История России, 9 класс
Император Александр I:
начало правления.
Постановка важнейших вопросов:
Какие задачи стояли перед Российским государством в начале XIX века? Какие шаги необходимо было предпринять российскому правительству для решения этих задач?
Как вы считаете, осознавали ли правящие круги России необходимость проведения в стране реформ?
Почему они могли прийти к такому выводу?
Император Александр I : генеалогическое древо
Императрица
Екатерина II
(1762 – 1796)
Император Петр III
(1761 – 1762)
Император Павел I
Императрица
Мария Федоровна
(1796 – 1801)
Михаил
Николай
Константин
Александр
Император Александр I
Бабушка – императрица
Отец – император
Екатерина II Великая
Павел I
(1762 – 1796)
(1796 – 1801)
Просвещённый абсолютизм; забота о хорошем образовании внука
Военная муштра, парады, манёвры;
нетерпимость к инакомыслию
Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп
Идеи либерализма, конституционной монархии, создания парламента для принятия им законов,
отрицательное отношение к крепостному праву
Какие качества формировались в Александре I ?
Как это могло повлиять на его политику в будущем?
Император
Александр I
(1801 – 1825)
Император Александр I
Бабушка – императрица
Отец – император
Екатерина II Великая
Павел I
(1762 – 1796)
(1796 – 1801)
Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп
Обстоятельства, сопровождавшие детство и юность Александра I, значительно повлияли на его личность и характер, ставший двойственным.
Воспитываясь при дворе бабушки, он разрывался между ней и отцом. В Александре формировались скрытность, хитрость, лицемерие, критическое отношение к действительности. Восприняв ряд идей Лагарпа, Александр в то же время, как и отец, любил парады и манёвры – зримые свидетельства неограниченной власти самодержца.
Император Александр I
(1801 – 1825)
Император Александр I
В 1801 г., став императором в возрасте 24 лет, в манифесте о восшествии на престол Александр I обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».
Однако новый император полагал, что необходимо проведение серьёзных реформ в России.
Император Александр I
Годы правления:
1801 – 1825 гг.
Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г.
Виктор
Павел Александрович Строганов
Адам Адамович Чарторыйский
Николай
Николаевич
(1772 – 1817)
Павлович Кочубей
(1770 – 1861)
Новосильцев
(1768 – 1834)
(1761 – 1836)
Для осуществления реформ Александру I необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками – реформаторами стали сверстники молодого императора, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Вместе с Александром I они составили так называемый «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.
Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г. Мероприятия:
Виктор
Павел Александрович Строганов
Адам Адамович Чарторыйский
Николай
(1772 – 1817)
Павлович Кочубей
(1770 – 1861)
Николаевич
Новосильцев
(1768 – 1834)
(1761 – 1836)
- восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам,
- амнистия 12 тыс. чел., пострадавшим при Павле I,
- улучшение содержания заключённых,
- открытие границ, разрешение свободно ввозить книги и товары из Западной Европы,
- разработка идей реформ государственного управления.
Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г.
Павел Александрович Строганов
Адам Адамович Чарторыйский
Николай
Виктор
Николаевич
(1770 – 1861)
(1772 – 1817)
Павлович Кочубей
Новосильцев
(1768 – 1834)
(1761 – 1836)
Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия.
С этим казалось, был согласен и император.
Но вначале решено было провести реформы в области управления страной.
Реформа управления 1802 г. В чём она заключалась?
До реформы 1802 г.
Император
Обер-прокурор
Генерал-прокурор
Президенты коллегий
Коллегии
Святейший Синод
Правительствующий Сенат
После реформы 1802 г.
Император
Обер-прокурор
Комитет министров :
обсуждение общих вопросов управления страной
Святейший Синод
Генерал-прокурор
Правительствующий Сенат :
в 1802 г. стал высшим судебным органом с правом контроля местных властей
Министры
Министерства
Народного просвещения
Иностранных дел
Военное
Юстиции
Финансов
Коммерции
Внутренних дел
Морское
Реформа управления: учреждение министерств
1802 г. – начало реформы высших органов
государственной власти:
- Сенат превращен в высший судебный орган с правом контроля за деятельностью местных властей;
- главными органами государственного управления вместо коллегий становятся министерства ,
- для обсуждения общих вопросов управления страной учрежден Комитет министров .
Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: Кочубей – министр внутренних дел, Строганов – заместитель министра внутренних дел, Новосильцев – заместитель министра юстиции, Чарторыйский – фактически министр иностранных дел (официально – заместитель министра иностранных дел).
1803 – 1804 гг. – реформа Александра I в области образования.
Окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования в России.
Для руководства делом просвещения ещё в 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения . Ему в помощь создали комитет (Главное правление училищ), который реально ведал всей системой образования.
Страна была разделена на 6 учебных округов, во главе которых стояли особые чиновники — попечители . Попечитель , назначаемый царем, должен был контролировать находящиеся в его округе учебные заведения.
Император Александр I
(1801 – 1825)
24 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы: бессословности ( на практике – редко ), бесплатности обучения ( на низших его ступенях ), единства — непрерывности образования, преемственности учебных программ на всех ступенях (от низших учебных заведений к высшим). (стр. 16)
Крупнейшие
города
Губ.
город
Уездный
город
Сельская
местность
Университеты (в скобках указан год основания)
Казанский университет (1804)
Дерптский университет (1802)
Московский университет (1755)
Харьковский университет (1804)
Виленский университет
Петербургский университет (1819)
(1804)
Политика в отношении крестьян
1801 г. – предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли
(то есть без крепостных крестьян, прикреплённых к ним).
20 февраля 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах» :
(стр. 20 – документ № 1)
«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмотрения.
Крестьяне и селения, от помещиков… с землёй отпускаемые… могут оставаться на собственных их землях землевладельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. ….
Политика в отношении крестьян
В чём смысл указа о «вольных хлебопашцах»?
Указ разрешал помещикам отпускать своих крепостных крестьян на волю с земельными наделами за выкуп.
Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Но результаты были скромны: за 1801 – 1825 гг. освободилось 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных).
Почему?
Политика в отношении крестьян
1804 г. – аграрная реформа в Прибалтике, первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике : четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков.
Какие из первых преобразований Александра I вы считаете самыми главными? Почему?
Первые преобразования Александра I: итоги
В государственной сфере:
В крестьянском
В области просвещения:
вопросе:
Создание единой системы образования в стране.
Указ
Реформирование Сената,
о «вольных хлебопашцах»,
Учреждение Комитета министров,
Аграрная реформа
Учреждение министерств.
в Прибалтике.
Реформы Михаила Михайловича Сперанского.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Карьера Михаила Сперанского в 1797 – 1808 гг.: 1797 г. – чиновник канцелярии генерал-прокурора Сената. 1803 – 1807 гг. – директор одного из департаментов министерства внутренних дел. с 1807 г. – статс-секретарь императора. с 1808 г. – заместитель министра юстиции.
Михаил Михайлович Сперанский
(1772 – 1839)
В 1802—1804 годах Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общественного мнения», «Ещё нечто о свободе и рабстве», «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». В этих документах он впервые изложил свои взгляды на состояние государственного аппарата России и обосновал необходимость реформ в стране.
1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского:
Император
Государственный совет – законосовещательный орган при императоре
Исполнительная власть
Министерства
Законодательная власть
Судебная власть
Сенат
Государственная дума :
Глава – канцлер, назначаемый императором,
задача Госдумы – обсуждение законопроектов
Губернские думы
Окружные думы
Четырёхступенчатые выборы
Волостные думы
Организация государственной власти по проекту
М. М. Сперанского:
Император
Государственный совет – законосовещательный орган при императоре
Исполнительная власть
Министерства
Законодательная власть
Судебная власть
Сенат
Государственная дума :
Глава – канцлер, назначаемый императором,
задача Госдумы – обсуждение законопроектов
Губернские думы
Окружные думы
Четырёхступенчатые выборы
Волостные думы
Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.:
Император
Генерал-прокурор
Правительствующий
Сенат
Обер-прокурор
Председатель
Председатель
Комитет
Государственный совет
Святейший Синод
министров
Министры
Министерства
Был создан Государственный совет.
1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского:
Предполагалось также установить деление общества на три сословия:
«Среднее состояние»:
Дворянство
«Народ рабочий»:
крепостные крестьяне, домашние слуги,
купцы, мещане, государственные крестьяне
(с сохранением особых прав)
рабочие
Политические права предоставлялись только «свободным» (первым двум) сословиям.
Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие.
Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и недвижимым имуществом (то есть представители первых двух сословий).
1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского
Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?
Затрагивали ли проекты Сперанского основы феодально-самодержавного строя?
Нет, не затрагивали. Только в будущем Сперанский видел конечную цель реформ в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.
Михаил Михайлович Сперанский
(1772 – 1839)
- Менял порядок получения званий и определённых привилегий. - Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу. - В течение долгих десятилетий отпрыски знатнейших фамилий (буквально с колыбели) получали придворные чины камер-юнкера (соответственно — 5 класса), через некоторое время — камергера (4 класса). - При вступлении по достижении определённого возраста в гражданскую или военную службу они, никогда и нигде не служившие, автоматически занимали „высшие места“. - Указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев приискать себе род деятельности (иначе — отставка).
Указ о придворных званиях 3 апреля 1809 г .
Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе 6 августа 1809 г .
- Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержавшим экзамены по специальной программе. - Данная программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.
1 января 1810 г. – образование Государственного совета (до 1917г.) :
- Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете;
- Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и саму необходимость их принятия;
- Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их исполнению;
- Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по распределению государственных доходов и расходов.
- Председательствовал на нём сам государь. (При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания.)
- Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1751-1826).
- Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (новая должность).
Таким образом, установлена чёткая процедура подготовки и принятия законов. Но решения Госсовета не имеют обязательной силы для императора при утверждении законов, Госсовет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «Уложения
Правительствующего сената».
Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (высший судебный орган, контролирующий все судебные учреждения страны).
Этот проект не был осуществлен.
А что же было осуществлено из проектов Михаила Михайловича Сперанского ?
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Почему проект Сперанского фактически не был реализован?
Обратимся к историческому источнику:
«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».
(Из воспоминаний попечителя Петербургского
учебного округа Д. П. Рунича).
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Высшие сановники, придворные, дворянство воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь, что подобные реформы подорвут основы государства. Попытки Александра I предоставить гражданские права крепостным также вызывали негодование крупного дворянства.
Точку зрения консервативно
настроенных кругов общества
выразил
Николай Михайлович Карамзин
в своей
« Записке о древней и новой России ».
Николай Михайлович
Карамзин (1766 – 1826),
историк, писатель
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
По этим причинам Александр I вынужден был прекратить осуществление реформ: слишком свежа была
в памяти судьба отца.
Император прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону.
Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.
Как нам следует оценить деятельность Сперанского?
Ссылка Сперанского
- С 23.09. 1812 г. по 19.09. 1814 г. Сперанский отбывал ссылку в городе Перми.
- В 1814 г. Сперанскому было разрешено проживание под полицейским надзором в своем небольшом имении Великополье Новгородской губернии.
- 30 августа (11 сентября) 1816 г . указом императора М. М. Сперанский был возвращен на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором.
- В марте 1819 г. Сперанский неожиданно получил новое назначение — генерал-губернатором Сибири.
- В марте 1821 г. вернулся в столицу, назначен членом Госсовета и Сибирского комитета, управляющий Комиссией составления законов. Позже (1825г.) член Верховного уголовного суда над декабристами.
- С 1826 г. – занимается кодификацией законов.
- В 1835-1837 г. - преподаватель юридических наук будущего императора Александра II.
Итоги деятельности Сперанского:
- Значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов; - Модернизация системы управления государством; - Реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание; - Появилась мощная экономическая инфраструктура, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться; - Создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»; - Создание теоретической основы современного законодательства и права.