Тема: Подготовка к ОГЭ (работа над тестовой частью)
Цель урока:
1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний; умение применять их на практике; подготовка к сдаче экзаменов;
2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ;
3) Воспитать интереса к русскому языку.
Задачи:
1) повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам
выразительности языка;
2) используя различные приёмы и методы, отработать навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
3) формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Технология: проблемного обучения, индивидуальная, групповая, работа в парах, ИКТ
Оборудование: компьютер, тренажёр, мультимедийная презентация к уроку, «оценочные листы для уч-ся; (Прил.1)
Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, листы с домашним заданием
( Прил.3).
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности.
- Основная тема урока: Работа над тестовой частью ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
- Цель урока: вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ
2. Вступительное слово учителя:
Сегодня урок мне хочется начать с фотографии, на которой изображены 5 котят. Никого не напоминают вам эти испуганные взъерошенные котята? По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так. (Фото с умиленными котятами).
Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем подготовке к решению сложных заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии.
3. Актуализация знаний и умений.
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.
4. Проверка домашнего задания.
Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.
(У доски по 3 – 4 ученика от каждого ряда выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. По очереди задаю им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).
«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?
5. Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование
1. каша из гречки –
2. дом из кирпича –
3. кусты сирени –
4. совет отца –
Заменить словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управления
5. бессонная ночь –
6. полковое знамя –
7. шестилетний ребёнок –
6. Решение тестовых заданий по синтаксическому анализу текста (задание 2 тестовой части ОГЭ)
Каждый учащийся выступает с анализом и работает по алгоритму.
(1)Около двух веков назад возник в Оренбурге пуховязальный промысел. (2)Путём длительного отбора и селекции была в этих местах выведена особая пуховая порода коз, и назвали её «оренбургской». (3)Со временем животные распространились по соседним районам, а слава об их пухе разлетелась по свету. (4)Вывозили оренбургских коз и за границу, только там через несколько лет пух у них исчезал, и они становились грубошерстными. (5)Оказывается, для того чтобы под козьей «шубой» образовывался мягкий и густой подшёрсток, нужны жестокие морозы, ветры и снегопады, а именно такая погода держится зимой в предгорных степях Южного Урала
В предложении 1 составное именное сказуемое.
Вторая часть сложносочинённого предложения 2 — односоставное неопределённо-личное предложение.
Предложение 3 простое, осложнено однородными членами.
В сложном предложении 4 с бессоюзной и союзной сочинительной связью одна часть — односоставное неопределённо-личное предложение.
5) Сложное предложение 5 включает пять грамматических основ.
Ответ: (2,4)
7. Решение тестовых заданий по пунктуационному анализу предложения (задание 3 тестовой части ОГЭ)
Учащиеся работают по алгоритму в парах.
Издавна (1) огонь считался призывным знаком радушия (2) и дружбы (3) отпугивал зверя от человеческого жилья (4) но звал человека к человеку (5) и (6) до сих пор (7) говорят люди (8) приглашая в гости (9) чтоб заходили на огонёк.
Ответ:_(345689)
8. Решение тестовых заданий по орфографическому анализу текста (задание 5 тестовой части ОГЭ)
РОСИСТЫЙ — написание безударной чередующейся гласной О в корне слова
УНИЖЕННЫЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени, образованного от глагола при помощи суффикса -ЕНН-, пишется буква Е.
НЕ РАЗРЕШЕНО — НЕ с глаголом пишется раздельно.
РАСКАЯВШИЙСЯ — перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени, образованного от основы глагола прошедшего времени, оканчивающейся на -Я, пишется буква Я.
ОБЪЯСНЕНИЕ — разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед гласной Я.
Ответ:_(45)
9. Подведение итогов. Самоанализ с картой
Мне сегодня было легко при выполнении задания…..
У меня возникли трудности с заданием………..