СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по литературе. 9 класс. Конспекты. Сайты и ссылки для учеников и учителей.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по литературе. 9 класс. Конспекты. Сайты и ссылки для учеников и учителей.»

Если вы решили сдавать ОГЭ по литературе, ваша подготовка обязательно должна включать:

1) чтение художественной литературы

2) чтение учебников (учебники можно взять в школьной библиотеке)

3) тренировку написания сочинений и развернутых ответов

Обратите внимание на первую часть плана. Без знания текстов сдать экзамен по литературе не получится – эксперт ОГЭ сразу все заметит. Краткое содержание не заменяет книгу.

Вы должны показать, что хорошо знаете текст и понимаете авторский замысел. Иначе ваш ответ будет неполный и поверхностный. Вы не сможете раскрыть тему и ответить на вопрос. А значит, не получите баллы.

Как облегчить себе жизнь?

Ведь произведений так много, а некоторые из них такие длинные! Наш совет – не затягивайте с подготовкой. Читайте книги летом. Используйте все возможности для учебы. К примеру – едете в метро и читаете «Недоросля».

Чередуйте романы и повести с рассказами и стихами. И не забывайте вести Конспекты для подготовки к ОГЭ по литературе.

Однако недостаточно просто читать тексты художественных произведений. Важно понимать прочитанное. Например, прочитав «Слово о полку Игореве», вы рискуете почти ничего не понять. Хотя книга и переведена на современный русский язык, ее смысл сразу не уловить. Понять смысл некоторых частей этого произведения («Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава») вам помогут учебники.

Чтение учебников – вот неоценимая помощь при подготовке к ОГЭ. В учебниках и другой справочной литературе вы без труда найдете анализ каждой книги. Вам проще будет понять авторскую позицию и определить тему и идею произведения.

Есть еще один путь подготовки. Если вы хорошо воспринимаете материал на слух, можно слушать аудиокниги. Так вы сэкономите время. Много полезной информации вы найдете на нашем сайте (ссылки на статьи). Например, Разбор варианта ОГЭ по литературе.

И последний, не менее важный пункт плана подготовки к экзамену по литературе. Тренировка в написании сочинений и письменных ответов на вопросы. Практикуйтесь выражать свои мысли письменно.

Для начала прочитайте статьи:

Что такое ОГЭ по литературе

Вариант ОГЭ по литературе

В них вы найдете примеры письменных ответов и сочинений. Поймите принцип их написания. А затем переходите к практической части и пишите сами.

Приступая к большому сочинению, напишите развернутый план. В каждом пункте кратко обозначьте основную мысль абзаца. Например, план для сочинения на тему: «Согласны ли Вы с мнением В.Г. Белинского, назвавшего Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») может выглядеть так:

1) Введение (общие сведения о романе «Евгений Онегин»). Выражение согласия с точкой зрения Белинского.

2) Онегин – характеристика героя. Описание его распорядка дня, занятий.

3) Черты характера Онегина.

4) В чем причина разочарования Онегина в жизни? Взаимосвязь героя и общества.

5) Вывод.

 

Возможно, поначалу ваши сочинения окажутся далеки от идеала, но с каждым разом они будут все лучше и лучше. Тренируйтесь, больше читайте, и тогда все получится.

Подготовка к ОГЭ. Конспекты обязательны в общей тетради!

Конспекты, которые вы пишете сами, – хороший способ подготовки к ОГЭ по литературе. Они помогут быстро вспомнить всё накануне экзамена. При этом лучше всего не копировать готовые тексты, а самому, от руки вести записи. Волей-неволей ты запомнишь то, что пишешь.

Конспекты по литературе бывают двух видов:

1)Конспект – читательский дневник

2)Конспект с литературоведческими терминами 

В конспекте – читательском дневнике выписываем следующее:

1) автор и название книги

2) тема и идея произведения

3) герои и их характеристика

4) краткий пересказ сюжета (можно в виде схемы)

5) дополнительная информация (необходимая теория, критика о произведении, интересные факты)

 В читательский дневник можно выписывать цитаты.

Например, запись в читательском дневнике о «Мертвых душах» может выглядеть так:

1) Н.В. Гоголь поэма «Мертвые души»

2) Россия в 19 веке, осуждение пороков русского общества 19 века

3) Чичиков – главный герой. Завет отца: «Береги копейку!»

Манилов – первый помещик. Приторный, «ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Закладка у него лежит на одной и той же странице – ничего не доделывает до конца, витает в облаках.

Коробочка – вторая помещица. Крайне скупа.

Ноздрев – третий помещик. «Исторический человек». Вздорный, вспыльчивый, картежник, игрок.

Собакевич – четвертый помещик. Грузный, неповоротливый. Обжора. Груб.

Плюшкин – последний помещик. Стал очень скупым, хотя когда-то был хорошим хозяином. Кратко рассказана биография, чтобы мы увидели причины его изменений.

4)Чичиков путешествует от помещика к помещику, чтобы скупить души умерших крестьян.

Важные эпизоды – вставная новелла о капитане Копейкине, притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, лирическое отступление «Птица-тройка!»

5)Аналогия с «Божественной комедией» Данте.

Смысл заглавия.

 Конспект с терминами из теории литературы нужен при написании сочинений и развернутых ответов. Тренируясь писать сочинения, поглядывайте в конспект с терминами. Тогда вы сможете уместно их употребить и получить высший балл.

Конспект с литературоведческими терминами можно вести по следующему образцу:

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных. Неживые существа получают свойства (мысли и чувства) живых существ.

Примеры: Луна плачет. Звонок надрывается от крика.

Не стоит вести слишком подробные конспекты. Умейте отделять главную информацию от менее значительной. Найдите свои приемы ведения записей. Выписывайте ключевые слова, рисуйте схемы и картинки.

В этой статье мы полностью разберем демонстрационный вариант ОГЭ по литературе.

Напомним структуру ОГЭ по литературе.

В ОГЭ по литературе всего 4 вопроса (зато больших).
В первой части ОГЭ по литературе ты можешь выбрать один из двух вариантов заданий.

Первый вариант (задания 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3) – это проза, эпос, лиро-эпос или драма. Второй вариант (задания 1.2.1, 1.2.2 и 1.2.3) – это лирика, то есть небольшие стихотворения.

Во второй части ОГЭ по литературе ты можешь выбрать одну из пяти предложенных тебе тем для сочинения.

Разобраться в том, из чего состоит вариант ОГЭ по литературе, вам поможет наша статья «Что такое ОГЭ по литературе?»

Начнем с первой части.

Предположим, мы выбрали первый вариант. Разберем нашу работу поэтапно.

Часть 1

Просмотрите предложенные для анализа тексты (варианты 1, 2). Выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.

Мы выбрали вариант 1 (проза, лиро-эпос или пьеса). Значит, читаем текст:

Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.

Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, непохожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперёк каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесётся мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.

Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчётны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабёшка! – сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. – Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института, что в ней, как говорится, нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться. Из неё всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тётушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: «А любопытно бы знать, чьих она? что, как её отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретённым на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие. Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету.

(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)

1.1.1 Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Найдем ключевые фразы, характеризующие Чичикова: «Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера», «Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его», «Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету».
Вспомним авторскую позицию, поведение Чичикова во всей поэме. Напишем прямой ответ на вопрос. Начнем с перефразированного вопроса.

Во внутреннем монологе Чичикова проявились такие свойства натуры, как жадность, приземленность, практичность. Главный герой поэмы во всем ищет выгоду, не поддаваясь чувствам. Единственное, что постоянно занимает мысли Чичикова – это его план по скупке «мертвых душ», который поможет ему быстро обогатиться.

1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, найдем нужный отрывок:

Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! Чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.

А теперь сравним поведение влюбленного мечтательного юноши и холодного прагматичного Чичикова. Подумаем, для чего автор ввел упоминание о романтичном юноше? В ответе не забываем использовать термины из теории литературы.

Гоголь в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше для того, чтобы яснее выразить авторскую позицию. Он подчеркивает такие черты Чичикова, как меркантильность и расчетливость. Автор создает контраст между романтичным юношей и Чичиковым, думающем только о наживе. Человек с пылким сердцем и открытой душой был бы очарован прелестной блондинкой, а главного героя «Мертвых душ» эта встреча навела только на мысли о выгодной женитьбе.

1.1.3. Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...

Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.

Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.

Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.

Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.

Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.

Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?

Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.

Простаков. Так по соседству её деревеньки?

Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.

Г-жа Простакова. До чего же, братец?

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

 

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Сравним оба отрывка. Нам надо увидеть сходство в отношении Чичикова и Скотинина к любви и браку. Вспомним немного теории литературы. Скотинин – это «говорящая» фамилия, через которую автор хочет выделить какую-то черту героя. Скотинин – герой отрицательный, значит, наверняка и его отношение к невесте «скотское». Это мы и видим. Развернутый ответ на этот вопрос должен состоять из 5-10 предложений.

И Чичиков, и Скотинин схожи своим расчетливым отношением к браку. Чичиков думает не о прекрасной блондинке, а о том, есть ли у нее «тысячонок двести приданого». Скотинина также не интересует предполагаемая невеста, ему нравится «то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота» – то есть свиньи. Говорящая фамилия героя комедии Фонвизина указывает на то, что он сам ближе к «скотам», чем к людям. Поэтому ему нужна не Софья, а «крупные свиньи» в ее деревнях. Оба героя видят в женитьбе лишь возможность для получения выгоды, они черствы и не способны к любви и романтическим чувствам.

Итак, мы написали три развернутых ответа на первую часть. Переходим ко второй части.

Часть 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (2.1–2.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.

Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

 

Требования ясны. Нам надо написать не меньше 200 слов. Сочинение должно соответствовать теме. Не забываем об авторской позиции (к умению анализировать тексты нас подготовит чтение учебников и справочников). Используем термины. Приводим как можно больше примеров из текста. Можно с цитатами.

Выберем одну из пяти тем:

2.1 В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Хлестакова и Чичикова? (По произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мёртвые души»)

2.2 Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

2.3 Согласны ли Вы с мнением В.Г. Белинского, назвавшего Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

2.4 Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

2.5 Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)

 

Выбираем, например, тему 2.2. Составим для начала план сочинения:

1. Вступление

2. Характеристика фамусовского общества

3. В чем Чацкий спорит с Фамусовым?

4. Взгляды Чацкого

5. Вывод

 

Пьеса «Горе от ума» была написана А.С. Грибоедовым в 1822 году. Чацкий в комедии – герой-резонер. В его уста автор вложил собственные мысли и размышления. Против чего же протестует главный герой?

Чацкий спорит с представителями фамусовского общества. Они безнравственны, лживы и невежественны. Софья лжет родному отцу, относится к нему с неуважением. Молчалин обманывает Софью, притворяясь, что влюблен в нее. Фамусов и все фамусовское общество не желает выбираться из мрака собственных пороков и учиться жить по-новому.

Чацкий выражает яростный протест фамусовскому обществу. Он возражает суждению Фамусова о службе фразой «Служить бы рад, прислуживаться тошно», на что тот раскрывает свои взгляды на службу в целом. Так, по мнению Фамусова, на службе во имя личной выгоды можно и унизиться, забыв о собственной гордости и чести. В пример он приводит своего дядю, который ради увеселения высших чинов выставлял себя на посмешище.

Чацкий же полагает, что важнее богатства и личной выгоды служение Отечеству и сохранение чести и достоинства. Главный герой презирает преклонение перед чинами: «...Чины людьми даются, // А люди могут обмануться...». Для него обычаи поколения Фамусова уже не кажутся чем-то нерушимым. Он вопрошает: «А судьи кто?», подчеркивая, что фамусовы и скалозубы не вправе судить его за смелые высказывания, в которых Чацкий выражает идеалы, близкие взглядам будущих декабристов.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» Чацкий выражает позицию автора, сатирически изобразившего московский свет, в котором царят невежество, чинопочитание и стремление к личной выгоде.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!