Разбор заданий ОГЭ части 2, вызывающих затруднение у обучающихся 9 классов. Учитель биологии МАОУ СОШ №6 с УИОП Тучапец С.Н. г. Калининград март, 2024
Структура КИМ ОГЭ
- Вторая часть содержит 5 заданий с развернутым ответом.
- 1.Задание с рисунком на применение знаний
- 2.Задание с описанием эксперимента.
- 3. Вопросы к тексту на применение знаний по теме текста.
- 4.Работа с таблицей или схемой, с применением знаний из школьного курса биологии.
- 5. Решение биологической задачи (пищевые рационы, нормы питания, обмен веществ).
Познавательное задание №22
Рассмотрите рисунок с изображением отдела головного мозга человека. Как его называют и каковы последствия нарушения его работы? Назовите одно из последствий.
Возможные варианты ответа задание №22
1)На рисунке изображен мозжечок. Мозжечок состоит из двух полушарий, соединяющего их "червя" и ножек.
2)Мозжечок отвечает за координацию движений, мышечный тонус и регуляцию вегетативных функций поэтому нарушение его работы может привести к нарушение координации движений, походки, почерка.
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунок с изображением вен человека. Как называют заболевание, изображенное на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
Возможные варианты ответа задание №22
1)На рисунке справа изображено варикозное расширение вен или варикозная болезнь.
2) Оно характеризуется деформацией вен нижних конечностей. причиной данного заболевания может служить генетическая предрасположенность, гиподинамия, беременность, перенос тяжестей и др.
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунки 1-3 с изображением изменений осанки человека. Как называют нарушение осанки, изображённое на рисунке 3? Сформулируйте правило, следование которому поможет человеку избежать данного нарушения осанки при использовании мобильного телефона.
Возможные варианты ответа задание №22
- 1) нарушение осанки: сутулость;
- 2) правило: ограничение времени использования телефона,
- ИЛИ контроль постановки корпуса при использовании телефона,
- ИЛИ расположение телефона на уровне глаз.
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунок с изображением насекомого. Укажите видовое (или
- родовое) название данного представителя класса Насекомые. Назовите одно
- из значений данного животного в жизни человека
Возможные варианты ответа задание №22
1) комнатная муха;
2) переносит возбудителей опасных заболеваний ИЛИ откладывает
яйца в мясные продукты, где развиваются её личинки
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу его
- относят? Назовите одно из значений данного животного в жизни человека.
Возможные варианты ответа задание №22
- Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1) класс Брюхоногие;
- 2) вредитель сельского хозяйства (поедает сельскохозяйственные
- растения)
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением процессов жизнедеятельности растения. Как называют процесс, изображённый на рисунке 1? Сформулируйте одно из правил по уходу за комнатными растениями с учётом знания этого процесса?
Возможные варианты ответа задание №22
- 1) процесс: фотосинтез;
- 2) правило: комнатное растение должно быть достаточно освещено (в зависимости от его требовательности к интенсивности и продолжительности освещения),
- ИЛИ с поверхности фотосинтезирующих органов (листьев и стеблей) нужно регулярно аккуратно стирать пыль,
- ИЛИ для фотосинтеза необходима вода, поэтому растение необходимо достаточно поливать (в зависимости от его требовательности к интенсивности и способу).
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунки 1-3, иллюстрирующие особенности зрительного восприятия людей с различными видами нарушения зрения. Как называют нарушение зрения, при котором зрительное восприятие человека соответствует рисунку 2? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
Возможные варианты ответа задание №22
- 1) нарушение зрения: дальнозоркость (гиперметропия);
- 2) причина заболевания: возраст (младенческая/старческая дальнозоркость), ИЛИ генетическая предрасположенность.
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма. Как называют этот приём? С какой целью он используется?
Возможные варианты ответа задание №22
- 1) прищипывание
- 2) для роста боковых частей побега
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма, использующегося при выращивании рассады. Как называют приём, изображённый на рисунке? С какой целью он используется?
Возможные варианты ответа задание №22
- 1) приём: рассаживание рассады, 2) цель: увеличение объёма почвы: (увеличение объёма. собственного почвенного кома) для лучшего закрепления и питания, ИЛИ
- улучшение приживаемости растения при дальнейшей пересадке в открытый грунт или в теплицу (отсутствие переплетения корней с соседними растениями), ИЛИ
- увеличение количества и силы боковых (и придаточных) корней (увеличение ветвления корневой системы) для увеличения площади питания растения.
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением видоизменения корня растения. Как называют данное видоизменение корня? Какой агротехнический приём необходимо использовать человеку для снижения вероятности деформации моркови, изображённой на рисунке 1?
Возможные варианты ответа задание №22
- 1) видоизменение: корнеплод;
- 2) приём: качественное рыхление почвы (перед посадкой),
- ИЛИ удаление из почвы крупных камней (перед посадкой),
- ИЛИ удаление из почвы крупных сорняков.
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением этапов агротехнического приёма. Как называют этот приём? С какой целью он используется?
Возможные варианты ответа задание №22
- 1) приём: прищипывание (прищипывание верхушки побега);
- 2) цель: ограничение вертикального роста,
- ИЛИ увеличение количества и силы боковых побегов (увеличение ветвления).
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунок с изображением вегетативного размножения комнатного растения. Как называют этот способ размножения растения? Сформулируйте правило, которым должен руководствоваться человек, использующий такой способ размножения растения.
Возможные варианты ответа задание №22
- способ размножения: размножение черенками (размножение листовыми черенками);
2) правило: выбор растения, способного к такому размножению, или выбор здорового (неповреждённого) листа (с длинным черешком),ИЛИ добавление в воду стимулятора корнеобразования, ИЛИ поддержание комнатной температуры воды и воздуха, ИЛИ поддержание уровня воды, ИЛИ своевременная высадка укоренившегося листа в горшок.
Познавательное задание №22
- Рассмотрите рисунки 1-3, на которых изображены некоторые этапы пересадки молодого растения. Как называют агротехнический приём, изображённый на рисунках 1 и 2? С какой целью он используется?
Возможные варианты ответа задание №22
1) приём: пикировка (пикировка корня),ИЛИ
- прищипка. (удаление) верхушки главного корня;
2) цель: увеличение количества и силы боковых корней (увеличение ветвления корневой системы), ИЛИ
увеличение площади почвенного питания растения (сосредоточение корней в верхнем плодородном слое почвы), ИЛИ
- улучшение приживаемости растения при пересадке.
Познавательное задание №23
- Канадские учёные исследовали влияние мутации в гене CD24 у мышей на развитие жировой ткани и липидный обмен. Выяснилось, что при одинаковом режиме питания у мутантных мышей процентное содержание жировой ткани в организме ниже, чем в норме, и при этом понижена концентрация гормона лептина в крови (лептин секретируется жировыми клетками и вызывает ощущение сытости).
- Какой вывод о влиянии исследуемой мутации на развитие жировой ткани можно сделать из этого исследования? Объясните, почему у мутантных мышей понижен уровень лептина.
Возможные варианты ответа задания №23
- 1) жировая ткань у мутантных мышей развивается хуже, чем у нормальных (мутация замедляет развитие жировой ткани);
- 2) при одинаковом питании и недостатке развития жировой ткани питательные вещества тратятся на образование других тканей.
Познавательное задание №23
- В 1679 г. итальянский учёный М. Мальпиги поставил следующий эксперимент. Он удалил с дерева кольцо коры и, таким образом, нарушил непрерывность флоэмы (она расположена непосредственно под корой, и если снять с дерева кору, то примыкающая к ней флоэма также отделяется от древесины, оставив нетронутой саму древесину дерева). После этой процедуры над оголённым участком наблюдалось разрастание коры, из которой выделялась жидкость, сладкая на вкус. В течение многих дней листья, казалось бы, не испытывали никакого неблагоприятного воздействия. Однако постепенно они начинали увядать и отмирать, а вскоре погибло и всё дерево .
- Объясните с точки зрения физиологии растения, транспорт каких веществ нарушил своими действиями учёный и почему вытекающая жидкость была сладкой на вкус.
Возможные варианты ответа задания №23
1) это свидетельствует о том, что листья получают воду и минеральные соли в достаточном количестве;
2) вода и минеральные соли поступают в листья по неповрежденной древесине, т. е. по ксилеме;
3) нарост возник из-за того, что накопившиеся питательные вещества не могут спуститься ниже по прерванной флоэме;
4) сладкое вещество – сахар, и оно образуется в листьях.
Познавательное задание №23
- Ангелина изучала скорость фотосинтеза в зависимости от освещённости. Для этого она помещала водное растение элодею в стакан с водой на разном расстоянии от лампы. Ангелина считала количество пузырьков кислорода, образовавшееся на срезе стебля элодеи, за 5 мин. наблюдений. Оказалось, что чем ближе лампа к стакану, тем больше пузырьков выделяется, однако, начиная с расстояния в 15 см, количество пузырьков оставалось примерно одинаковым, несмотря на дальнейшее приближение к источнику света.
- Какая существует зависимость между скоростью фотосинтеза и освещённостью? Как Вы думаете, почему скорость фотосинтеза перестала увеличиваться, начиная с расстояния в 15 см?
Возможные варианты ответа задания №23
- 1) с увеличением освещённости скорость фотосинтеза растёт до определённого предела, после которого остаётся постоянной;
- 2) при освещённости большей, чем лампой с расстояния в 15 см, скорость фотосинтеза начинает ограничиваться другими факторами (скорость фотосинтеза достигла максимума).
Познавательное задание №23
- Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине XVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате. Что исследовали учёные в своих экспериментах? Какие выводы они могли сделать по их результатам?
Возможные варианты ответа задания №23
- 1) с помощью чего ориентируются мыши в темноте(ориентация летучих мышей в темной комнате осуществляется с помощью ушей);
- 2) летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, а при помощи больших ушных раковин улавливают их отражения от предметов
- ИЛИ
- летучие мыши ориентируются в пространстве с помощью эхолокации.
Познавательное задание №23
В XVIII в. французский учёный Реомюр провел следующий опыт. Он давал крупным хищным птицам проглатывать туго набитые мясом металлические трубочки с большим числом дырочек в стенках. Примерно через сутки птицы извергали трубочки через клюв обратно. И каждый раз мясо в этих трубочках растворялось и как бы исчезало бесследно.
Какой процесс исследовал учёный в своих экспериментах? Какой вывод можно сделать по их результатам?
Возможные варианты ответа задания №23
- 1) процесс пищеварения у хищных птиц;
- 2) у хищных птиц мясо переваривается пищеварительными соками (желудочным соком) ИЛИ
- на переваривание мяса птица тратит примерно одни сутки.
Познавательное задание №23
Одним из важнейших научных экспериментов Яна ван Гельмонта стала
попытка установить, откуда растения получают вещества для своего
развития. Для своего эксперимента он взял иву – растение, неприхотливое
в питании и быстрорастущее. Учёный взял большой горшок, засыпал в него
80 кг почвы и посадил саженец весом 2 кг. Далее он только поливал свой
саженец дождевой водой – чистота опыта должна была создать условия,
схожие с природными. Эксперимент Яна ван Гельмонта длился пять лет, по
завершении которых он аккуратно извлёк из почвы выросшее дерево.
Взвешивание растения показало, что его масса увеличилась примерно
на 74 кг, а масса почвы уменьшилась на 60 г .
Какую гипотезу проверял Ян
ван Гельмонт в ходе своего эксперимента? Какой вывод мог сделать учёный
по итогам эксперимента?
Возможные варианты ответа задания №23
1) растение получает вещества для своего развития из почвы
(допускаются другие гипотезы, соответствующие логике
эксперимента);
2) почва строительным материалом для роста растения не является,
ИЛИ
растение получает вещества для своего роста и развития из
дождевой воды
Познавательное задание №25
- Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.
- Таблица
Познавательное задание №25
- 1) Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?
- 2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?
- 3) Каково назначение устьиц в дыхании растений?
Возможные варианты ответа задания №25
- 1) овёс и пшеница;
- 2) у двудольных растений на нижней поверхности листа устьиц обычно больше, чем на верхней;
- 3)через открытые устьица происходит постоянное испарение воды, которая, превращаясь в пар, забирает лишнюю тепловую энергию, охлаждая само растение.
Познавательное задание №25
Пользуясь таблицей 1 "Химический состав морской воды и сыворотки крови", ответьте на следующие вопросы.
Познавательное задание №25
1) Процентное содержание каких химических элементов выше в морской воде, чем в сыворотке крови?
2) Содержание каких химических элементов преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?
3) Чем сыворотка крови отличается от плазмы крови?
Возможные варианты ответа задания №25
1) магний, кальций, хлор (должны быть указаны все три элемента);
2) натрий;
3) в сыворотке отсутствует фибриноген, а в плазме он есть
Познавательное задание №25
Орнитологи исследовали зависимость выживаемости птенцов скворцов от
числа отложенных самкой яиц. После вылупления птенцов метили и через
несколько месяцев отлавливали. Учитывались только птенцы, прожившие
больше трёх месяцев. Изучите таблицу 1 «Выживание скворцов
в зависимости от числа яиц в кладке» и ответьте на следующие вопросы.
Познавательное задание №25 1) Птенцы из каких кладок не доживали до трёх месяцев и почему? Предположите, с чем это связано. 2) Какое число яиц в кладке можно считать оптимальным для дальнейшего выживания и размножения скворцов с точки зрения естественного отбора?
Возможные варианты ответа задания №25
1) не доживали птенцы из кладок, где было 1 и 9–10 яиц;
2) это связано с тем, что 1 птенец скорее будет съеден хищником,
а 9–10 птенцов трудно выкормить, и поэтому они умирают от голода;
3) оптимальным можно считать число яиц 4–5
Используемые материалы: ФИПИ, открытый банк заданий ОГЭ по биологии
- Желаю успехов на экзамене!
- Спасибо за внимание!