СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. Выполнение задания 16.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Выполнение задания 16.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Выполнение задания 16.»

Урок в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. Выполнение задания 16.

Цель: Закрепить и отработать умения и навыки постановки запятой перед союзом и в простых и сложных предложения. Отработать навыки выполнения задания 16 в формате ЕГЭ.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок с высказывания.

Не для школы, а для жизни мы учимся(Пословица)

- Как вы понимаете это предложение?

- Где в жизни нам пригодятся знания по русскому языку?

(только то, чему научишься сам, самостоятельная деятельность и личная ответственность приводят к желаемому результату)

А к какому результату должны прийти мы (успешно сдать ЕГЭ по русскому языку)

Наш урок сегодня – ещё одна ступенька к достижению цели.

Запишите число в тетрадях.

  1. Проблемный вопрос.

– Как вы думаете, над каким заданием ЕГЭ мы будем работать сегодня? (задание 16)


  1. Актуализация знаний.

- Что нужно знать и уметь при выполнении задания?


- Сегодня мы продолжим работу по подготовке к ЕГЭ, повторим теоретические сведения.

Повторить сведения о ПП и ССП, отработать постановку знаков препинания, навыки выполнения задания 16 ЕГЭ.


Сегодня мы проведем семинар по данной теме, вы к нему готовились, поэтому, надеюсь, примете активное участие в нем в роли докладчиков, оппонентов (противник в споре, дискуссии), рецензентов.


Докладчик - тот, кто делает доклад, выступает с докладом.

Оппонент – противник в споре.

Рецензент – автор рецензии (критического отзыва).


При выступлении 1 группы, 2 гр. является оппонентом, 3 гр рецензентом

При выступлении 2 группы, 3 гр. является оппонентом, 1 гр рецензентом

При выступлении 3 группы, 1 гр. является оппонентом, 2 гр рецензентом


(Доклад построен по опорному конспекту ) Участники группы дополняют доклад.

Б) Слово оппонентам (По окончании сообщения докладчику и всем членам группы задают вопросы оппоненты по теме доклада).

В) Слово рецензентам. (Рецензенты задают вопросы всем членам группы, дают оценку выступлению группы).



  1. Выступление докладчиков

1 группа Случаи постановки запятой в ССП


В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:

а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);

б) противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то);

в) разделительными (или, либо, то-то, не то-не то).



2 группа Не ставится запятая в ССП

Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), либо:

а) если части ССП имеют общее придаточное предложение:

Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.

Каждая из частей сложносочинённого предложения и относится к общему придаточному предложению

б) между двумя назывными предложениями:

Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.

в) если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово.

Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.

Вводное слово кажется, оно относится к обеим частям предложения

Общий второстепенный член обычно стоит в начале предложения, чаще является в роли обстоятельства и дополнения.

На елке в школе дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки.

На елке в школе – общий член: дети читали стихи (где?) на елке в школе, Дед Мороз вручал им подарки (где?) на елке в школе. Запятая не нужна.

г) между двумя вопросительными предложениями:

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

д) между двумя безличными предложениями, имеющими в составе сказуемого синонимы:

Нужно собираться в путь и необходимо предупредить отца о нашем отъезде.

3 группа Знаки препинания в простом предложении с однородными членами

Итак, мы повторили теоретические сведения о простых и сложносочиненных предложениях.

  1. Закрепление. Работа в группах.

-Сейчас поупражняемся. Разделимся на 3 группы. У каждой группы будет свое задание. На экране текст. Задание: нужно прочитать.

1 группа анализирует текст, находит ССП, где запятая перед союзом не ставится.

2 группа находит ССП, где запятая перед союзом ставится

3 группа находит простые предложения, осложненные однородными членами и объясняет постановку знаков препинания

1)По вечерам за столом собирались дети и взрослые читали вслух. 2)Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры. (3)Маша просидела в углу до самого обеда пристально глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произнесённые ею слова. 4) В полях тает а в лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 5) Мир это зеркало которое показывает каждому человеку его собственное отражение. 6) Дверь в кабинет была приоткрыта и мне ужасно захотелось заглянуть внутрь. 7) Когда мы въехали в деревню, в окнах домов погасли огни и на улицах воцарилась полная тишь. 8) Матушка отыскала мой паспорт хранившийся в её шкатулке в месте с сорочкою в которой меня крестили и вручила его батюшке дрожащею рукою. 9) На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна. 10) Словом, время уже истекло и пора было уже уходить.

1 группа анализирует текст, находит ССП, где запятая перед союзом не ставится (1, 7, 10)


2 группа находит ССП, где запятая перед союзом ставится (4, 6, 9)

3 группа находит простые предложения, осложненные однородными членами и объясняет постановку знаков препинания (2, 3)



5.Выполнение типового онлайн- теста в формате ЕГЭ задание 16. Он состоит из 10 заданий. Ответы-цифры записываем без запятой. После завершения у вас появится результат и оценка. Вы также узнаете о том, сколько заданий выполнили верно.

6.Оценивание.

7. Домашнее задание. Выполнить в пособии задание 16.

8.Рефлексия.

Достигли ли мы цели?

В этом году вам предстоит пройти, может быть, самое большое испытание, сдать ЕГЭ, получить аттестат, выбрать профессию. Я надеюсь, что вы выберете специальность, в которой нуждается наш район, и вернетесь домой. Помните, что все в ваших руках!



































1 группа Случаи постановки запятой в ССП

В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:

а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также); примеры

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора.

б) противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то);

В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек.

в) разделительными (или, либо, то-то, не то-не то).

Шумит на дворе непогода, а в доме давно уже спят.

2 группа Не ставится запятая в ССП

Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), либо:

а) если части ССП имеют общее придаточное предложение:

Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.

б) между двумя назывными предложениями:

Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.

в) если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово.

Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.

Общий второстепенный член обычно стоит в начале предложения, чаще является в роли обстоятельства и дополнения

На елке в школе дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки.

г) между двумя вопросительными предложениями:

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

д) между двумя безличными предложениями, имеющими в составе сказуемого синонимы:

Нужно собираться и необходимо предупредить отца о нашем отъезде.









3 группа Знаки препинания в простом предложении с однородными членами























Задание: проанализируйте предложения, найдите ССП, где запятая перед союзом И не ставится

1)По вечерам за столом собирались дети и взрослые читали вслух. 2)Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры. (3)Маша просидела в углу до самого обеда пристально глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произнесённые ею слова. 4) В полях тает а в лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 5) Мир это зеркало которое показывает каждому человеку его собственное отражение. 6) Дверь в кабинет была приоткрыта и мне ужасно захотелось заглянуть внутрь. 7) Когда мы въехали в деревню, в окнах домов погасли огни и на улицах воцарилась полная тишь. 8) Матушка отыскала мой паспорт хранившийся в её шкатулке в месте с сорочкою в которой меня крестили и вручила его батюшке дрожащею рукою. 9) На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна. 10) Словом, время уже истекло и пора было уже уходить.





Задание: проанализируйте предложения, найдите ССП, где запятая перед союзом И ставится

1)По вечерам за столом собирались дети и взрослые читали вслух. 2)Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры. (3)Маша просидела в углу до самого обеда пристально глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произнесённые ею слова. 4) В полях тает а в лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 5) Мир это зеркало которое показывает каждому человеку его собственное отражение. 6) Дверь в кабинет была приоткрыта и мне ужасно захотелось заглянуть внутрь. 7) Когда мы въехали в деревню, в окнах домов погасли огни и на улицах воцарилась полная тишь. 8) Матушка отыскала мой паспорт хранившийся в её шкатулке в месте с сорочкою в которой меня крестили и вручила его батюшке дрожащею рукою. 9) На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна. 10) Словом, время уже истекло и пора было уже уходить.





Задание: проанализируйте предложения, найдите простые предложения, осложненные однородными членами и объясните постановку знаков препинания

1)По вечерам за столом собирались дети и взрослые читали вслух. 2)Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры. (3)Маша просидела в углу до самого обеда пристально глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произнесённые ею слова. 4) В полях тает а в лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 5) Мир это зеркало которое показывает каждому человеку его собственное отражение. 6) Дверь в кабинет была приоткрыта и мне ужасно захотелось заглянуть внутрь. 7) Когда мы въехали в деревню, в окнах домов погасли огни и на улицах воцарилась полная тишь. 8) Матушка отыскала мой паспорт хранившийся в её шкатулке в месте с сорочкою в которой меня крестили и вручила его батюшке дрожащею рукою. 9) На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна. 10) Словом, время уже истекло и пора было уже уходить.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!