СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе как одна из форм работы с одаренными детьми.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка

к олимпиадам по русскому

языку и литературе

как  одна из форм

работы с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе как одна из форм работы с одаренными детьми.»

Подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе как одна из форм работы с одаренными детьми

Подготовка

к олимпиадам по русскому

языку и литературе

как одна из форм

работы с одаренными детьми

Олимпиадное движение- это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов и одарённости

Олимпиадное движение-

это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов и одарённости

Цели работы: Развитие познавательной активности обучающихся Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла Развитие самостоятельного, исследовательского мышления Формирование творческой активности обучающихся Развитие мышления и коммуникативных способностей

Цели работы:

  • Развитие познавательной активности обучающихся
  • Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла
  • Развитие самостоятельного, исследовательского мышления
  • Формирование творческой активности обучающихся
  • Развитие мышления и коммуникативных способностей
Константин Георгиевич  Паустовский Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…

Константин Георгиевич

Паустовский

Многие русские слова сами по себе излучают

поэзию, подобно тому, как драгоценные камни

излучают таинственный блеск…

Иван Сергеевич Тургенев Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Иван Сергеевич Тургенев

Берегите чистоту языка, как святыню!

Никогда не употребляйте иностранных слов.

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Старославянский язык Часто встречаемые темы: 1. История буквы ять. 2. Какие буквы исчезли и какие буквы появились в русском алфавите? 3. История букв Ё и Э. 4. Фонетические старославянизмы. 5. Фразеологизмы со старыми названиями букв (сидеть на азах). 6. Историзмы и архаизмы. 7. Переводы старославянских текстов. 8. Исторические чередования.

Старославянский язык

Часто встречаемые темы:

1. История буквы ять.

2. Какие буквы исчезли и какие буквы появились в русском алфавите?

3. История букв Ё и Э.

4. Фонетические старославянизмы.

5. Фразеологизмы со старыми названиями букв (сидеть на азах).

6. Историзмы и архаизмы.

7. Переводы старославянских текстов.

8. Исторические чередования.

Кириллица

Кириллица

Примеры заданий А) Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой Ё? Какие слова допускают варианты произношения? Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный.

Примеры заданий

А) Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой Ё? Какие слова допускают варианты произношения?

Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный.

Б) Как называлась каждая из букв слова

Б) Как называлась каждая из букв слова "кузов" в старой азбуке?

Ответ:како, ук, земля, он, веди.

Работа со словарями

Работа со словарями

Русский язык Олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии . Данную работу можно вести следующим образом: 1) Раз в неделю проводить орфоэпические диктанты. 2) Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем. 3) Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.

Русский язык

Олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии .

Данную работу можно вести следующим образом:

1) Раз в неделю проводить орфоэпические диктанты.

2) Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем.

3) Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.

Пример задания Расставьте ударения в выделенных словах: Сливовое варенье, сделать красивее, вручит медали, прочный кремень, первый квартал, оклеить стены, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля.

Пример задания

Расставьте ударения в выделенных словах:

Сливовое варенье, сделать красивее, вручит медали, прочный кремень, первый квартал, оклеить стены, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля.

Этимология Можно ли считать этимологически родственными слова: пряник, пряный, пряжа, пряжка?

Этимология

  • Можно ли считать этимологически родственными слова: пряник, пряный, пряжа, пряжка?
Этимологически родственные пряник и пряный . Пряник образовалось от «пряный», а «пряный» от « пьпьръ» – перец. Пряжа и пряжка не этимологически родственные к этим словам. Пряжа от «прясть». Ж/СТ . Пряжка исконно русское, образовалось от пряжь – «застёжка, пряжка». Также родственными к этим словам являются слова «прячь» и «супруг».

Этимологически родственные пряник и пряный . Пряник образовалось от «пряный», а «пряный» от « пьпьръ» – перец.

Пряжа и пряжка не этимологически родственные к этим словам. Пряжа от «прясть». Ж/СТ . Пряжка исконно русское, образовалось от пряжь – «застёжка, пряжка». Также родственными к этим словам являются слова «прячь» и «супруг».

Паронимы Составьте словосочетания со словами-паронимами: желанный - желательный Желанный гость – желательно сделать

Паронимы

  • Составьте словосочетания со словами-паронимами: желанный - желательный
  • Желанный гость – желательно сделать
Фразеологические обороты Данную работу можно вести следующим образом: Каждое занятие объяснять 10 новых оборотов со значением; Знакомить детей со словарем; В качестве домашнего задания рекомендовать запоминание 10 фразеологизмов со значением.

Фразеологические обороты

Данную работу можно вести следующим образом:

  • Каждое занятие объяснять 10 новых оборотов со значением;
  • Знакомить детей со словарем;
  • В качестве домашнего задания рекомендовать запоминание 10 фразеологизмов со значением.
Пример задания Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями: 1. В час по чайной ложке (Очень медленно или очень долго). 2. Клевать носом (Дремать, опустив голову). 3. Кривить душой (Быть неискренним, намеренно говорить неправду).

Пример задания

Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями:

1. В час по чайной ложке (Очень медленно или очень долго).

2. Клевать носом (Дремать, опустив голову).

3. Кривить душой (Быть неискренним, намеренно говорить неправду).

Как называют жителей Абрау-Дюрсо, Архангельска, Петропавловска-Камчатского, Иерусалима, Осло, Осаки?  Абрау-Дюрсо – абраусцы, абраусец Архангельск – архангельцы, архангелец; архангелогородцы, архангелогородец, архангелогородка. Петропавловск-Камчатский – петропавловцы, петропавловец; петропавловчанин, петропавловчане, петропавловчанка. Иерусалим – иерусалимняне, иерусалимнянин; иерусалимцы, иерусалимец. Осло – ословцы, ословец. Осака – осакцы, осакец.

Как называют жителей Абрау-Дюрсо, Архангельска, Петропавловска-Камчатского, Иерусалима, Осло, Осаки?

Абрау-Дюрсо – абраусцы, абраусец

Архангельск – архангельцы, архангелец; архангелогородцы,

архангелогородец, архангелогородка.

Петропавловск-Камчатский – петропавловцы, петропавловец;

петропавловчанин, петропавловчане, петропавловчанка.

Иерусалим – иерусалимняне, иерусалимнянин; иерусалимцы,

иерусалимец.

Осло – ословцы, ословец.

Осака – осакцы, осакец.

 Вспомните и запишите известные вам пословицы,  поговорки, афоризмы, крылатые выражения  со словом язык.  Язык мой - враг мой. Язык до Киева доведёт. Не торопись языком, торопись делом. Длинный язык. Язык без костей. Язык на плече. Высунув язык. Язык не повернётся. Найти общий язык. Держать язык за зубами. Придержать язык. Проглотить язык. .

Вспомните и запишите известные вам пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения со словом язык.

Язык мой - враг мой.

Язык до Киева доведёт.

Не торопись языком, торопись делом.

Длинный язык.

Язык без костей.

Язык на плече.

Высунув язык.

Язык не повернётся.

Найти общий язык.

Держать язык за зубами.

Придержать язык.

Проглотить язык.

.

      СТИЛИ текста   Разговорный стиль Научный стиль Официально – деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль

СТИЛИ текста

  • Разговорный стиль
  • Научный стиль
  • Официально – деловой стиль
  • Публицистический стиль
  • Художественный стиль
Типы речи  Описание Повествование Рассуждение

Типы речи

  • Описание
  • Повествование
  • Рассуждение
Фонетика Данную работу можно вести следующим образом: Систематически повторять фонетический разбор; Научить детей углублённым характеристикам (щелевые, смычные).

Фонетика

Данную работу можно вести следующим образом:

  • Систематически повторять фонетический разбор;
  • Научить детей углублённым характеристикам (щелевые, смычные).
Пример задания Сколько общих звуков имеют пары слов? Укажите эти звуки. Мяч-матч, лыжи-лёжа, целый-цельный.

Пример задания

Сколько общих звуков имеют пары слов? Укажите эти звуки.

Мяч-матч, лыжи-лёжа, целый-цельный.

Морфемика. Словообразование. Данную работу можно вести следующим образом: Постоянно повторять значения частей слова; Углубленно изучить способы образования слов в русском языке; Знать трудные случая словообразования.

Морфемика.

Словообразование.

Данную работу можно вести следующим образом:

  • Постоянно повторять значения частей слова;
  • Углубленно изучить способы образования слов в русском языке;
  • Знать трудные случая словообразования.
Пример задания Разберите по составу слова:       Предутренний, утречком (наречие, разг.), вечером (имя существительное), прилуниться, прибывая, завораживающий.

Пример задания

Разберите по составу слова:

Предутренний, утречком (наречие, разг.), вечером (имя существительное),

прилуниться, прибывая, завораживающий.

Исправь речевые ошибки: Двое женщин Трое подруг Более пятиста страниц Едьте быстрее Ляж рядом Более худший Новый кроссовок Старый мозоль Тонкая тюль Опытные докторы  Две женщины Три подруги Более пятисот страниц Поезжайте быстрее Ляг рядом Худший (более плохой) Новая кроссовка Старая мозоль Тонкий тюль Опытные доктора

Исправь речевые ошибки:

  • Двое женщин
  • Трое подруг
  • Более пятиста страниц
  • Едьте быстрее
  • Ляж рядом
  • Более худший
  • Новый кроссовок
  • Старый мозоль
  • Тонкая тюль
  • Опытные докторы

  • Две женщины
  • Три подруги
  • Более пятисот страниц
  • Поезжайте быстрее
  • Ляг рядом
  • Худший (более плохой)
  • Новая кроссовка
  • Старая мозоль
  • Тонкий тюль
  • Опытные доктора

Работа с текстом Повторение тем: Буквы –з/-с на конце приставок; Н и НН в разных частях речи; Собственные имена существительные; Непроизносимые согласные; -ТСЯ и –ТЬСЯ; Корни с чередованиями; Проверяемые гласные и др.

Работа с текстом

Повторение тем:

  • Буквы –з/-с на конце приставок;
  • Н и НН в разных частях речи;
  • Собственные имена существительные;
  • Непроизносимые согласные;
  • -ТСЯ и –ТЬСЯ;
  • Корни с чередованиями;
  • Проверяемые гласные и др.
Пример задания Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки:    К б…(с/з)це(н/нн)ым с…кровищ…м (з/З)е…мли …тнос…(тся/ться) ре…кие виды р…стений и ж…вотных и(с/з)ч…за…щих в наше время и требу…щих вн…мат…льного и бер…жного …тн…шения людей нас…ля…щих всю нашу пл…нету. Эти виды занос…(тся/ться) в (к/К)расную книгу (р/Р)…(с/сс)ии. Сущ…ству…т так(?)же и (м/М)еждун…родная (к/К)расная книга в к…торую вн…с…(н/нн)ы виды р…стений и ж…вотных разных стран. Все они могут навс…гда и…чезнуть с л…ца з/З…мли нан…ся тем самым …громный урон её флоре и фауне если люди не(?)смотря на тр…вожные пр…дзн…м…н…вания не(?)будут пр…н…мать мер для их …храны и сп…сения. Пр…ч…нение какого-либо вр…да р…стениям и ж…вотным вн…сё(н/нн)ым в (м/М)еждународную (к/К)расную книгу стр…жайше з…пр…щ…(н/нн)о.

Пример задания

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки:

К б…(с/з)це(н/нн)ым с…кровищ…м (з/З)е…мли …тнос…(тся/ться) ре…кие виды р…стений и ж…вотных и(с/з)ч…за…щих в наше время и требу…щих вн…мат…льного и бер…жного …тн…шения людей нас…ля…щих всю нашу пл…нету. Эти виды занос…(тся/ться) в (к/К)расную книгу (р/Р)…(с/сс)ии.

Сущ…ству…т так(?)же и (м/М)еждун…родная (к/К)расная книга в к…торую вн…с…(н/нн)ы виды р…стений и ж…вотных разных стран.

Все они могут навс…гда и…чезнуть с л…ца з/З…мли нан…ся тем самым …громный урон её флоре и фауне если люди не(?)смотря на тр…вожные пр…дзн…м…н…вания не(?)будут пр…н…мать мер для их …храны и сп…сения.

Пр…ч…нение какого-либо вр…да р…стениям и ж…вотным вн…сё(н/нн)ым в (м/М)еждународную (к/К)расную книгу стр…жайше з…пр…щ…(н/нн)о.

Литература Темы, которые часто встречаются: Род и жанр литературы; Средства выразительности; Стихотворные размеры; Биография авторов;

Литература

Темы, которые часто встречаются:

  • Род и жанр литературы;
  • Средства выразительности;
  • Стихотворные размеры;
  • Биография авторов;
Пример задания

Пример задания

Пример задания Исправьте ошибки, правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей. Михаил Юрьевич Лондон Михаил Михайлович Брэдбери Антон Павлович Лесков Марк Лермонтов Афанасий Афанасьевич Фет Джек Твен Виктор Петрович Некрасов Николай Алексеевич Чехов Рей Дуглас Пришвин Николай Семенович Астафьев

Пример задания

Исправьте ошибки, правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей.

  • Михаил Юрьевич Лондон
  • Михаил Михайлович Брэдбери
  • Антон Павлович Лесков
  • Марк Лермонтов
  • Афанасий Афанасьевич Фет
  • Джек Твен
  • Виктор Петрович Некрасов
  • Николай Алексеевич Чехов
  • Рей Дуглас Пришвин
  • Николай Семенович Астафьев
Типы олимпиадных заданий Комплексный анализ эпического произведения Интерпретация лирического произведения  Ответы на вопросы по истории и теории литературы

Типы олимпиадных заданий

Комплексный анализ эпического произведения

Интерпретация лирического произведения

Ответы на вопросы по истории и теории литературы

Анализ текста

Анализ текста

Техника анализа эпического произведения СЮЖЕТ КОМПОЗИЦИЯ СТИЛИСТИКА “ что” изображается (предметно-смысловая сфера) “ кто” - это автор, организующий текст в формальном и речевом отношении (система точек зрения на изображаемое) “ кому” адресовано произведение (речевой образ адресата)

Техника анализа эпического произведения

СЮЖЕТ

КОМПОЗИЦИЯ

СТИЛИСТИКА

  • что” изображается (предметно-смысловая сфера)
  • кто” - это автор, организующий текст в формальном и речевом отношении (система точек зрения на изображаемое)
  • кому” адресовано произведение (речевой образ адресата)
             Орефьев перестал запирать дверь на ночь, чтобы, если он умрет во сне, не пришлось ее взламывать. А она металлическая, с тремя замками; два запирают саму дверь, а третий эти два. Воров же и грабителей он не боится. Он вообще перестал опасаться других людей с тех пор, как серьезно заболел. Он боится теперь только себя, вернее, собственного организма — да и то как-то уже привычно, почти спокойно. Или — обреченно. Правда, заодно Орефьев перестал получать от людей удовольствие, но, честно сказать, они его и раньше не очень-то радовали.

Орефьев перестал запирать дверь на ночь, чтобы, если он умрет во сне, не пришлось ее взламывать. А она металлическая, с тремя замками; два запирают саму дверь, а третий эти два. Воров же и грабителей он не боится. Он вообще перестал опасаться других людей с тех пор, как серьезно заболел. Он боится теперь только себя, вернее, собственного организма — да и то как-то уже привычно, почти спокойно. Или — обреченно. Правда, заодно Орефьев перестал получать от людей удовольствие, но, честно сказать, они его и раньше не очень-то радовали.

Источники: http ://www.rosolymp.ru / http://www.svetozar.ru / http:// kem-talant.ru/index/olimpiady/0-18

Источники:

  • http ://www.rosolymp.ru /
  • http://www.svetozar.ru /
  • http:// kem-talant.ru/index/olimpiady/0-18
СПАСИБО за внимание

СПАСИБО

за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!