Вопросы кодификатора
- Общество как форма жизнедеятельности людей
- Взаимодействие общества и природы
- Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
- Биологическое и социальное в человеке
- Личность. Особенности подросткового возраста
- Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
- Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
- Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Общество как форма жизнедеятельности людей
Общество
в широком смысле
в узком смысле
Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы их объединения .
Общество как форма жизнедеятельности людей
Под обществом в узком смысле
понимается:
Определённый этап человеческой
истории (средневековое общество)
Объединения людей с общими це-
лями и интересами (цветоводы)
Население страны, государства
(российское общество)
Всё человечество в целом
Общество как форма жизнедеятельности людей
Типы обществ
Традиционное
Индустриальное
Постиндустри-
альное
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Общество как форма жизнедеятельности людей
Учёные-обществоведы определяют общество как
- весь мир в многообразии его форм
- совокупность природных и социальных сил
- обособившуюся от природы часть мира
- естественные условия существования человека
Взаимодействие общества и природы
Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует
- создание природного заповедника
- ликвидация горожанами последствий землетрясения
- законодательное ограничение охоты на волков
- загрязнение реки промышленными отходами
Взаимодействие общества и природы
Задание А3 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни
Составляющие элементы
Экономическая
Деятельность людей и отношения между ними
Предприятия, фирмы, банки, биржи и др.
Политическая
Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ
Парламент, правительство партии, общественные организации и др.
Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни
Составляющие элементы
Социальная
Деятельность людей и отношения между ними
Системы соц. обеспечения, здравоохране-
ния и др.
Духовная (культура, образование, наука, религия)
Отношения между различными общественными группами
Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д.
Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
- социальной
- трудовой
- экономической
- технической
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А5 (д.в. 2009г). Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
- политической и экономической
- экономической и социальной
- социальной и духовной
- духовной и политической
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
- экономическую
- социальную
- политическую
- духовную
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Биологическое и социальное в человеке
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало:
- Анатомия;
- Физиология;
- протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.).
Биологическое и социальное в человеке
Основные отличия человека от животных:
- Человек способен производить орудия труда, использовать их;
- Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
- Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
самореализация личности
Биологическое и социальное в человеке
Духовные
(вера,
творчество)
Социальные
(общение,
самореализация и др.)
Биологические (питание, вода,
самосохранение, продолжение
рода и др.)
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Биологическое и социальное в человеке
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Биологическое и социальное в человеке
Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
- дыхании
- питании
- самосохранении
- самореализации
Биологическое и социальное в человеке
В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
- потребность в пище и воде
- способность к творчеству
- способность к чувственному познанию
- наличие сознания
Черты сходства
Черты отличия
Личность. Особенности подросткового возраста
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Личность. Особенности подросткового возраста
Особенности подросткового возраста:
- Психологические изменения;
- Физиологические изменения;
- Развитие мышления;
- Формирование самосознания;
- Формирование мировоззрения;
- Полярность мнений и поведения;
- Чувство взрослости.
Личность. Особенности подросткового возраста
Сергей хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестрёнку и брата. Всё это характеризует Сашу как
- гражданина
- индивида
- личность
- сына
Личность. Особенности подросткового возраста
Павел хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как
- индивида
- личность
- ученика
- товарища
Личность. Особенности подросткового возраста
Александр работает врачом. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
- товарища
- индивида
- личность
- работника
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Объект
Субъект
Результат
Структура
деятельности
Мотив
Средства
достижения
Цель
Основные компоненты деятельности (справка)
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.
- даёт возможность овладеть новым опытом
- построена на замещении реальных объектов условными
- имеет определённые мотивы и цели
- ведёт к усвоению предметных областей
Черты сходства
Черты отличия
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
Признаки малой группы:
- Наличие общей цели;
- Совместная деятельность;
- Личное взаимодействие членов группы
- Длительность существования;
- Добровольный характер;
- Определённый эмоциональный фон.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Малые
группы
Условные (нет
постоянных
контактов)
Естественные
(складываются
сами по себе)
Реальные
(постоянные
контакты)
Формальные
Неформальные
(официальные)
(неофициальные)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Формальные
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире;
- происходит передача опыта;
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество;
- усваивает правила и нормы поведения;
- учится оценивать поступки других людей;
- формирует личные качества:
- принципиальность, отзывчивость,
- честность, доброту и др.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
- глава государства обращается к гражданам в СМИ
- врачи слушают доклад министра здравоохранения
- друзья встретились после ссоры, выяснили причины и помирились
- представители профсоюзов обсуждают организацию митинга
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием
- обучение
- свобода
- творчество
- общение
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
Причины конфликтов:
- Неумение контролировать эмоции;
- Негативные чувства (зависть, корысть);
- Невоспитанность;
- Различные ценностные ориентации;
- Возрастные.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Стратегии поведения в условиях конфликта:
- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её;
- Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам;
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы;
- Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок;
5) Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.