СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению (этапы работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разбираем этапы работы при подготовке к итоговому сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению (этапы работы)»

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ

I. ВЫБОР ТЕМЫ.

1. Задать себе вопросы:

— Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на

ключевые слова всех тем)

— На каком материале можно раскрыть данные темы?

Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в

качестве аргументов?

2. Выбрать одну из предложенных тем.

При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими

симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

2. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.

Тема выбрана! Что делать дальше?

1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.

2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:

ЧТО (О ЧЁМ) писать? ЗАЧЕМ писать? КАК писать?

3.ОБДУМАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ (своеобразный ввод в тему).

Это может быть:

• высказывание своего взгляда на проблему;

• вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

• обоснование причин обращения к этой теме;

• эмоционально ввод в тему сочинения;

• использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

• проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

• проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

• оформление вступления в виде вопросов

4. ОБДУМАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Это может быть так:

• обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план,

записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю

изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение

должно содержать не больше 6-7 предложений.

  • Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет

систематизировать работу, помогает довести до ясного понимания главные

пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей.

• возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»)

  • Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной

части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу,

которое должно прозвучать несколько иначе.

•взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет,

если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков

различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если

положение дел в стране резко не изменится).

•обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме

приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же

обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным:

можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический

вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.

•обращение к оригинальной цитате.

5. Определить композицию будущего сочинения

I. Вступление (раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем).

Вступление состоит из 3 элементов:

  • объяснение ключевых слов темы или цитаты;

  • общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

  • ответ-тезис на главный вопрос темы.

II. Основная часть (раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений).

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

III. Заключение (подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки).

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .

  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.