Для жизни, а не для школы учимся мы
Сенека
Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)
9 класс
Цель урока:
- Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний по трудным темам тестовой части:
- «Синтаксический анализ»,
- «Пунктуационный анализ»,
- «Орфографический анализ»,
- «Лексический анализ»,
- «Анализ средств выразительности»,
- «Анализ содержания текста».
- Умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзамена.
- После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года.
Не прерви цепочку
- Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
- 2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
- 3. Из каких частей состоит СПП?
- 4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
- 5.Когда пишется н - нн в страдательных причастиях прошедшего времени?
- 6. Перечислите значения приставки ПРИ.
- 7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы.
- 8. Как на письме выделяются вводные слова?
- 9. Когда пишется дефис между частями слова в наречиях?
- 10. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
- 11. Что такое синонимы? Приведите Примеры.
- 12. В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс – о, а в каких – суффикс – а?
- Пока мы боль чужую чувствуем
Пока живёт в нас сострадание
Пока мечтаем мы и буйствуем
Есть в нашей жизни оправдание…
- Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание…
(Пока …),(пока …),(пока …),[= —]...
Лингвистическая разминка
Сострадание – со/страд/а/ни/е
Сострада ни е сострада ть
Объясните значение слова буйствовать. Можно обратиться к словарю С.И. Ожегова «Толковый словарь русского языка»
Буйствовать - слово многозначное.
1.Проявляться с необычайной силой. Буйствует ураган.
2.Вести себя буйно.//сущ. буйство.
Кроссвордный диктант
- Устойчивое сочетание слов.
- Употребление слова в переносном значении.
- Яркое, красочное прилагательное.
- Неживой предмет приобретает свойства живого.
- Преувеличение.
- Уподобление одного предмета или явления другому.
- Преуменьшение.
После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года.
После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна ,
Открывая собой утро года.
1) Шли мы с лесником по мелколесью. 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника.
3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши.
5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы.
8) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. 9) Она попахивала скипидаром.
10)- Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошёл на дно неистово барахтавшийся жук. 11) Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?
12) – Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – 13) И вот скажи на милость! 14) Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя.
15) Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё и спросил:
16) – Вы, говорят, вроде книги пишете?
17) – Да, пишу.
18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик.
К. Г. Паустовский
- Какое средство выразительности используется в предложении: «Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши».
- Олицетворение.
- Метафора.
- Гротеск.
- Антитеза.
- Подберите антоним к слову неистово
- Замените словосочетание охотничье ружьё, построенное на основе связи согласование, синонимичным со связью управление.
Какое средство выразительности используется в предложении: «Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши».
Олицетворение
Подберите антоним к слову неистово - слабо
Замените словосочетание охотничье ружьё , построенное на основе связи согласование, синонимичным со связью управление.
охотничье ружьё – ружьё охотника
- Из предложений 12- 20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква И, если она имеет значение присоединения»
- Из предложений 1 - 4 выпишите слово, в котором правописание разделительного Ь определяется правилом: «В корнях слов перед буквами Е,Ё,Ю,Я пишется разделительный Ь».
- Из предложений 18 - 20 выпишите слово, в котором правописание Н –НН в причастиях определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»
Из предложений 12- 20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква И, если она имеет значение присоединения».
пристанет
Из предложений 1 -4 выпишите слово, в котором правописание разделительного Ь определяется правилом: «В корнях слов перед буквами Е,Ё,Ю,Я пишется разделительный Ь».
мелколесье
Из предложений 18 - 20 выпишите слово, в котором правописание Н –НН в причастиях определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
обдуманное
Итоги урока
- Домашнее задание : тесты ОГЭ (сборник, Онлайн).
- Что повторили?
- С каким заданием возникли сложности?
- На что обратить внимание на следующем занятии?