СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ по рассказу "Уроки французского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все материалы к презентации взяты из книги "Как научиться писать сочинения". 6кл._Куманова Н.В._2006 96с

Просмотр содержимого документа
«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ по рассказу "Уроки французского"»

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ по рассказу

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ по рассказу "Уроки французского"

Девятнадцатое марта

-        Почему учительница забыла, что отправляла своему ученику посылку с макаронами? -        Почему писатель в своем творчестве обращается к ав­тобиографическим жизненным фактам? -        Как ты понимаешь, что такое духовная память и духов­ный опыт человека? Вопросы по статье «Уроки доброты»
  • -        Почему учительница забыла, что отправляла своему ученику посылку с макаронами?
  • -        Почему писатель в своем творчестве обращается к ав­тобиографическим жизненным фактам?
  • -        Как ты понимаешь, что такое духовная память и духов­ный опыт человека?

Вопросы по статье «Уроки доброты»

1.Краткое вступление в роли предисловия. Вина перед учителем и родителями за то, что стало с ними после школы. 2.  1948 год. Отъезд из дома для обучения в 5-м классе. 3.  Начало самостоятельной жизни в 11 лет. 4.  Послевоенный голод и как его пытались пережить дети. 5.  Отношение героя к учебе. 6.  Неудачи во французском произношении. 7.  Тоска по родному дому. 8.  Неожиданное воровство продуктов. «Городской» голод. Гордое смирение. 9.  Игра в «чику». 10.  Отсутствие у героя друзей и причины этого. а)   Птаха б)   Тишкин 11.  Первые выигрыши. Недовольство Вадика. 12.  Обман. 13.Драка. 14.  Предательство Тишкина. 15.Неприятные представления о встрече с директором школы и страх исключения. 16.  Разговор с Лидией Михайловной. 17.  Голод заставил нарушить слово. 18.Игра и драка. 19.  Решение Лидии Михайловны. 20.  В квартирке учительницы. 21.Портрет Лидии Михайловны. 22.  Отказ от еды. 23.  Посылка. 24.  Разговор с Лидией Михайловной. 25.  Продолжение занятий и успехи во французском языке. 26.  Игра в пристенок с учительницей. План развития сюжета
  • 1.Краткое вступление в роли предисловия. Вина перед учителем и родителями за то, что стало с ними после школы.
  • 2.  1948 год. Отъезд из дома для обучения в 5-м классе.
  • 3.  Начало самостоятельной жизни в 11 лет.
  • 4.  Послевоенный голод и как его пытались пережить дети.
  • 5.  Отношение героя к учебе.
  • 6.  Неудачи во французском произношении.
  • 7.  Тоска по родному дому.
  • 8.  Неожиданное воровство продуктов. «Городской» голод. Гордое смирение.
  • 9.  Игра в «чику».
  • 10.  Отсутствие у героя друзей и причины этого.
  • а)   Птаха
  • б)   Тишкин
  • 11.  Первые выигрыши. Недовольство Вадика.
  • 12.  Обман.
  • 13.Драка.
  • 14.  Предательство Тишкина.
  • 15.Неприятные представления о встрече с директором школы и страх исключения.
  • 16.  Разговор с Лидией Михайловной.
  • 17.  Голод заставил нарушить слово.
  • 18.Игра и драка.
  • 19.  Решение Лидии Михайловны.
  • 20.  В квартирке учительницы.
  • 21.Портрет Лидии Михайловны.
  • 22.  Отказ от еды.
  • 23.  Посылка.
  • 24.  Разговор с Лидией Михайловной.
  • 25.  Продолжение занятий и успехи во французском языке.
  • 26.  Игра в пристенок с учительницей.

План развития сюжета

1.  Роль пейзажа в рассказе. Функции пейзажа*: а)       способствует созданию образа героя б)       является частью общей картины в)       выявляет состояние, настроение героя г)        выявляет характер повествования  2.  Черты послевоенного времени в рассказе.  3.  Образ учителя в рассказе.  4.  Добро и зло в рассказе.  5.  Образ мальчика и приемы его создания. Темы
  • 1.  Роль пейзажа в рассказе. Функции пейзажа*:
  • а)       способствует созданию образа героя
  • б)       является частью общей картины
  • в)       выявляет состояние, настроение героя
  • г)        выявляет характер повествования 2.  Черты послевоенного времени в рассказе. 3.  Образ учителя в рассказе. 4.  Добро и зло в рассказе. 5.  Образ мальчика и приемы его создания.

Темы

  • 1.      Какую роль выполняет пейзаж* в произведениях художе­ственной литературы? Много ли картин природы в рассказе Распутина? С чем это связано?
  • 2.      Используя тезисный событийный план, вспомни, в ка­ких эпизодах рассказа встречается пейзаж?
  • 3.      Охарактеризуй первое описание картины природы: - что видит герой рассказа за огородами?
  • - какие прилагательные и эпитеты использует Распутин при описании пейзажа?
  • - как данное восприятие природы характеризует героя?
  • - как изменилось описание поляны (цветовая гамма, характер эпитетов) после сцены первого избиения маль­чика? Почему?
  • 4. Найди в рассказе описание ранней осени. Какие при­меты осени присутствуют в этом пейзаже?
  • 5. Каким художественным приемом пользуется писатель при создании этой картины?
  • 6.  Как ты думаешь, мог ли так тонко и ярко описать при­роду деревенский одиннадцатилетний мальчик? Кто автор этого пейзажа?
  • 7.  Какие времена года описаны в рассказе? Как созда­ется образ каждого времена года?
  • 8. Сделай вывод о роли, которую играет пейзаж в рассказе
  • а)     передача различных внутренних состояний героя;
  • б)    образ времени в рассказе.

Вопросы к теме: «Роль пейзажа в рассказе»

1. От чьего имени ведется повествование? 2. На какое время выпало детство писателя В.Г. Распутина? 3. Что ты знаешь об этом времени? 4. Почему мальчик должен был с одиннадцати лет жить у чужих людей далеко от родного дома? 5. Как показана бедность колхоза, где мальчик жил с матерью? Обрати внимание на слова которые тебе не знакомы. Например: Полуторка - это небольшая грузовая машина, грузоподъ­емность 1,5 тонны. Райцентр - районный центр. 6. Как дети пытались бороться с голодом? 7. Почему, живя на квартире, мальчик похудел, хотя мать посылала ему из деревни посылки? 8. Где труднее переносить голов - в городе или в деревне? 9. Почему честный, порядочный мальчик стал играть на деньги? 10. Расскажи о школьнике, столкнувшемся с уличными законами жизни в небольшом поселке, об отношении героя к учителям. 11. Почему посылка с яблоками произвела на мальчика такое впечатление? 12. Сделай вывод о целенаправленности, целеустремлен­ности, мужестве и гордости мальчика, жившего в такое тя­желое время. Вопросы к теме «Черты послевоенного времени»
  • 1. От чьего имени ведется повествование?
  • 2. На какое время выпало детство писателя В.Г. Распутина?
  • 3. Что ты знаешь об этом времени?
  • 4. Почему мальчик должен был с одиннадцати лет жить у чужих людей далеко от родного дома?
  • 5. Как показана бедность колхоза, где мальчик жил с матерью?
  • Обрати внимание на слова которые тебе не знакомы. Например:
  • Полуторка - это небольшая грузовая машина, грузоподъ­емность 1,5 тонны.
  • Райцентр - районный центр.
  • 6. Как дети пытались бороться с голодом?
  • 7. Почему, живя на квартире, мальчик похудел, хотя мать посылала ему из деревни посылки?
  • 8. Где труднее переносить голов - в городе или в деревне?
  • 9. Почему честный, порядочный мальчик стал играть на деньги?
  • 10. Расскажи о школьнике, столкнувшемся с уличными законами жизни в небольшом поселке, об отношении героя к учителям.
  • 11. Почему посылка с яблоками произвела на мальчика такое впечатление?
  • 12. Сделай вывод о целенаправленности, целеустремлен­ности, мужестве и гордости мальчика, жившего в такое тя­желое время.

Вопросы к теме «Черты послевоенного времени»

  • 1. Кратко расскажи о сегодняшней жизни 10-12-летне­го школьника.
  • 2. Как ты думаешь, сильно ли изменились желания, меч­ты, поведение ваших ровесников, живших в послевоенные 40-е годы?
  • 3. Кто является главным героем рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?
  • 4. Как ты относишься к его желанию продолжать обучение?
  • 5. Как характеризует мальчика его забота о младшем брате и сестре, нежелание расстраивать мать возникшими у него проблемами?
  • 6. Что ты можешь сказать о мальчике, так стойко перено­сящем голод?
  • 7. Почему скромный, неизбалованный мальчик начал иг­рать на деньги?
  • 8. Как героя рассказа характеризует его поведение во время драки? Что более обидело мальчика: унижение изби­того или ложь?
  • 9. Почему герой, не испугавшись угроз, снова приходит на полянку за огородами?
  • 10. Как меняют поведение мальчика жизненные уроки?
  • 11. Как два описания природы полянки изображают раз­личное внутреннее(психологическое]состояние героя?
  • 12. Что испытывает мальчик, ожидая наказания за игру на деньги?
  • 13. Найди развернутые портретные описания мальчика и Лидии Михайловны. Какой художественный прием исполь­зован в этих портретных описаниях?
  • Составь таблицу:

Вопросы к теме «Образ мальчика в рассказе В.Г. Распу­тина «Уроки французского» и приемы его создания»

Лидия Михайловна мальчик «Она сидела передо мной ак­куратная вся, умная и краси­вая, красивая и в одежде, и в своей  женской молодой поре...»; «запах духов»; учительница «загадочного французского языка»; «что-то особое сказочное, неподвластное»— «внима­тельные глаза» Стоял «не смея поднять гла­за на нее, я не посмел и об­мануть ее...»; «беды и несуразности»; «дурная сила»; «крючился на парте дикова­тый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный... в старом застиранном пид­жачишке на обвислых пле­чах..., из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и зап­равленные чирки* марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки» 14. Почему мальчик обращает внимание на одежду учи­тельницы? 15. Почему бедный голодающий мальчик не принял по­сылку с продуктами? Как его характеризует этот поступок? 16. Как мальчик выдержал все жизненные испытания? 17. Привлекая материалы статьи В.Г. Распутина «Уроки доброты», подумай и ответь, что помогло мальчику вырасти достойным человеком?

Лидия Михайловна

мальчик

«Она сидела передо мной ак­куратная вся, умная и краси­вая, красивая и в одежде, и в своей  женской молодой поре...»; «запах духов»; учительница «загадочного французского языка»; «что-то особое сказочное, неподвластное»— «внима­тельные глаза»

Стоял «не смея поднять гла­за на нее, я не посмел и об­мануть ее...»; «беды и несуразности»; «дурная сила»; «крючился на парте дикова­тый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный... в старом застиранном пид­жачишке на обвислых пле­чах..., из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и зап­равленные чирки* марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки»

14. Почему мальчик обращает внимание на одежду учи­тельницы?

15. Почему бедный голодающий мальчик не принял по­сылку с продуктами? Как его характеризует этот поступок?

16. Как мальчик выдержал все жизненные испытания?

17. Привлекая материалы статьи В.Г. Распутина «Уроки доброты», подумай и ответь, что помогло мальчику вырасти достойным человеком?

1. Что для тебя значит слово «учитель»? 2. Соответствует ли образ Лидии Михайловны твоему представлению об учителе? 3. Какую роль в рассказе имеет посвящение? (Анастасия Прокопьевна Копылова - мама драматурга Александра Вампилова, учительница, посвятившая детям всю свою жизнь). 4. Проиллюстрируй примерами из текста следующие ка­чества Лидии Михайловны (не забудь послесловие): - душевная щедрость; - доброта; - истинная любовь к детям; - отсутствие боязни потерять работу из-за нетрадици­онных методов помощи детям; - желание ободрить, поддержать, помочь; - чувство собственного достоинства в поведении учи­тельницы. 5. Какое воздействие образ Лидии Михайловны оказал на мальчика? 6. Объясни смысл предисловия. 7. Одиннадцатилетний мальчик или зрелый человек дает оценку прошлому и рассуждает о законах доброты? 8. Какой урок преподает тебе и другим читателям В.Г. Рас­путин? Вопросы к теме « Образ учителя в рассказе».
  • 1. Что для тебя значит слово «учитель»?
  • 2. Соответствует ли образ Лидии Михайловны твоему представлению об учителе?
  • 3. Какую роль в рассказе имеет посвящение? (Анастасия Прокопьевна Копылова - мама драматурга Александра Вампилова, учительница, посвятившая детям всю свою жизнь).
  • 4. Проиллюстрируй примерами из текста следующие ка­чества Лидии Михайловны (не забудь послесловие):
  • - душевная щедрость;
  • - доброта;
  • - истинная любовь к детям;
  • - отсутствие боязни потерять работу из-за нетрадици­онных методов помощи детям;
  • - желание ободрить, поддержать, помочь;
  • - чувство собственного достоинства в поведении учи­тельницы.
  • 5. Какое воздействие образ Лидии Михайловны оказал на мальчика?
  • 6. Объясни смысл предисловия.
  • 7. Одиннадцатилетний мальчик или зрелый человек дает оценку прошлому и рассуждает о законах доброты?
  • 8. Какой урок преподает тебе и другим читателям В.Г. Рас­путин?

Вопросы к теме « Образ учителя в рассказе».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!