СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к изложению "Хитрый заяц"

Категория: Русский язык
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока готовит учащихся к написанию изложения. Учащиеся знакомятся с текстом, составляют план, выписывают ключевые слова. 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к изложению "Хитрый заяц"»

Тема: Обучающее изложение. «Хитрый заяц».

Цель: обучение изложению.

Задачи:

1)Развивать письменную речь учащихся.

2)Формировать умение воспроизводить содержание текста с сохранением стилистического единства и авторских выразительных средств.

3)Воспитывать  любовь к животным; сочувствие, отзывчивость.

Оборудование:    

¨   тексты с рассказом Г.А. Скребицкого;

¨   книги Г.А. Скребицкого

Оформление доски:

Изложение.

Хитрый заяц.

I. «На охоту за зайцами».                        Отправился, на охоту, встал и жду.

II. « Заяц пропал»                                     гоняют, по вырубке, выбегает, девался.    

III «Не выдавай меня!».                         Вышел, посмотрел и замер, притаился.

                                                      Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»

IV «Экзамен на хитрость сдан».           Стыдно стало убивать, опустил, отозвал,

                                                                    пошли искать, этот экзамен сдал.

За доской:

Лесная вырубка - место в лесу, где вырублен, повален лес.

На маленькой доске:      Тема: Заяц.     Основная мысль: Хитрость зайца.

Ход.

Вступительное слово учителя:

Рассказ, который вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий. Всё, о чём писатель рассказывает, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, любил наблюдать за животными.

В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей, и ему очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным.

Сообщение цели и темы урока:

Мы сегодня напишем изложение по тексту Г.А.Скребицкого, которое будем изучать в 5 классе.

¨   С какой целью мы пишем изложения? (  Передавая чужой текст,  мы развиваем нашу речь.)

Первичное знакомство с текстом.

Внимательно послушайте рассказ и скажите:

¨ О ком и чём говорится в тексте?

Выразительное чтение текста учителем.

Раз со мной на охоте произошёл такой случай.  Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои сорбаки в лесу зайца и погнали. Я встал я на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался?

Подождал, подождал  и пошёл на поляну посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел  я на середину поляны и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого  пня, притаился заяц. Глазёнки  так и впились в меня,  будто просят: «Не выдавай меня!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня.  Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пусть живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г.А.Скребицкому)

¨   О ком и чём говорится в тексте?  ( о зайце и о хитрости зайца)

¨   Каким оказался заяц?

¨   Найдите основную мысль текста .

( на доске таблички : тема: Заяц.     Основная мысль: Хитрость зайца.)

¨   Как можно озаглавить текст?  ( Хитрый заяц)

¨   От чьего лица ведётся повествование?

¨   Как автор относится к зайцу? Какие слова помогают понять его отношения к зайцу?

( Используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: глазёнки, зверька)

¨   Каков тип текста?  (повествование). Докажите. Какой вопрос можно задать тексту?

Работа по частям.  Составление плана.

I часть.  « На охоту за зайцами».

¨   На сколько смысловых частей можно разделить текст? ( на 4)

Чтение 1 части.

Раз отправился я на охоту за зайцами. Встал я на дорожке и жду.

¨   Куда отправился рассказчик? За кем?

¨   Как вы думаете, чего он ждал?

¨   Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.

Пересказ 1 части.

Оформление доски:

I. «На охоту за зайцами».            отправился, на охоту, встал и жду.

                                                        гоняют, по вырубке, выбегает, девался.    

II часть. « Заяц пропал»

Чтение 2 части.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался?

¨   Что делают собаки? (Гоняют зайца)

¨   Где?   ( По лесной вырубке)

¨   Что это такое?  ( Место в лесу, где вырублен, повален лес.)

¨   А что делает заяц? ( Не выбегает).

¨   Кто думает так: «Куда же он девался?»

¨   Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова

Пересказ части.

Оформление доски:

II. « Заяц пропал»                          гоняют, по вырубке, выбегает, девался.    

III часть. «Не выдавай меня!».

Чтение части.

Вышел я на середину поляны. Посмотрел в сторону и замер. На верхушке пня притаился заяц. Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»

¨   Куда вышел рассказчик?  (На середину поляны).

¨   Что он сделал? ( Посмотрел в сторону и замер)

¨   Как вы понимаете слово замер?

Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два..»

¨   Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер? (Увидел зайца)

¨   Где  притаился  заяц?

¨   Какие слова, близкие по смыслу можно подобрать к слову  притаился?

(притих, спрятался)

¨   О чём просили глазёнки зайца? (Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»)

Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

¨      Как можно озаглавить часть?

Пересказ 3 части.

Оформление доски:

III «Не выдавай меня!».                    Вышел, посмотрел и замер, притаился.

                                                      Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»

IV часть. «Экзамен на хитрость сдан».

Чтение части:

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал собак. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал.

¨      Какое чувство испытал рассказчик?  (Чувство стыда)

¨       Что сделал рассказчик? ( Опустил ружьё и отозвал собак)

¨      Как продолжилась охота? (Пошли искать других зайцев)

¨      Какую оценку дал рассказчик зайцу?  ( Заяц сдал экзамен на хитрость)

¨      Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц?  (этот)

¨      Озаглавьте эту часть.

Пересказ 4 части.

Оформление доски:

IV «Экзамен на хитрость сдан».           Стыдно стало убивать, опустил, отозвал,

                                                                    пошли искать, этот экзамен сдал.

Пересказ всего текста.

Орфографическая подготовка.

¨      Поработаем над правописанием  выделенных слов:

Дорожке, собаки, по лесной, вырубке, заяц, середину, поляны, верхушке, глазёнки, зверька, ружьё.

¨      Сколько частей в тексте? Сколько будет красных строк?

Самостоятельная работа учащихся.

Чтение  изложений учащимися.

Итог: Чему на уроке мы сегодня научились? Что нового вы узнали?