстание Ивана Болотникова
3) Восстание Уота Тайлера
3. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
A) подчинение Новгорода Москве
Б) кризисы «холодной войны»
B) Великие реформы
Г) Смутное время
ФАКТЫ
1) гибель южнокорейского боинга
2) отмена крепостного права
3) учреждение Вольного экономического общества
4) битва на реке Шелонь
5) крестоцеловальная запись Василия Шуйского
6) деятельность Избранной рады
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
п-ов Крым | ____________ (А) | ____________ (Б) |
____________ (В) | оборона от польских интервентов | ____________ (Г) |
Гросс-Егерсдорф | ____________ (Д) | 1750-ые г. |
____________ (Е) | победа русского флота | 1710-ые г. |
Пропущенные элементы:
1) Смоленск 2) сражение русской и французской армий
3) 1680-ые г. 4) 1690-ые г. 5) сражение русской и прусской армий
6) походы В. В. Голицына 7) Псков 8) мыс Гангут 9) 1609-1611 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVII—XVIII вв. и их произведениями.
ФАМИЛИИ
A) В. Н. Татищев
Б) А. Н. Радищев
B) Д. Г. Левицкий
Г) В. И. Баженов
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) «Путешествие из Петербурга в Москву»
2) «История Российская с самых древнейших времён»
3) картина «Екатерина-законодательница»
4) комедия «Недоросль»
5) дом Пашкова в Москве
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
6. Прочтите фрагменты «Русской Правды», изложенные в современном переводе:
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
Используя фрагменты документа и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) гривна — это используемая в Древней Руси арабская монета
2) изначальные статьи «Русской Правды» появились в первой четверти XI в.
3) холоп — представитель полузависимого населения на Руси, попавший в зависимость от заимодавца
4) варяг — воин из народного ополчения
5) огнищанин — представитель старшей дружинной знати, управляющий княжеским двором
6) гридин — княжеский дружинник
7. Установите соответствие между памятниками архитектуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
А) «Слово о погибели земли Рязанской»
Б) храм Христа Спасителя в Москве
В) церковь Вознесения в селе Коломенском
Г) роман «Хождение по мукам»
ХАРАКТЕРИСТИКА
1) Памятник культуры посвящён событиям
объединения русских земель вокруг Москвы.
2) Памятник культуры посвящён событиям Гражданской войны.
3) Автор — М. Ф. Казаков.
4) Памятник культуры посвящён событиям XIII в.
5) Создание данного памятника культуры относится к XVI в.
6) Памятник культуры посвящён событиям войны 1812 г.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите имя князя, осуществившего походы, обозначенные на схеме стрелками.
9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».. Напишите цифру, которой обозначено государство, созданное кочевым народом, в политической зависимости от которого находилась часть восточнославянских племенных союзов, но в ходе предпринятых киевским князем походов был нанесен сокрушительный удар: он захватил и разорил главные его города Итиль, Семендер, Самкерц (русс. Тмутаракань) и Саркел, основав на месте последнего крепость Белая Вежа.
10. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На данной карте стрелками обозначены походы Ярослава Мудрого против половцев.
2) О первых самостоятельных шагах князя «Повесть временных лет» сообщает с 964 года, когда «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей»: в результате похода вятичи были временно подчинены Киевской Руси.
3) Во время походов князь «смирил» печенегов и заставил их платить дань Киеву».
4) По сведениям древнерусской летописи, победоносный полководец вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань и закончив войну против Византийской империи подписанием мира.
5) В результате ратных походов (964−972 гг.), обозначенных на схеме, князь с дружиной победил Хазарию и Волжскую Болгарию, ослабил и устрашил Византийскую Империю, открыл пути для торговли Руси с восточными странами.
6) Балканские завоевания были утрачены, но победы на Волге, на Дону и в Приазовье были закреплены. Это дало возможность взять под контроль Великий Волжский путь, который соединяет Русь, Скандинавию и Каспий.
11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название крепости, которое пропущено в этом тексте.
«Дружна князя разгромила Хазарию, созданную кочевым народом, в политической зависимости от которого находилась часть восточнославянских племенных союзов. В ходе предпринятых киевским князем походов был нанесен сокрушительный удар: он захватил и разорил главные его города Итиль, Семендер, Самкерц (русс. Тмутаракань) и Саркел, основав на месте последнего крепость ___________.»
12. Укажите пропущенный в тексте год. Назовите руководителя СССР в период событий, упоминаемых в тексте. Напишите фамилию государственного деятеля, от имени советского правительства подписавшего международный договор, о заключении которого говорится в тексте.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского дипломата
«В августе ________ г. тройственные переговоры окончательно зашли в тупик… Теперь стало совершенно ясно, что тройственный пакт для борьбы с агрессорами неосуществим, и притом не по нашей вине…
В случае прекращения переговоров с Англией и Францией перед Советским правительством вырисовывались две возможные перспективы: политика изоляции или соглашение с Германией. Однако политика изоляции в тогдашней обстановке, когда на наших дальневосточных границах уже стреляли пушки (Хасан и Халхин-Гол!) …когда в самой Германии шли колебания, в какую сторону направить первый удар, — в такой обстановке политика изоляции была крайне опасна, и Советское правительство с полным основанием отбросило её. Оставался один выход — соглашение с Германией…
На протяжении всех тройственных переговоров Гитлер самым внимательным образом следил за их развитием. Больше того, он
неоднократно… пытался вмешаться в них, сорвать их и самому договориться о «дружбе» с Советским Союзом… Однако до тех пор, пока у Советского правительства сохранялась хоть малейшая надежда на успешное завершение тройственных переговоров, оно категорически отклоняло все подходы гитлеровцев.
Однако в середине августа ____________г., когда стало совершенно ясно, что Чемберлен и Даладье …ни за что не пойдут на искреннее сотрудничество с СССР против фашистских агрессоров, положение радикально изменилось. Поэтому, когда 16 августа Риббентроп через своего московского посла Шуленбурга официально поставил вопрос об улучшении отношений между СССР и Германией, Советское правительство ответило согласием на предложение Риббентропа при наличии определённых условий (предварительное торгово-экономическое соглашение, заключение пакта о ненападении т. д.). Гитлер принял эти условия. Тогда 23 августа Риббентроп с обычной для него шумихой прибыл в Москву и в течение одного дня подписал от имени германского правительства пакт о ненападении между обеими странами».
13. Какие перспективы для СССР в случае провала трёхсторонних переговоров, о которых говорится в начале текста, приводит автор воспоминаний? Приведите одно положение, в котором будут указаны данные перспективы. Какие два обоснования для отказа СССР от первой перспективы приводит автор воспоминаний?
14. Укажите стиль, в котором построены здания, спроектированные изображённым на марке архитектором. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.
15. Какой из представленных ниже скульптурных памятников был создан после выпуска данной марки? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите скульптора, по проекту которого создан данный скульптурный памятник.
16. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Важным этапом ____________ стала Ельнинская наступательная операция, проведенная силами 24-й армии (генерал-майор К. И. Ракутин) Резервного фронта. Ее цель заключалась в окружении вражеской группировки в районе Ельни и ее уничтожении по частям. Ударные группы армии перешли в наступление в 7 часов утра 30 августа. Но за первый день наступления на северном участке удалось потеснить противника только на 500 м. На южном участке продвижение составило 1,5 км. Выполняя указания командующего войсками фронта, генерал Ракутин 31 августа создал сводный отряд, который к исходу 3 сентября совместно с наступавшими с юга частями сузил горловину ельнинского выступа до 6-8 км. Немецкие войска, находясь под угрозой окружения, начали отход. Через три дня соединения армии освободили Ельню, а к исходу 8 сентября вышли на рубеж Новые Яковлевичи, Ново-Тишово, Кукуево. Неоднократные попытки его прорыва успехом не увенчались.
Главным итогом напряженных боев в полосе Резервного фронта в конце августа – начале сентября стала ликвидация ельнинского выступа. В результате значительно улучшилось положение 24-й армии, была снята угроза рассечения группировок Западного и Резервного фронтов на их смежных крыльях. Однако полностью осуществить замысел на окружение и уничтожение врага не удалось. Его главные силы организованно, под прикрытием арьергардов, осуществили отход на заблаговременно подготовленный оборонительный рубеж.»
Б) «ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 308 18 сентября 1941 г.
В многочисленных боях за нашу Советскую Родину против гитлеровских орд фашистской Германии 100, 127, 153 и 161 стрелковые дивизии показали образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. В трудных условиях борьбы эти дивизии неоднократно наносили жестокие поражения немецко-фашистским войскам, обращали их в бегство, наводили на них ужас...
Командиры и комиссары в этих дивизиях вели себя как мужественные и требовательные начальники, умеющие заставить своих подчиненных выполнять приказы и не боящиеся наказывать нарушителей приказов и дисциплины.
На основании изложенного и в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
За боевые подвиги, организованность, дисциплину и примерный порядок указанные дивизии переименовать в гвардейские дивизии, а именно:
100 стрелковую дивизию – в 1-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии генерал-майор Руссиянов.
127 стрелковую дивизию – во 2-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Акименко.
153 стрелковую дивизию – в 3-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Гаген.
161 стрелковую дивизию – в 4-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Москвитин.
Народный Комиссар Обороны СССР И. СТАЛИН.»
Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите название одной любой оборонительной операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества советских воинов.
17. В 1686 между Россией и Речью Посполитой был подписан Вечный мир. Укажите три любых последствия данного события.
18.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «баскаки». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
19. В конце 1980-ых гг. в СССР и Венгрии начался процесс демократизации политической системы. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данный процесс повлияли на внутреннюю политики обоих государств: один аргумент для России и один для Венгрии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для СССР: _______________________________________________
Аргумент для Венгрии: ____________________________________