Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)
Гасанова Эльмира Абдулмуслимовна
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)
Цель урока:
повторение, обобщение и систематизация полученных знаний по трудным темам тестовой части:«Типы подчинительной связи слов в словосочетании»,«Грамматическая основа», «Фразеологизмы как средство выразительности» - умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов.
Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живёт в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни оправдание… (Андрей Дементьев)
1). Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова сострадание.
лингвистическая разминка.
3). Синтаксис. Укажите грамматические основы.
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание…
2) Лексика. Объясните значение слова буйствовать.
3). Синтаксис . Укажите грамматические основы.
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание…
Разминка. Задание ОГЭ 3. 1). Тур. «Фразеологическая дуэль»
- Продолжите как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите: «Дальше».
- Два сапога…….
- топтаться на…..
- кусать…..
- зарубить себе ….
- как две капли…..
- крокодиловы…..
- от корки…..
- ждать у моря….
- .обвести вокруг……
- не в бровь……..
- сулить золотые…..
- кисейная…..
- свежо предание…..
- голод не……
Объясните фразеологизмы
Сесть в калошу
Совать нос.
Сматывать удочки
Как снег на голову.
В час по чайной ложке.
Как кошка с собакой.
Надуться как мышь на крупу
Кот наплакал.
Путаться под ногами
- 2. тур: « Грамотеи»
- Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении;
- К…гда скл…няется день, к…гда роз…вая мгла од. . вает дальние части и окрес…ные холмы, тогда только можно вид. . ть нашу древнюю ст. . лицу во всем ее блеске.
- А) а - о - о - о - е - т - е - о.
- В) о - о - о - о - е - т - е - о.
- С) о - а - а - о - и - т - е - о.
- Д) а - а - а - о - и - и - а.
- Е) о - о - о - а - и - и - а.
- 3. тур «Превращения». Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот
- 1 каша из гречки –
- 2. дом из кирпича –
- 3. кусты сирени – 4. совет отца – 5. бессонная ночь – 6. полковое знамя – 7. шестилетний ребёнок –
Задание (с комментарием) ОГЭ 12.
В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
И вот сейчас,(1) когда я думаю о сказках Чуковского,(2) я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка,(3) палату,(4) залитую снежным зимним солнцем, (5) и рыженького,(6) с простреленной грудью паренька,(7) который,(8) сдерживая стон,(9) тоскливо глядя на белую госпитальную дверь,(10) спрашивал по утрам хрипло… ( Ответ: 1,2,7)
Карточки. Работа в группах. Задание ОГЭ 8,11 Карточка1. Укажите количество грамматических основ.
1. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.
3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.
4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.
5. Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал, бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.
6. Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
7. Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
8. Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.
9. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.
10. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
- ОТВЕТЫ:
- 1 -3
- 2- 3
- 3-4
- 4-2
- 5-4
- 6-6
- 7-3
- 8-3
- 9-2
- 10-3
Карточка 2. Выпишите грамматическую основу предложений
.
1. Наконец из мглы неожиданно выступила Городьба, высокая, подернутая серебристой паутиной .
2. В корчме не было ни одной женщины.
3. Они то и дело судорожно оборачивались и вскидывали головы, точно опасаясь внезапного нападения .
4. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые лучи .
5. Хоббитские легенды о них были еще пострашнее, чем россказни о Лесе .
6. Разлившийся ручей уверенно забурлил и потоком хлынул под откос .
7. Фродо тяжко клевал носом .
8. Его необъятный корявый ствол был иссечен черными трещинами, тихо скрипевшими под перешептывание вялой листвы .
9. Мерри с Пином еле-еле дотащились до могучего ствола .
10. Вверху плавно покачивалась сплошная завеса желто-серой листвы .
ОТВЕТ
. Наконец из мглы неожиданно выступила Городьба , высокая, подернутая серебристой паутиной .
2. В корчме не было ни одной женщины.
3. Они то и дело судорожно оборачивались и вскидывали головы, точно опасаясь внезапного нападения .
4. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые лучи .
5. Хоббитские легенды о них были еще пострашнее, чем россказни о Лесе .
6. Разлившийся ручей уверенно забурлил и потоком хлынул под откос .
7. Фродо тяжко клевал носом .
8. Его необъятный корявый ствол был иссечен черными трещинами, тихо скрипевшими под перешептывание вялой листвы .
9. Мерри с Пином еле-еле дотащились до могучего ствола .
10. Вверху плавно покачивалась сплошная завеса желто-серой листвы .
- Самостоятельная работа Текст для анализа.
- 1) Кто не/боит...ся дождя и холода пусть идёт в лес ноябр...ским утром. (2) Много не/без...нтересных встреч... ож...дает его в пр...тихш..м но по/прежнему живом лесу.
- В/начале зимы без особого труда вы от...щ...те зайчишку. (4) Белая шубка зайца пр...дательски выделяет...ся на бурой земле не/покрытой снегом. (5) Не/ во/время без сомнения пр...нарядился косой!
- 1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
- 2.Запишите номер предложения, в котором нет прилагательного.
- 3.Выпишите грамматическую основу 2-го предложения.
- 4.Определите количество грамматических основ 1-го предложения
- 5.Запишите номер предложения, в котором есть вводное слово.
- 6.Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.
- 7.Замените словосочетание «ноябрьским утром», созданное на основе согласования, словосочетанием со связью «управление»
Итоги урока
- Итог урока. Домашнее задание: тесты ОГЭ
- Что повторили?
- С каким заданием возникли сложности?
- На что обратить внимание на следующем занятии?