СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Этапы работы над сжатым изложением

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Алгоритм работы и памятки

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Этапы работы над сжатым изложением»

 Подготовка к ОГЭ. Этапы работы над сжатым изложением   Подготовила: А. И. Красникова, учитель русского языка и литературы МКОУ «ООШ № 17 п. Михайловка Советского района» Ставропольского края

Подготовка к ОГЭ. Этапы работы над сжатым изложением

Подготовила: А. И. Красникова,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «ООШ № 17

п. Михайловка Советского

района»

Ставропольского края

 Подготовка к сжатому изложению   Сжатое изложение  текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Написание сжатого изложения –  это  информационная обработка текста. Ученик должен уметь выделить в тексте микротемы, определить в них главное, существенное, отсечь второстепенное.

Подготовка к сжатому изложению

Сжатое изложение  текста

– это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности.

Написание сжатого изложения – это  информационная обработка текста. Ученик должен уметь выделить в тексте микротемы, определить в них главное, существенное, отсечь второстепенное.

 Подготовка к сжатому изложению   КАК ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  1 . Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы). 2. Найдите среди них главную мысль. 3 . Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4 . Составьте план, озаглавив каждую микротему. 5 . Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6 . Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

Подготовка к сжатому изложению

КАК ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

1 . Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

2. Найдите среди них главную мысль.

3 . Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4 . Составьте план, озаглавив каждую микротему.

5 . Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6 . Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

 Подготовка к сжатому изложению   1.Этап  определения темы текста Отвечаем на вопрос:  «О чем текст?»         Определяет  тему текста. Как определить тему?   Тема определяется различными способами: по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора); по заглавию текста.

Подготовка к сжатому изложению

1.Этап  определения темы текста

Отвечаем на вопрос:  «О чем текст?»        

Определяет  тему текста.

Как определить тему?  

Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора);
  • по заглавию текста.
 Подготовка к сжатому изложению   2.Этап определения идеи текста          Отвечаем на вопрос: «Зачем  автор его написал?» «Какую мысль хотел выразить?» Что нам помогает сформулировать идею? общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

Подготовка к сжатому изложению

2.Этап определения идеи текста         

Отвечаем на вопрос: «Зачем  автор его написал?» «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

  • общая тональность звучания текста;
  • настроение, которое вызывает прочтение текста;
  • отношение автора к событиям, героям;
  • наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
 Подготовка к сжатому изложению   3.Этап определения структуры текста           Назовём композиционные части текста. Запишем основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.                            Композиция текста – построение текста Как правило, основными композиционными частями текста являются :  вступление, основная часть, заключение. Тезис  – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляем одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.  Формулирование тезиса  – один из приемов сжатия текста.

Подготовка к сжатому изложению

3.Этап определения структуры текста          

Назовём композиционные части текста.

Запишем основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

        

                  Композиция текста – построение текста

Как правило, основными композиционными частями текста являются : вступление, основная часть, заключение.

Тезис  – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

  • Как сформулировать тезис?
  • Из нескольких предложений составляем одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса  – один из приемов сжатия текста.

 Подготовка к сжатому изложению   4.Этап абзацного членения текста: Определение микротем текста  как частей общей темы Определим на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Определим микротему каждого абзаца. Запишем её кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?» Абзацы пронумеруем.       Абзац  – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения.  Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Подготовка к сжатому изложению

4.Этап абзацного членения текста:

Определение микротем текста  как частей общей темы

Определим на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего.

Определим микротему каждого абзаца.

Запишем её кратко, ответив на вопросы:

  • «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,
  • «Какие предложения являются основными?»

Абзацы пронумеруем.

     

Абзац  – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. 

Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

 Подготовка к сжатому изложению   4.Этап абзацного членения текста: Микротема  – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац. Как определить  микротемы  текста? По  ключевым словам  и  ключевым предложениям  абзаца. Как определить  микротему кратко ? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К  основным  относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К  дополнительным  относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Подготовка к сжатому изложению

4.Этап абзацного членения текста:

Микротема  – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить  микротемы  текста?

  • По  ключевым словам  и  ключевым предложениям  абзаца.

Как определить  микротему кратко ?

  • При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы.

К  основным  относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К  дополнительным  относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

 Подготовка к сжатому изложению   5.Этап моделирования сжатого изложения          Снимем нумерацию абзацев – микротем. Соединим в текст, сохраняя абзацное членение.          Как соединить содержание микротем в текст? Используем лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Подготовка к сжатому изложению

5.Этап моделирования сжатого изложения         

Снимем нумерацию абзацев – микротем.

Соединим в текст, сохраняя абзацное членение.  

      

Как соединить содержание микротем в текст?

Используем лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

 Подготовка к сжатому изложению

Подготовка к сжатому изложению

 Подготовка к сжатому изложению

Подготовка к сжатому изложению

 Подготовка к сжатому изложению   КАК ПРОВЕРИТЬ НАПИСАННОЕ  1 . После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.  2 . Первый раз читай с целью проверки содержания.  Ответь на вопросы:  • Передано ли основное содержание исходного текста?  • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?  • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?  • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?  3 . Второй раз читай с целью корректировки текста.  Ответь на вопросы:  • Можно ли текст назвать связным?  • Правильно ли выделены абзацы?  • Нет ли грамматических ошибок?  • Нет ли речевых ошибок?  Выразительна ли речь?  4. Третий раз читай с целью проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Используй словарь!  5 . После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

Подготовка к сжатому изложению

КАК ПРОВЕРИТЬ НАПИСАННОЕ

  • 1 . После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 2 . Первый раз читай с целью проверки содержания. Ответь на вопросы: • Передано ли основное содержание исходного текста? • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении? 3 . Второй раз читай с целью корректировки текста. Ответь на вопросы: • Можно ли текст назвать связным? • Правильно ли выделены абзацы? • Нет ли грамматических ошибок? • Нет ли речевых ошибок? Выразительна ли речь? 4. Третий раз читай с целью проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Используй словарь! 5 . После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!