Урок в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. Выполнение задания 16.
Цель: Закрепить и отработать умения и навыки постановки запятой перед союзом и в простых и сложных предложения. Отработать навыки выполнения задания 16 в формате ЕГЭ.
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок с высказывания.
Не для школы, а для жизни мы учимся(Пословица)
- Как вы понимаете это предложение?
- Где в жизни нам пригодятся знания по русскому языку?
(только то, чему научишься сам, самостоятельная деятельность и личная ответственность приводят к желаемому результату)
А к какому результату должны прийти мы (успешно сдать ЕГЭ по русскому языку)
Наш урок сегодня – ещё одна ступенька к достижению цели.
Запишите число в тетрадях.
Проблемный вопрос.
– Как вы думаете, над каким заданием ЕГЭ мы будем работать сегодня? (задание 16)
Актуализация знаний.
- Что нужно знать и уметь при выполнении задания?
- Сегодня мы продолжим работу по подготовке к ЕГЭ, повторим теоретические сведения.
Повторить сведения о ПП и ССП, отработать постановку знаков препинания, навыки выполнения задания 16 ЕГЭ.
Сегодня мы проведем семинар по данной теме, вы к нему готовились, поэтому, надеюсь, примете активное участие в нем в роли докладчиков, оппонентов (противник в споре, дискуссии), рецензентов.
Докладчик - тот, кто делает доклад, выступает с докладом.
Оппонент – противник в споре.
Рецензент – автор рецензии (критического отзыва).
При выступлении 1 группы, 2 гр. является оппонентом, 3 гр рецензентом
При выступлении 2 группы, 3 гр. является оппонентом, 1 гр рецензентом
При выступлении 3 группы, 1 гр. является оппонентом, 2 гр рецензентом
(Доклад построен по опорному конспекту ) Участники группы дополняют доклад.
Б) Слово оппонентам (По окончании сообщения докладчику и всем членам группы задают вопросы оппоненты по теме доклада).
В) Слово рецензентам. (Рецензенты задают вопросы всем членам группы, дают оценку выступлению группы).
Выступление докладчиков
1 группа Случаи постановки запятой в ССП
В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:
а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);
б) противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то);
в) разделительными (или, либо, то-то, не то-не то).
2 группа Не ставится запятая в ССП
Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), либо:
а) если части ССП имеют общее придаточное предложение:
Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.
Каждая из частей сложносочинённого предложения и относится к общему придаточному предложению
б) между двумя назывными предложениями:
Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.
в) если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово.
Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.
Вводное слово кажется, оно относится к обеим частям предложения
Общий второстепенный член обычно стоит в начале предложения, чаще является в роли обстоятельства и дополнения.
На елке в школе дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки.
На елке в школе – общий член: дети читали стихи (где?) на елке в школе, Дед Мороз вручал им подарки (где?) на елке в школе. Запятая не нужна.
г) между двумя вопросительными предложениями:
Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?
д) между двумя безличными предложениями, имеющими в составе сказуемого синонимы:
Нужно собираться в путь и необходимо предупредить отца о нашем отъезде.
3 группа Знаки препинания в простом предложении с однородными членами
Итак, мы повторили теоретические сведения о простых и сложносочиненных предложениях.
Закрепление. Работа в группах.
-Сейчас поупражняемся. Разделимся на 3 группы. У каждой группы будет свое задание. На экране текст. Задание: нужно прочитать.
1 группа анализирует текст, находит ССП, где запятая перед союзом не ставится.
2 группа находит ССП, где запятая перед союзом ставится
3 группа находит простые предложения, осложненные однородными членами и объясняет постановку знаков препинания
1)По вечерам за столом собирались дети и взрослые читали вслух. 2)Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры. (3)Маша просидела в углу до самого обеда пристально глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произнесённые ею слова. 4) В полях тает а в лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 5) Мир это зеркало которое показывает каждому человеку его собственное отражение. 6) Дверь в кабинет была приоткрыта и мне ужасно захотелось заглянуть внутрь. 7) Когда мы въехали в деревню, в окнах домов погасли огни и на улицах воцарилась полная тишь. 8) Матушка отыскала мой паспорт хранившийся в её шкатулке в месте с сорочкою в которой меня крестили и вручила его батюшке дрожащею рукою. 9) На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна. 10) Словом, время уже истекло и пора было уже уходить.
1 группа анализирует текст, находит ССП, где запятая перед союзом не ставится (1, 7, 10)
2 группа находит ССП, где запятая перед союзом ставится (4, 6, 9)
3 группа находит простые предложения, осложненные однородными членами и объясняет постановку знаков препинания (2, 3)
5.Выполнение типового онлайн- теста в формате ЕГЭ задание 16. Он состоит из 10 заданий. Ответы-цифры записываем без запятой. После завершения у вас появится результат и оценка. Вы также узнаете о том, сколько заданий выполнили верно.
6.Оценивание.
7. Домашнее задание. Выполнить в пособии задание 16.
8.Рефлексия.
Достигли ли мы цели?
В этом году вам предстоит пройти, может быть, самое большое испытание, сдать ЕГЭ, получить аттестат, выбрать профессию. Я надеюсь, что вы выберете специальность, в которой нуждается наш район, и вернетесь домой. Помните, что все в ваших руках!
1 группа Случаи постановки запятой в ССП
В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:
а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также); примеры
Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора.
б) противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то);
В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек.
в) разделительными (или, либо, то-то, не то-не то).
Шумит на дворе непогода, а в доме давно уже спят.
2 группа Не ставится запятая в ССП
Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), либо:
а) если части ССП имеют общее придаточное предложение:
Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.
б) между двумя назывными предложениями:
Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.
в) если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово.
Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.
Общий второстепенный член обычно стоит в начале предложения, чаще является в роли обстоятельства и дополнения
На елке в школе дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки.
г) между двумя вопросительными предложениями:
Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?
д) между двумя безличными предложениями, имеющими в составе сказуемого синонимы:
Нужно собираться и необходимо предупредить отца о нашем отъезде.
3 группа Знаки препинания в простом предложении с однородными членами
Задание: проанализируйте предложения, найдите ССП, где запятая перед союзом И не ставится
1)По вечерам за столом собирались дети и взрослые читали вслух. 2)Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры. (3)Маша просидела в углу до самого обеда пристально глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произнесённые ею слова. 4) В полях тает а в лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 5) Мир это зеркало которое показывает каждому человеку его собственное отражение. 6) Дверь в кабинет была приоткрыта и мне ужасно захотелось заглянуть внутрь. 7) Когда мы въехали в деревню, в окнах домов погасли огни и на улицах воцарилась полная тишь. 8) Матушка отыскала мой паспорт хранившийся в её шкатулке в месте с сорочкою в которой меня крестили и вручила его батюшке дрожащею рукою. 9) На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна. 10) Словом, время уже истекло и пора было уже уходить.
Задание: проанализируйте предложения, найдите ССП, где запятая перед союзом И ставится
1)По вечерам за столом собирались дети и взрослые читали вслух. 2)Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры. (3)Маша просидела в углу до самого обеда пристально глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произнесённые ею слова. 4) В полях тает а в лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 5) Мир это зеркало которое показывает каждому человеку его собственное отражение. 6) Дверь в кабинет была приоткрыта и мне ужасно захотелось заглянуть внутрь. 7) Когда мы въехали в деревню, в окнах домов погасли огни и на улицах воцарилась полная тишь. 8) Матушка отыскала мой паспорт хранившийся в её шкатулке в месте с сорочкою в которой меня крестили и вручила его батюшке дрожащею рукою. 9) На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна. 10) Словом, время уже истекло и пора было уже уходить.
Задание: проанализируйте предложения, найдите простые предложения, осложненные однородными членами и объясните постановку знаков препинания
1)По вечерам за столом собирались дети и взрослые читали вслух. 2)Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры. (3)Маша просидела в углу до самого обеда пристально глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произнесённые ею слова. 4) В полях тает а в лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 5) Мир это зеркало которое показывает каждому человеку его собственное отражение. 6) Дверь в кабинет была приоткрыта и мне ужасно захотелось заглянуть внутрь. 7) Когда мы въехали в деревню, в окнах домов погасли огни и на улицах воцарилась полная тишь. 8) Матушка отыскала мой паспорт хранившийся в её шкатулке в месте с сорочкою в которой меня крестили и вручила его батюшке дрожащею рукою. 9) На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна. 10) Словом, время уже истекло и пора было уже уходить.