Просмотр содержимого документа
«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ по рассказу "Уроки французского"»
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ по рассказу "Уроки французского"
Девятнадцатое марта
- - Почему учительница забыла, что отправляла своему ученику посылку с макаронами?
- - Почему писатель в своем творчестве обращается к автобиографическим жизненным фактам?
- - Как ты понимаешь, что такое духовная память и духовный опыт человека?
Вопросы по статье «Уроки доброты»
- 1.Краткое вступление в роли предисловия. Вина перед учителем и родителями за то, что стало с ними после школы.
- 2. 1948 год. Отъезд из дома для обучения в 5-м классе.
- 3. Начало самостоятельной жизни в 11 лет.
- 4. Послевоенный голод и как его пытались пережить дети.
- 5. Отношение героя к учебе.
- 6. Неудачи во французском произношении.
- 7. Тоска по родному дому.
- 8. Неожиданное воровство продуктов. «Городской» голод. Гордое смирение.
- 9. Игра в «чику».
- 10. Отсутствие у героя друзей и причины этого.
- а) Птаха
- б) Тишкин
- 11. Первые выигрыши. Недовольство Вадика.
- 12. Обман.
- 13.Драка.
- 14. Предательство Тишкина.
- 15.Неприятные представления о встрече с директором школы и страх исключения.
- 16. Разговор с Лидией Михайловной.
- 17. Голод заставил нарушить слово.
- 18.Игра и драка.
- 19. Решение Лидии Михайловны.
- 20. В квартирке учительницы.
- 21.Портрет Лидии Михайловны.
- 22. Отказ от еды.
- 23. Посылка.
- 24. Разговор с Лидией Михайловной.
- 25. Продолжение занятий и успехи во французском языке.
- 26. Игра в пристенок с учительницей.
План развития сюжета
- 1. Роль пейзажа в рассказе. Функции пейзажа*:
- а) способствует созданию образа героя
- б) является частью общей картины
- в) выявляет состояние, настроение героя
- г) выявляет характер повествования 2. Черты послевоенного времени в рассказе. 3. Образ учителя в рассказе. 4. Добро и зло в рассказе. 5. Образ мальчика и приемы его создания.
Темы
- 1. Какую роль выполняет пейзаж* в произведениях художественной литературы? Много ли картин природы в рассказе Распутина? С чем это связано?
- 2. Используя тезисный событийный план, вспомни, в каких эпизодах рассказа встречается пейзаж?
- 3. Охарактеризуй первое описание картины природы: - что видит герой рассказа за огородами?
- - какие прилагательные и эпитеты использует Распутин при описании пейзажа?
- - как данное восприятие природы характеризует героя?
- - как изменилось описание поляны (цветовая гамма, характер эпитетов) после сцены первого избиения мальчика? Почему?
- 4. Найди в рассказе описание ранней осени. Какие приметы осени присутствуют в этом пейзаже?
- 5. Каким художественным приемом пользуется писатель при создании этой картины?
- 6. Как ты думаешь, мог ли так тонко и ярко описать природу деревенский одиннадцатилетний мальчик? Кто автор этого пейзажа?
- 7. Какие времена года описаны в рассказе? Как создается образ каждого времена года?
- 8. Сделай вывод о роли, которую играет пейзаж в рассказе
- а) передача различных внутренних состояний героя;
- б) образ времени в рассказе.
Вопросы к теме: «Роль пейзажа в рассказе»
- 1. От чьего имени ведется повествование?
- 2. На какое время выпало детство писателя В.Г. Распутина?
- 3. Что ты знаешь об этом времени?
- 4. Почему мальчик должен был с одиннадцати лет жить у чужих людей далеко от родного дома?
- 5. Как показана бедность колхоза, где мальчик жил с матерью?
- Обрати внимание на слова которые тебе не знакомы. Например:
- Полуторка - это небольшая грузовая машина, грузоподъемность 1,5 тонны.
- Райцентр - районный центр.
- 6. Как дети пытались бороться с голодом?
- 7. Почему, живя на квартире, мальчик похудел, хотя мать посылала ему из деревни посылки?
- 8. Где труднее переносить голов - в городе или в деревне?
- 9. Почему честный, порядочный мальчик стал играть на деньги?
- 10. Расскажи о школьнике, столкнувшемся с уличными законами жизни в небольшом поселке, об отношении героя к учителям.
- 11. Почему посылка с яблоками произвела на мальчика такое впечатление?
- 12. Сделай вывод о целенаправленности, целеустремленности, мужестве и гордости мальчика, жившего в такое тяжелое время.
Вопросы к теме «Черты послевоенного времени»
- 1. Кратко расскажи о сегодняшней жизни 10-12-летнего школьника.
- 2. Как ты думаешь, сильно ли изменились желания, мечты, поведение ваших ровесников, живших в послевоенные 40-е годы?
- 3. Кто является главным героем рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?
- 4. Как ты относишься к его желанию продолжать обучение?
- 5. Как характеризует мальчика его забота о младшем брате и сестре, нежелание расстраивать мать возникшими у него проблемами?
- 6. Что ты можешь сказать о мальчике, так стойко переносящем голод?
- 7. Почему скромный, неизбалованный мальчик начал играть на деньги?
- 8. Как героя рассказа характеризует его поведение во время драки? Что более обидело мальчика: унижение избитого или ложь?
- 9. Почему герой, не испугавшись угроз, снова приходит на полянку за огородами?
- 10. Как меняют поведение мальчика жизненные уроки?
- 11. Как два описания природы полянки изображают различное внутреннее(психологическое]состояние героя?
- 12. Что испытывает мальчик, ожидая наказания за игру на деньги?
- 13. Найди развернутые портретные описания мальчика и Лидии Михайловны. Какой художественный прием использован в этих портретных описаниях?
- Составь таблицу:
Вопросы к теме «Образ мальчика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» и приемы его создания»
Лидия Михайловна
мальчик
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре...»; «запах духов»; учительница «загадочного французского языка»; «что-то особое сказочное, неподвластное»— «внимательные глаза»
Стоял «не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее...»; «беды и несуразности»; «дурная сила»; «крючился на парте диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный... в старом застиранном пиджачишке на обвислых плечах..., из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленные чирки* марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки»
14. Почему мальчик обращает внимание на одежду учительницы?
15. Почему бедный голодающий мальчик не принял посылку с продуктами? Как его характеризует этот поступок?
16. Как мальчик выдержал все жизненные испытания?
17. Привлекая материалы статьи В.Г. Распутина «Уроки доброты», подумай и ответь, что помогло мальчику вырасти достойным человеком?
- 1. Что для тебя значит слово «учитель»?
- 2. Соответствует ли образ Лидии Михайловны твоему представлению об учителе?
- 3. Какую роль в рассказе имеет посвящение? (Анастасия Прокопьевна Копылова - мама драматурга Александра Вампилова, учительница, посвятившая детям всю свою жизнь).
- 4. Проиллюстрируй примерами из текста следующие качества Лидии Михайловны (не забудь послесловие):
- - душевная щедрость;
- - доброта;
- - истинная любовь к детям;
- - отсутствие боязни потерять работу из-за нетрадиционных методов помощи детям;
- - желание ободрить, поддержать, помочь;
- - чувство собственного достоинства в поведении учительницы.
- 5. Какое воздействие образ Лидии Михайловны оказал на мальчика?
- 6. Объясни смысл предисловия.
- 7. Одиннадцатилетний мальчик или зрелый человек дает оценку прошлому и рассуждает о законах доброты?
- 8. Какой урок преподает тебе и другим читателям В.Г. Распутин?
Вопросы к теме « Образ учителя в рассказе».