СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для подготовки к ОГЭ по биологии. Систематизированы здания 2 части КИМ,использован открытый банк ФИПИ.  Может быть использована для обучающихся 9 классов, сдающих биологию, а также для учителей биологии в рамках внеурочных занятий .

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по биологии»

Разбор заданий ОГЭ части 2, вызывающих затруднение у обучающихся 9 классов.     Учитель биологии МАОУ СОШ №6 с УИОП  Тучапец С.Н.  г. Калининград  март, 2024

Разбор заданий ОГЭ части 2, вызывающих затруднение у обучающихся 9 классов. Учитель биологии МАОУ СОШ №6 с УИОП Тучапец С.Н. г. Калининград март, 2024

Структура КИМ ОГЭ Вторая часть содержит 5 заданий с развернутым ответом. 1.Задание с рисунком на применение знаний 2.Задание с описанием эксперимента. 3. Вопросы к тексту на применение знаний по теме текста. 4.Работа с таблицей или схемой, с применением знаний из школьного курса биологии. 5. Решение биологической задачи (пищевые рационы, нормы питания, обмен веществ).

Структура КИМ ОГЭ

  • Вторая часть содержит 5 заданий с развернутым ответом.
  • 1.Задание с рисунком на применение знаний
  • 2.Задание с описанием эксперимента.
  • 3. Вопросы к тексту на применение знаний по теме текста.
  • 4.Работа с таблицей или схемой, с применением знаний из школьного курса биологии.
  • 5. Решение биологической задачи (пищевые рационы, нормы питания, обмен веществ).
Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунок с изображением отдела головного мозга человека. Как его называют и каковы последствия нарушения его работы? Назовите одно из последствий.

Познавательное задание №22

Рассмотрите рисунок с изображением отдела головного мозга человека. Как его называют и каковы последствия нарушения его работы? Назовите одно из последствий.

Возможные варианты ответа задание №22 1)На рисунке изображен мозжечок. Мозжечок состоит из двух полушарий, соединяющего их

Возможные варианты ответа задание №22

1)На рисунке изображен мозжечок. Мозжечок состоит из двух полушарий, соединяющего их "червя" и ножек.

2)Мозжечок отвечает за координацию движений, мышечный тонус и регуляцию вегетативных функций поэтому нарушение его работы может привести к нарушение координации движений, походки, почерка.

Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунок с изображением вен человека. Как называют заболевание, изображенное на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунок с изображением вен человека. Как называют заболевание, изображенное на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
Возможные варианты ответа задание №22 1)На рисунке справа изображено варикозное расширение вен или варикозная болезнь. 2) Оно характеризуется деформацией вен нижних конечностей. причиной данного заболевания может служить генетическая предрасположенность, гиподинамия, беременность, перенос тяжестей и др.

Возможные варианты ответа задание №22

1)На рисунке справа изображено варикозное расширение вен или варикозная болезнь.

2) Оно характеризуется деформацией вен нижних конечностей. причиной данного заболевания может служить генетическая предрасположенность, гиподинамия, беременность, перенос тяжестей и др.

Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунки 1-3 с изображением изменений осанки человека. Как называют нарушение осанки, изображённое на рисунке 3? Сформулируйте правило, следование которому поможет человеку избежать данного нарушения осанки при использовании мобильного телефона.

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунки 1-3 с изображением изменений осанки человека. Как называют нарушение осанки, изображённое на рисунке 3? Сформулируйте правило, следование которому поможет человеку избежать данного нарушения осанки при использовании мобильного телефона.
Возможные варианты ответа задание №22 1) нарушение осанки: сутулость; 2) правило: ограничение времени использования телефона, ИЛИ контроль постановки корпуса при использовании телефона, ИЛИ расположение телефона на уровне глаз.

Возможные варианты ответа задание №22

  • 1) нарушение осанки: сутулость;
  • 2) правило: ограничение времени использования телефона,
  • ИЛИ контроль постановки корпуса при использовании телефона,
  • ИЛИ расположение телефона на уровне глаз.
Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунок с изображением насекомого. Укажите видовое (или родовое) название данного представителя класса Насекомые. Назовите одно из значений данного животного в жизни человека

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунок с изображением насекомого. Укажите видовое (или
  • родовое) название данного представителя класса Насекомые. Назовите одно
  • из значений данного животного в жизни человека
Возможные варианты ответа задание №22 1) комнатная муха; 2) переносит возбудителей опасных заболеваний ИЛИ откладывает яйца в мясные продукты, где развиваются её личинки

Возможные варианты ответа задание №22

1) комнатная муха;

2) переносит возбудителей опасных заболеваний ИЛИ откладывает

яйца в мясные продукты, где развиваются её личинки

Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу его относят? Назовите одно из значений данного животного в жизни человека.

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу его
  • относят? Назовите одно из значений данного животного в жизни человека.
Возможные варианты ответа задание №22 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) класс Брюхоногие; 2) вредитель сельского хозяйства (поедает сельскохозяйственные растения)

Возможные варианты ответа задание №22

  • Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
  • 1) класс Брюхоногие;
  • 2) вредитель сельского хозяйства (поедает сельскохозяйственные
  • растения)
Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением процессов жизнедеятельности растения. Как называют процесс, изображённый на рисунке 1? Сформулируйте одно из правил по уходу за комнатными растениями с учётом знания этого процесса?

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением процессов жизнедеятельности растения. Как называют процесс, изображённый на рисунке 1? Сформулируйте одно из правил по уходу за комнатными растениями с учётом знания этого процесса?
Возможные варианты ответа задание №22 1) процесс: фотосинтез; 2) правило: комнатное растение должно быть достаточно освещено (в зависимости от его требовательности к интенсивности и продолжительности освещения), ИЛИ с поверхности фотосинтезирующих органов (листьев и стеблей) нужно регулярно аккуратно стирать пыль, ИЛИ для фотосинтеза необходима вода, поэтому растение необходимо достаточно поливать (в зависимости от его требовательности к интенсивности и способу).

Возможные варианты ответа задание №22

  • 1) процесс: фотосинтез;
  • 2) правило: комнатное растение должно быть достаточно освещено (в зависимости от его требовательности к интенсивности и продолжительности освещения),
  • ИЛИ с поверхности фотосинтезирующих органов (листьев и стеблей) нужно регулярно аккуратно стирать пыль,
  • ИЛИ для фотосинтеза необходима вода, поэтому растение необходимо достаточно поливать (в зависимости от его требовательности к интенсивности и способу).
Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунки 1-3, иллюстрирующие особенности зрительного восприятия людей с различными видами нарушения зрения. Как называют нарушение зрения, при котором зрительное восприятие человека соответствует рисунку 2? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунки 1-3, иллюстрирующие особенности зрительного восприятия людей с различными видами нарушения зрения. Как называют нарушение зрения, при котором зрительное восприятие человека соответствует рисунку 2? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
Возможные варианты ответа задание №22 1) нарушение зрения: дальнозоркость (гиперметропия); 2) причина заболевания: возраст (младенческая/старческая дальнозоркость), ИЛИ генетическая предрасположенность.

Возможные варианты ответа задание №22

  • 1) нарушение зрения: дальнозоркость (гиперметропия);
  • 2) причина заболевания: возраст (младенческая/старческая дальнозоркость), ИЛИ генетическая предрасположенность.
Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма. Как называют этот приём? С какой целью он используется?

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма. Как называют этот приём? С какой целью он используется?
Возможные варианты ответа задание №22 1) прищипывание 2) для роста боковых частей побега

Возможные варианты ответа задание №22

  • 1) прищипывание
  • 2) для роста боковых частей побега
Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма, использующегося при выращивании рассады. Как называют приём, изображённый на рисунке? С какой целью он используется?

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма, использующегося при выращивании рассады. Как называют приём, изображённый на рисунке? С какой целью он используется?
Возможные варианты ответа задание №22 1) приём: рассаживание рассады, 2) цель: увеличение объёма почвы: (увеличение объёма. собственного почвенного кома) для лучшего закрепления и питания, ИЛИ улучшение приживаемости растения при дальнейшей пересадке в открытый грунт или в теплицу (отсутствие переплетения корней с соседними растениями), ИЛИ увеличение количества и силы боковых (и придаточных) корней (увеличение ветвления корневой системы) для увеличения площади питания растения.

Возможные варианты ответа задание №22

  • 1) приём: рассаживание рассады, 2) цель: увеличение объёма почвы: (увеличение объёма. собственного почвенного кома) для лучшего закрепления и питания, ИЛИ
  • улучшение приживаемости растения при дальнейшей пересадке в открытый грунт или в теплицу (отсутствие переплетения корней с соседними растениями), ИЛИ
  • увеличение количества и силы боковых (и придаточных) корней (увеличение ветвления корневой системы) для увеличения площади питания растения.
Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением видоизменения корня растения. Как называют данное видоизменение корня? Какой агротехнический приём необходимо использовать человеку для снижения вероятности деформации моркови, изображённой на рисунке 1?

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением видоизменения корня растения. Как называют данное видоизменение корня? Какой агротехнический приём необходимо использовать человеку для снижения вероятности деформации моркови, изображённой на рисунке 1?
Возможные варианты ответа задание №22 1) видоизменение: корнеплод; 2) приём: качественное рыхление почвы (перед посадкой), ИЛИ удаление из почвы крупных камней (перед посадкой), ИЛИ удаление из почвы крупных сорняков.

Возможные варианты ответа задание №22

  • 1) видоизменение: корнеплод;
  • 2) приём: качественное рыхление почвы (перед посадкой),
  • ИЛИ удаление из почвы крупных камней (перед посадкой),
  • ИЛИ удаление из почвы крупных сорняков.
Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением этапов агротехнического приёма. Как называют этот приём? С какой целью он используется?

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением этапов агротехнического приёма. Как называют этот приём? С какой целью он используется?
Возможные варианты ответа задание №22 1) приём: прищипывание (прищипывание верхушки побега); 2) цель: ограничение вертикального роста, ИЛИ увеличение количества и силы боковых побегов (увеличение ветвления).

Возможные варианты ответа задание №22

  • 1) приём: прищипывание (прищипывание верхушки побега);
  • 2) цель: ограничение вертикального роста,
  • ИЛИ увеличение количества и силы боковых побегов (увеличение ветвления).
Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунок с изображением вегетативного размножения комнатного растения. Как называют этот способ размножения растения? Сформулируйте правило, которым должен руководствоваться человек, использующий такой способ размножения растения.

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунок с изображением вегетативного размножения комнатного растения. Как называют этот способ размножения растения? Сформулируйте правило, которым должен руководствоваться человек, использующий такой способ размножения растения.
Возможные варианты ответа задание №22 способ размножения: размножение черенками (размножение листовыми черенками); 2) правило: выбор растения, способного к такому размножению, или выбор здорового (неповреждённого) листа (с длинным черешком),ИЛИ добавление в воду стимулятора корнеобразования, ИЛИ поддержание комнатной температуры воды и воздуха, ИЛИ поддержание уровня воды, ИЛИ своевременная высадка укоренившегося листа в горшок.

Возможные варианты ответа задание №22

  • способ размножения: размножение черенками (размножение листовыми черенками);

2) правило: выбор растения, способного к такому размножению, или выбор здорового (неповреждённого) листа (с длинным черешком),ИЛИ добавление в воду стимулятора корнеобразования, ИЛИ поддержание комнатной температуры воды и воздуха, ИЛИ поддержание уровня воды, ИЛИ своевременная высадка укоренившегося листа в горшок.

Познавательное задание №22 Рассмотрите рисунки 1-3, на которых изображены некоторые этапы пересадки молодого растения. Как называют агротехнический приём, изображённый на рисунках 1 и 2? С какой целью он используется?

Познавательное задание №22

  • Рассмотрите рисунки 1-3, на которых изображены некоторые этапы пересадки молодого растения. Как называют агротехнический приём, изображённый на рисунках 1 и 2? С какой целью он используется?
Возможные варианты ответа задание №22 1) приём: пикировка (пикировка корня),ИЛИ прищипка. (удаление) верхушки главного корня; 2) цель: увеличение количества и силы боковых корней (увеличение ветвления корневой системы), ИЛИ увеличение площади почвенного питания растения (сосредоточение корней в верхнем плодородном слое почвы), ИЛИ улучшение приживаемости растения при пересадке.

Возможные варианты ответа задание №22

1) приём: пикировка (пикировка корня),ИЛИ

  • прищипка. (удаление) верхушки главного корня;

2) цель: увеличение количества и силы боковых корней (увеличение ветвления корневой системы), ИЛИ

увеличение площади почвенного питания растения (сосредоточение корней в верхнем плодородном слое почвы), ИЛИ

  • улучшение приживаемости растения при пересадке.
Познавательное задание №23 Канадские учёные исследовали влияние мутации в гене CD24 у мышей на развитие жировой ткани и липидный обмен. Выяснилось, что при одинаковом режиме питания у мутантных мышей процентное содержание жировой ткани в организме ниже, чем в норме, и при этом понижена концентрация гормона лептина в крови (лептин секретируется жировыми клетками и вызывает ощущение сытости). Какой вывод о влиянии исследуемой мутации на развитие жировой ткани можно сделать из этого исследования? Объясните, почему у мутантных мышей понижен уровень лептина.

Познавательное задание №23

  • Канадские учёные исследовали влияние мутации в гене CD24 у мышей на развитие жировой ткани и липидный обмен. Выяснилось, что при одинаковом режиме питания у мутантных мышей процентное содержание жировой ткани в организме ниже, чем в норме, и при этом понижена концентрация гормона лептина в крови (лептин секретируется жировыми клетками и вызывает ощущение сытости).
  • Какой вывод о влиянии исследуемой мутации на развитие жировой ткани можно сделать из этого исследования? Объясните, почему у мутантных мышей понижен уровень лептина.
Возможные варианты ответа задания №23 1) жировая ткань у мутантных мышей развивается хуже, чем у нормальных (мутация замедляет развитие жировой ткани); 2) при одинаковом питании и недостатке развития жировой ткани питательные вещества тратятся на образование других тканей.

Возможные варианты ответа задания №23

  • 1) жировая ткань у мутантных мышей развивается хуже, чем у нормальных (мутация замедляет развитие жировой ткани);
  • 2) при одинаковом питании и недостатке развития жировой ткани питательные вещества тратятся на образование других тканей.
Познавательное задание №23 В 1679 г. итальянский учёный М. Мальпиги поставил следующий эксперимент. Он удалил с дерева кольцо коры и, таким образом, нарушил непрерывность флоэмы (она расположена непосредственно под корой, и если снять с дерева кору, то примыкающая к ней флоэма также отделяется от древесины, оставив нетронутой саму древесину дерева). После этой процедуры над оголённым участком наблюдалось разрастание коры, из которой выделялась жидкость, сладкая на вкус. В течение многих дней листья, казалось бы, не испытывали никакого неблагоприятного воздействия. Однако постепенно они начинали увядать и отмирать, а вскоре погибло и всё дерево . Объясните с точки зрения физиологии растения, транспорт каких веществ нарушил своими действиями учёный и почему вытекающая жидкость была сладкой на вкус.

Познавательное задание №23

  • В 1679 г. итальянский учёный М. Мальпиги поставил следующий эксперимент. Он удалил с дерева кольцо коры и, таким образом, нарушил непрерывность флоэмы (она расположена непосредственно под корой, и если снять с дерева кору, то примыкающая к ней флоэма также отделяется от древесины, оставив нетронутой саму древесину дерева). После этой процедуры над оголённым участком наблюдалось разрастание коры, из которой выделялась жидкость, сладкая на вкус. В течение многих дней листья, казалось бы, не испытывали никакого неблагоприятного воздействия. Однако постепенно они начинали увядать и отмирать, а вскоре погибло и всё дерево .
  • Объясните с точки зрения физиологии растения, транспорт каких веществ нарушил своими действиями учёный и почему вытекающая жидкость была сладкой на вкус.
Возможные варианты ответа задания №23 1) это свидетельствует о том, что листья получают воду и минеральные соли в достаточном количестве; 2) вода и минеральные соли поступают в листья по неповрежденной древесине, т. е. по ксилеме; 3) нарост возник из-за того, что накопившиеся питательные вещества не могут спуститься ниже по прерванной флоэме; 4) сладкое вещество – сахар, и оно образуется в листьях.

Возможные варианты ответа задания №23

1) это свидетельствует о том, что листья получают воду и минеральные соли в достаточном количестве;

2) вода и минеральные соли поступают в листья по неповрежденной древесине, т. е. по ксилеме;

3) нарост возник из-за того, что накопившиеся питательные вещества не могут спуститься ниже по прерванной флоэме;

4) сладкое вещество – сахар, и оно образуется в листьях.

Познавательное задание №23 Ангелина изучала скорость фотосинтеза в зависимости от освещённости. Для этого она помещала водное растение элодею в стакан с водой на разном расстоянии от лампы. Ангелина считала количество пузырьков кислорода, образовавшееся на срезе стебля элодеи, за 5 мин. наблюдений. Оказалось, что чем ближе лампа к стакану, тем больше пузырьков выделяется, однако, начиная с расстояния в 15 см, количество пузырьков оставалось примерно одинаковым, несмотря на дальнейшее приближение к источнику света. Какая существует зависимость между скоростью фотосинтеза и освещённостью? Как Вы думаете, почему скорость фотосинтеза перестала увеличиваться, начиная с расстояния в 15 см?

Познавательное задание №23

  • Ангелина изучала скорость фотосинтеза в зависимости от освещённости. Для этого она помещала водное растение элодею в стакан с водой на разном расстоянии от лампы. Ангелина считала количество пузырьков кислорода, образовавшееся на срезе стебля элодеи, за 5 мин. наблюдений. Оказалось, что чем ближе лампа к стакану, тем больше пузырьков выделяется, однако, начиная с расстояния в 15 см, количество пузырьков оставалось примерно одинаковым, несмотря на дальнейшее приближение к источнику света.
  • Какая существует зависимость между скоростью фотосинтеза и освещённостью? Как Вы думаете, почему скорость фотосинтеза перестала увеличиваться, начиная с расстояния в 15 см?
Возможные варианты ответа задания №23 1) с увеличением освещённости скорость фотосинтеза растёт до определённого предела, после которого остаётся постоянной; 2) при освещённости большей, чем лампой с расстояния в 15 см, скорость фотосинтеза начинает ограничиваться другими факторами (скорость фотосинтеза достигла максимума).

Возможные варианты ответа задания №23

  • 1) с увеличением освещённости скорость фотосинтеза растёт до определённого предела, после которого остаётся постоянной;
  • 2) при освещённости большей, чем лампой с расстояния в 15 см, скорость фотосинтеза начинает ограничиваться другими факторами (скорость фотосинтеза достигла максимума).
Познавательное задание №23 Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине XVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате. Что исследовали учёные в своих экспериментах? Какие выводы они могли сделать по их результатам?

Познавательное задание №23

  • Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине XVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате. Что исследовали учёные в своих экспериментах? Какие выводы они могли сделать по их результатам?
Возможные варианты ответа задания №23 1) с помощью чего ориентируются мыши в темноте(ориентация летучих мышей в темной комнате осуществляется с помощью ушей); 2) летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, а при помощи больших ушных раковин улавливают их отражения от предметов ИЛИ летучие мыши ориентируются в пространстве с помощью эхолокации.

Возможные варианты ответа задания №23

  • 1) с помощью чего ориентируются мыши в темноте(ориентация летучих мышей в темной комнате осуществляется с помощью ушей);
  • 2) летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, а при помощи больших ушных раковин улавливают их отражения от предметов
  • ИЛИ
  • летучие мыши ориентируются в пространстве с помощью эхолокации.
Познавательное задание №23 В XVIII в. французский учёный Реомюр провел следующий опыт. Он давал крупным хищным птицам проглатывать туго набитые мясом металлические трубочки с большим числом дырочек в стенках. Примерно через сутки птицы извергали трубочки через клюв обратно. И каждый раз мясо в этих трубочках растворялось и как бы исчезало бесследно. Какой процесс исследовал учёный в своих экспериментах? Какой вывод можно сделать по их результатам?

Познавательное задание №23

В XVIII в. французский учёный Реомюр провел следующий опыт. Он давал крупным хищным птицам проглатывать туго набитые мясом металлические трубочки с большим числом дырочек в стенках. Примерно через сутки птицы извергали трубочки через клюв обратно. И каждый раз мясо в этих трубочках растворялось и как бы исчезало бесследно.

Какой процесс исследовал учёный в своих экспериментах? Какой вывод можно сделать по их результатам?

Возможные варианты ответа задания №23 1) процесс пищеварения у хищных птиц; 2) у хищных птиц мясо переваривается пищеварительными соками (желудочным соком) ИЛИ на переваривание мяса птица тратит примерно одни сутки.

Возможные варианты ответа задания №23

  • 1) процесс пищеварения у хищных птиц;
  • 2) у хищных птиц мясо переваривается пищеварительными соками (желудочным соком) ИЛИ
  • на переваривание мяса птица тратит примерно одни сутки.
Познавательное задание №23 Одним из важнейших научных экспериментов Яна ван Гельмонта стала попытка установить, откуда растения получают вещества для своего развития. Для своего эксперимента он взял иву – растение, неприхотливое в питании и быстрорастущее. Учёный взял большой горшок, засыпал в него 80 кг почвы и посадил саженец весом 2 кг. Далее он только поливал свой саженец дождевой водой – чистота опыта должна была создать условия, схожие с природными. Эксперимент Яна ван Гельмонта длился пять лет, по завершении которых он аккуратно извлёк из почвы выросшее дерево. Взвешивание растения показало, что его масса увеличилась примерно на 74 кг, а масса почвы уменьшилась на 60 г .  Какую гипотезу проверял Ян ван Гельмонт в ходе своего эксперимента? Какой вывод мог сделать учёный по итогам эксперимента?

Познавательное задание №23

Одним из важнейших научных экспериментов Яна ван Гельмонта стала

попытка установить, откуда растения получают вещества для своего

развития. Для своего эксперимента он взял иву – растение, неприхотливое

в питании и быстрорастущее. Учёный взял большой горшок, засыпал в него

80 кг почвы и посадил саженец весом 2 кг. Далее он только поливал свой

саженец дождевой водой – чистота опыта должна была создать условия,

схожие с природными. Эксперимент Яна ван Гельмонта длился пять лет, по

завершении которых он аккуратно извлёк из почвы выросшее дерево.

Взвешивание растения показало, что его масса увеличилась примерно

на 74 кг, а масса почвы уменьшилась на 60 г .

Какую гипотезу проверял Ян

ван Гельмонт в ходе своего эксперимента? Какой вывод мог сделать учёный

по итогам эксперимента?

Возможные варианты ответа задания №23 1) растение получает вещества для своего развития из почвы (допускаются другие гипотезы, соответствующие логике эксперимента); 2) почва строительным материалом для роста растения не является, ИЛИ растение получает вещества для своего роста и развития из дождевой воды

Возможные варианты ответа задания №23

1) растение получает вещества для своего развития из почвы

(допускаются другие гипотезы, соответствующие логике

эксперимента);

2) почва строительным материалом для роста растения не является,

ИЛИ

растение получает вещества для своего роста и развития из

дождевой воды

Познавательное задание №25 Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы. Таблица

Познавательное задание №25

  • Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.
  • Таблица
Познавательное задание №25 1) Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?  2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?  3) Каково назначение устьиц в дыхании растений?

Познавательное задание №25

  • 1) Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?
  • 2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?
  • 3) Каково назначение устьиц в дыхании растений?
Возможные варианты ответа задания №25 1) овёс и пшеница; 2) у двудольных растений на нижней поверхности листа устьиц обычно больше, чем на верхней; 3)через открытые устьица происходит постоянное испарение воды, которая, превращаясь в пар, забирает лишнюю тепловую энергию, охлаждая само растение.

Возможные варианты ответа задания №25

  • 1) овёс и пшеница;
  • 2) у двудольных растений на нижней поверхности листа устьиц обычно больше, чем на верхней;
  • 3)через открытые устьица происходит постоянное испарение воды, которая, превращаясь в пар, забирает лишнюю тепловую энергию, охлаждая само растение.
Познавательное задание №25 Пользуясь таблицей 1

Познавательное задание №25

Пользуясь таблицей 1 "Химический состав морской воды и сыворотки крови", ответьте на следующие вопросы.

Познавательное задание №25 1) Процентное содержание каких химических элементов выше в морской воде, чем в сыворотке крови? 2) Содержание каких химических элементов преобладает в составе морской воды и сыворотки крови? 3) Чем сыворотка крови отличается от плазмы крови?

Познавательное задание №25

1) Процентное содержание каких химических элементов выше в морской воде, чем в сыворотке крови?

2) Содержание каких химических элементов преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?

3) Чем сыворотка крови отличается от плазмы крови?

Возможные варианты ответа задания №25 1) магний, кальций, хлор (должны быть указаны все три элемента); 2) натрий; 3) в сыворотке отсутствует фибриноген, а в плазме он есть

Возможные варианты ответа задания №25

1) магний, кальций, хлор (должны быть указаны все три элемента);

2) натрий;

3) в сыворотке отсутствует фибриноген, а в плазме он есть

Познавательное задание №25 Орнитологи исследовали зависимость выживаемости птенцов скворцов от числа отложенных самкой яиц. После вылупления птенцов метили и через несколько месяцев отлавливали. Учитывались только птенцы, прожившие больше трёх месяцев. Изучите таблицу 1 «Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке» и ответьте на следующие вопросы.

Познавательное задание №25

Орнитологи исследовали зависимость выживаемости птенцов скворцов от

числа отложенных самкой яиц. После вылупления птенцов метили и через

несколько месяцев отлавливали. Учитывались только птенцы, прожившие

больше трёх месяцев. Изучите таблицу 1 «Выживание скворцов

в зависимости от числа яиц в кладке» и ответьте на следующие вопросы.

   Познавательное задание №25  1) Птенцы из каких кладок не доживали до трёх месяцев и почему?  Предположите, с чем это связано.  2) Какое число яиц в кладке можно считать оптимальным для дальнейшего  выживания и размножения скворцов с точки зрения естественного отбора?

Познавательное задание №25 1) Птенцы из каких кладок не доживали до трёх месяцев и почему? Предположите, с чем это связано. 2) Какое число яиц в кладке можно считать оптимальным для дальнейшего выживания и размножения скворцов с точки зрения естественного отбора?

Возможные варианты ответа задания №25 1) не доживали птенцы из кладок, где было 1 и 9–10 яиц; 2) это связано с тем, что 1 птенец скорее будет съеден хищником, а 9–10 птенцов трудно выкормить, и поэтому они умирают от голода; 3) оптимальным можно считать число яиц 4–5

Возможные варианты ответа задания №25

1) не доживали птенцы из кладок, где было 1 и 9–10 яиц;

2) это связано с тем, что 1 птенец скорее будет съеден хищником,

а 9–10 птенцов трудно выкормить, и поэтому они умирают от голода;

3) оптимальным можно считать число яиц 4–5

Используемые материалы:  ФИПИ, открытый банк заданий ОГЭ по  биологии    Желаю успехов на экзамене! Спасибо за внимание!

Используемые материалы: ФИПИ, открытый банк заданий ОГЭ по биологии

  • Желаю успехов на экзамене!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя