Тест на чтение и понимание текста
Прочитайте текст «Про зависть» и ответьте на вопрос
Это ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
И обычно возрастает обжигающая опасность зависти тогда, когда достижения другого ближе к вашим занятиям и интересам. Разве можно согласиться с тем, что у кого-то получается лучше, чем у вас?! Лавры других не дают нам спать.
Как же избавиться от этого крайне болезненного чувства?
Развивайте в себе собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
Зависть развивается, прежде всего, там, где вы сам себе чужой, где вы не отличаете себя от других.
Завидуете — значит, не нашли себя. (По Д. С. Лихачеву)
Как вы понимаете выражение «Не нашли себя», употреблённое в последнем предложении?
а) Не в полной мере проявили свои способности, дарования;
б) не разобрались, чем другие превосходят вас;
в) не нашли своё место в окружающем вас мире.
Пример работы над заданием открытого типа – сочинение по прочитанному тексту.
Напишите сжатое сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Александровича Федина «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.А. Федина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста
1. | Толкование значения слова | Учащийся в той или иной форме в любой из частей работы дал определение и прокомментировал его | 2 |
2. | Наличие примеров-аргументов | Учащийся привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного, а второй – из жизненного опыта. | 4 |
3. | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | Работа учащегося характеризуется смысловой целостностью, связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 4 |
4. | Композиционная стройность | Работа характеризуется смысловой цельностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | 2 |
Общее количество | 12 |
Что требуется от ученика
истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
логично выстроить всю работу и грамотно её написать.
Алгоритм работы с текстом
внимательно читаем высказывание
выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой
определяем, какие языковые средства следует искать в тексте
находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль
Композиция сочинения
Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
Первый пример и его роль в тексте
Второй пример и его роль в тексте
Вывод
Речевые клише
Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.
Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.
Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
Речевые клише. Вступление
Автор пишет о...
В высказывании ... говорится о... Действительно...
Как отмечает...
Бесспорно мнение автора о том, что...
Я полностью согласен с ...
Не могу не согласиться с ...
Я поддерживаю мнение...
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Речевые клише. Основная часть
Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения ...
Пример можно найти в предложении № …
Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Речевые клише. Заключение
Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно увидеть, что…
Нам удалось доказать, что...
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Как использовать клише
Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Правило шести шагов
Шаг 1. Внимательно читаю высказывание
Шаг 2. Выделяю в нём слова, связанные с лингвистикой
Шаг 3. Перечитываю текст
Шаг 4. Пишу вступление
Шаг 5. Пишу основную часть
Шаг 6. Пишу заключение