Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Теория и практика (6 и 7 задания тестовой части)»
Задание 6 ОГЭ. Теория и практика
Суть задания
- Анализ текста.
- Выявление явной и скрытой информации.
Как решить такое задание?
- Прежде чем анализировать предложенный текст, прочитайте второе задание;
- затем прочитайте текст, поймите его смысл;
- объясните мотивы (причины) поведения героев;
- выявите неверные ответы (для этого необходимо знать, что правильный ответ содержит либо информацию, противоречащую смыслу всего текста или какой-либо его части, либо информацию, которая в тексте отсутствует).
Задание 7 ОГЭ. Теория и практика
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Для успешного выполнения третьего задания по русскому языку необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.
- Чаще всего в задании нам необходимо найти среди предложений то, в каком используется определенное средство выразительности. Для этого:
- вспоминаем значения лингвистических терминов;
- внимательно читаем каждое предложение;
- определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
- выбираем ответ.
Эпитет
- образное определение предмета или действия.
- Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льёт печально свет она.
- Зачастую это слово является прилагательным , реже – наречием , но так же может быть и глаголом, и даже существительным
- Слово должно иметь образ. Сравните:
- Во втором примере сразу «рисуется» образ богатой осени, которая щедро разбросала по лесам свои сокровища – горящие золотом листья. Рассмотрим еще несколько эпитетов.
- Белые рученьки, красна девица, добрый молодец, ясный месяц, зорька алая, буйная головушка, горькая доля, трескучий мороз, чисто поле, добрый конь.
- Я вспомнил свою любовь былую, любовь души двенадцативесенней.
- Закружилась листва золотая
- В розоватой воде на пруду,
- Словно бабочек легкая стая
- С замираньем летит на звезду.
Олицетворение
- наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
- Вечор, ты помнишь, вьюга злилась .
- Сравните: лес проснулся (ребенок проснулся ),камыш шепчет (девушка шепчет ),темнота подкралась (разведчик подкрался ) .
Метафора
- это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
- Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах.
- Метафора возникает из сравнения, сопоставления предмета с другим на основании чего-то общего. Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро, как зеркало — зеркало озера;
- лед, как матовое стекло – матовое стекло льда
- На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла , лист хвойного дерева ( игла сосны, ели, кедра) и иглы некоторых животных (ежа, дикобраза).
- Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле: баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
- цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.
- И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
- Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
- Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
- Осень жизни , как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
- И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет . (Р. Рождественский)
- Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Сравнение
- сопоставление одного предмета с другим.
- Сравнение может быть представлено:
- а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
- Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки , и берёзы стоят, как большие свечки.
- б) сравнительным придаточным предложением
- Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
- в) существительное в творительном падеже
- Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
- Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье . Но, как вино , печаль минувших дней В моей душе чем старше, тем сильней.
- Раньше был он звонкий, точно птица , Как родник , струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье , Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши.
- Гипербола – преувеличение
- Пример : Ты мне миллион раз говорил . Я тебя целую вечность ждал! Реки крови! Дом за тысячу километров от школы. Напугал меня до смерти .
Литота - преуменьшение
- Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка .
- Силы как у комара .
- Маковой росинки во рту не было.
- Удалой Мальчик с пальчик .
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
- Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
- Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
- Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
- По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
- Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
- Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
- В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
- С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
- Характер у неё был вулканического происхождения.
- Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.
- 2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх.
- 3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.
- 4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.
- 1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты.
- 2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.
- 3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.
- 4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек.
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.
- 1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры.
- 2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне.
- 3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое.
- 4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло.
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- 1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги.
- 2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром.
- 3) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.
- 4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- 1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья.
- 2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке.
- 3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты.
- 4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь.
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
- 1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба.
- 2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом.
- 3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм.
- 4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы.
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
- 1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом.
- 2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями.
- 3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее.
- 4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города.
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.
- 1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега.
- 2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи.
- 3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок.
- 4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья.